Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемxn--32-mlcclhlgzu4d.xn--p1ai
1 1 О разработке Российской академией образования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Президент РАО Н.Д. Никандров Вице-президент РАН В.В. Козлов Вице-президент РАО А.А. Кузнецов Член-корреспондент РАО А.М. Кондаков Академик РАО М.В. Рыжаков В.Р. Кучма, РАМН В.Р. Кучма, РАМН Академик РАО В.Д. Шадриков
2 Инновационность стандартов Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования
3 Инновационность структуры стандартов 3 Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ
4 4 Заказчики проекта Российскаяакадемияобразования Росспорт Министерство образования и науки Российской Федерации МЧС МинобороныРоссии МинсельхозРоссии МинкультурыРоссии
5 5 Разработчики проекта Российская академия образования Российская академия наук Российскаяакадемия медицинских наук МГУ РАПКРО Институт развития образования Татарстана ФИРО ВШЭ
6 6 Разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Федеральное агентство по образованию Конкурс Ф-20 Российская академия образования Внутренние конкурсы И с п о л н и т е л и 28 лотов
7 7 Этапы разработки ФГОС Концептуальные и методологические основы Концептуальные и методологические основы Проекты нормативно- методического сопровождения стандартов Проекты нормативно- методического сопровождения стандартов Апробация в начальной школе Апробация в начальной школе Апробация в основной школе Апробация в основной школе Апробация в старшей школе Апробация в старшей школе 2006 год годы годы годы годы
8 8 Разработчики – участники апробации – органы управления образованием и образовательные учреждения Российская академия образования Московская область Ярославская область Ленинградская область Челябинская область Республика Саха (Якутия) Новосибирская область Омская область Ямало-Ненецкий АО Оренбургская область Республика Татарстан Ростовская область Республика Дагестан Калининградская область Ставропольский край
9 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения К онцепция, результаты, перспективы
10 Новые подходы к определению стратегических целей стандартов Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета
11 Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 11 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
12 Стратегические задачи разработки стандартов Обеспечение социальной консолидации общества Обеспечение социальной консолидации общества Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства Обеспечение безопасности личности, общества и государства Обеспечение безопасности личности, общества и государства Смена ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности Смена ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов
13 Инновационные функции стандартов Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации Инструмент реализации государственной политики в сфере образования Инструмент реализации государственной политики в сфере образования
14 Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
15 Инновационность содержания стандартов Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования Ориентация на развитие вариативности образования Ориентация на развитие вариативности образования Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д. Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.
16 Инновационность организации работы над стандартами Междисциплинарный характер разработки стандартов Междисциплинарный характер разработки стандартов Сопряжение процессов разработки и апробации Сопряжение процессов разработки и апробации Широкое профессиональное и общественное обсуждение Широкое профессиональное и общественное обсуждение
17 standart.edu.ru 17
18 Результаты работы, 2006 год Требования к структуре основных образовательных программ Выявление и согласование потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Мониторинговые исследования Выявление и согласование потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Мониторинговые исследования Оценка социально-экономических и политических рисков введения стандартов второго поколения Оценка социально-экономических и политических рисков введения стандартов второго поколения Требования к структуре основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Модели основных общеобразовательных программ общего образования Модели основных общеобразовательных программ общего образования Базисный образовательный план Базисный образовательный план Примерные программы Примерные программы Программа воспитания Программа воспитания
19 Результаты работы, годы Требования к условиям реализации основных образовательных программ Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных общеобразовательных программ Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных общеобразовательных программ Система гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ Система гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ Требования к программам профессионального педагогического образования, соответствующим государственным стандартам общего образования второго поколения, и результатам их освоения Требования к программам профессионального педагогического образования, соответствующим государственным стандартам общего образования второго поколения, и результатам их освоения Процедура оценки выполнения требований стандарта к ресурсному обеспечению образовательного процесса в школе Процедура оценки выполнения требований стандарта к ресурсному обеспечению образовательного процесса в школе Методология и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и гигиенической экспертизы образовательных технологий Методология и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и гигиенической экспертизы образовательных технологий
