Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.obrazov-marpos.edu.cap.ru
1 Методический семинар «Методические и психологические основы проблемы оценивания»
2 ЭПИГРАФ "Копить можно не только капитал, но и знания, а с них в будущем тоже можно получать проценты".
3 Основные задачи педагогов Стимулировать познавательную активность учащихся Научить учащихся распределять свои силы и возможности Реализовать новые формы взаимодействия семьи и школы Ввести в жизнь ученика и семьи такие новые понятия «рынка знаний», как «заработать оценку-отметку»
4 Воспитательная задача Формирование у учеников уважительного отношения и привычки к труду, сознательной дисциплины, чувства ответственности и т.д. В процессе учебы выражаются навыки объективного анализа, оценки и самооценки. Очень важно, чтобы учитель все это держал в поле зрения и своевременно оценивал, с учетом индивидуальных способностей каждого ученика, применяя систему оценивания.
5 Что такое «система оценивания»? Система оценивания знаний система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса.
6 Основные функции, которые призвана выполнять школьная оценка: 1. Определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником и достигнутых результатов в их динамике. 2. Выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы. 3. Определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников. 4. Создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребенка к успешной учебной деятельности.
7 История вопроса В истории российского просвещения изначально существовала трёхразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 г.) высший разряд обозначал очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначал успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризовал успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».
8 История вопроса Постепенно словесная оценка становилась короче, она чаще заменялась цифровой. В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5- балльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» слабые успехи; «2» посредственные; «З» достаточные; «4» хорошие; «5» отличные. В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную.
9 У соседей Беларусь - 10-балльная шкала; Украина - 12-балльная; Прибалтика - 5-балльная шкала, «1» оценка за невыполненную работу; Молдавия - 10-балльная шкала. Грузия - 10-балльная шкала
10 ОТМЕТКА Таким нормативным выражением оценки является школьная отметка.
11 ОТМЕТКА Отметка, являясь по сути единственным рабочим инструментом учителя для оценки учебного труда ребенка, выполняет различные по своей природе функции и поэтому нередко противоречит сама себе. Например, умышленно завышенная отметка за контрольную работу с целью поддержания интереса ученика к предмету и веры в собственные силы уже не будет отражать реальный уровень его успешности. Кроме того, учитель тем самым исказит в лучшую сторону и оценку качества своей собственной деятельности.
12 Недостатки школьной отметки 1) Субъективизм оценки приводит к тому, что отметка, особенно низкая, зачастую вызывает недоверие и конфликтные ситуации, что повышает тревожность детей, учителей и родителей, делает их не партнерами, а оппонентами в учебном процессе. 2) Существующая практика оценивания мотивирует школьников на получение отметки, а не знаний. Отметка является, как известно, не только формой оценки, но еще и мощным средством наказаний и поощрений вне школьной жизни. В связи с этим эффект оценивания, который заключается в анализе ситуации и поиске путей для ликвидации проблемных зон, подменяется борьбой за определенную запись в классном журнале. 3) Направленность на оценивание результата деятельности без достаточной рефлексии самого процесса отрицательно влияет на формирование адекватной самооценки школьников. На определенном этапе дети самоидентифицируют себя с отличниками, троечниками и двоечниками, что не позволяет им в полной мере реализовать свой потенциал, сковывает их инициативу и творчество. Это в корне противоречит цели формирования у подрастающего поколения основ для саморазвития.
13 ВЫВОДЫ: 1. Нынешняя система оценивания учебной деятельности школьников страдает целым комплексом противоречий. Их можно разделить на три группы: противоречия управленческого, педагогического и психолого-физиологического характера.
14 ВЫВОДЫ: 2. Указанные противоречия - это не проблема только начальной школы, а общая проблема для всех ступеней обучения вплоть до 11 класса. Просто на каждой ступени указанные противоречия имеют ряд своих особенностей.
15 ВЫВОДЫ: 3. Введение в начальной школе безотметочного обучения (в буквальном понимании смысла этого термина - без отметок, без формы оценивания) - не устраняет недостатки существующей системы оценивания, а прячет их в песок, переносит решение имеющихся проблем на среднюю ступень с мало изученными пока последствиями.
16 ВЫВОДЫ: Значит, смысл термина безотметочное обучение заключается не в отказе от отметки, если речь не идет об очень непродолжительном адаптационном периоде, когда ребенок усваивает нормы оценивания. Проблема оценивания может обсуждаться лишь в направлении поиска путей преодоления имеющихся противоречий, снятия конфликтных зон и т.д.
17 ПРОБЛЕМА 1. Разные учителя (даже по одному и тому же предмету) по-разному понимают и реализуют цели обучения. Но все они могут быть классифицированы в контексте целевых требований Закона РФ Об образовании и социального заказа общества.
18 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1 1) Комплексное, всестороннее и массовое донесение до учителей и управленцев приоритетных целей Закона РФ Об образовании и социального заказа общества. 2) Внедрение единого метода реализации этих целей (например, технологии деятельностного подхода) для каждой ступени обучения и с соответствующей спецификацией по каждому учебному предмету. 3) Разработка и внедрение соответствующих методик по каждой учебной дисциплине.
19 ПРОБЛЕМА 2. Субъективизм и неоднозначность объекта оценивания.
20 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 2 Показатель успеха ученика не должен зависеть от личностных взаимоотношений учителя и ученика.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.