20 Результаты работы годы Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ «Фундаментальное ядро» содержания общего образования «Фундаментальное ядро» содержания общего образования Программы формирования и развития универсальных учебных действий Программы формирования и развития универсальных учебных действий Планируемые результаты освоения основных общеобразовательных программ Планируемые результаты освоения основных общеобразовательных программ Технологии проектирования учебного процесса, направленного на достижение требований государственных стандартов общего образования второго поколения Технологии проектирования учебного процесса, направленного на достижение требований государственных стандартов общего образования второго поколения Система оценки планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ Система оценки планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ
21 Стандарты второго поколения обеспечивают переход от «догоняющей» к «опережающей» модели модернизации образования как основного локомотива формирования национальной инновационной системы
22 Требования к результатам освоения основных образовательных программ
23 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования
24 Назначение Задают основные результаты образования – общие и по ступеням Задают основные результаты образования – общие и по ступеням Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: учебных программах (предметные, метапредметные, личностные) учебных программах (предметные, метапредметные, личностные) программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные) программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные)
25 Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
26 Представление требований к результатам освоения основных образовательных программ с разной степенью детализации в самом стандарте и программно- методических документах, обеспечивающих его реализацию в образовательном процессе
27 Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться ориентиром для оценки состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Требования к результатам образования являются основой для нормирования условий осуществления образовательного процесса основой для аттестации в различных видах учреждений общего образования основой для аттестации учителей учреждений общего образования основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования
28 Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать Выявление предметных, метапредметных и личностных результатов Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования); Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования); Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности
29 Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
30 Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие: научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности коммуникативные и информационные умения коммуникативные и информационные умения умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций способность к контролю и самоконтролю способность к контролю и самоконтролю способность к творческому решению учебных и практических задач способность к творческому решению учебных и практических задач
31 Требования к структуре основных образовательных программ
32 Состав и базовые компоненты ООП начального образования основного образования полного среднего образования Инвариантная и вариативная части
33 Основная образовательная программа Целевой компонент Основные средства реализации образовательного процесса Требования к структуре основных образовательных программ: базовые компоненты Система нормативов
34 Основная педагогическая задача Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?Ценностиобразования
35 Объекты нормирования БОП Программы развития УУД Примерные учебные программы Модели оцени- вания Ядро содер- жания образо- вания образовательный процесс Другие матери- алы Программы воспитания и социа- лизации Требования к структуре основных образовательных программ: система нормативов Программы внеуроч- ной дея- тельности
36 Базисный образовательный план Программы воспитания и социализации Концепция образователь ных областей Планируемые результаты обучения Универсаль ные учебные действия Примерные программы Фундаме нтальное ядро содержа ния Ценност ные ориентир ы Внеучебные Внешкольные УМК ТТТТТТ Базисный Требования стандартов и обеспечение образовательного процесса
37 Примерные программы: назначение и особенности Примерная программа Пояснительная записка Планируемые результаты (обобщенная форма) Основное содержание Рекомендации Варианты тематического планирования Рекомендации по оцениванию Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе
38 Корректировка существующих и подготовка новых УМК по предметам БУП Корректировка существующих и подготовка новых УМК по предметам БУП Подготовка УМК для внеурочной деятельности Подготовка УМК для внеурочной деятельности Материалы для формирования и оценки сформированности универсальных и предметных учебных действий Материалы для формирования и оценки сформированности универсальных и предметных учебных действий Материалы для системы оценивания Материалы для системы оценивания Учебно-методическое обеспечение
39 39 Cистема гигиенических требований к условиям реализации образовательной программы начального общего образования
40 40 Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья нервно-психических и вегетативных расстройств нервно-психических и вегетативных расстройств нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта
41 41 Суммарный объем учебной нагрузки у современных школьников на разных ступенях школьного образования (для 6- дневной учебной недели) Компоненты нагрузки Ступени школьного образования 1-я (на примере уч-ся 4 кл.) 2-я (на примере уч-ся 9 кл.) 3-я (на примере уч-ся 11 кл.) Максимально допустимое количество часов в неделю (аудиторная школьная нагрузка в ч) Факультативы (обязательные занятия по выбору*) в пересчете на неделю (в ч) 255 Затраты времени на приготовление домашних заданий в пересчете на неделю (ч) Дополнительная образовательная нагрузка в связи с предстоящим поступлением в ВУЗ (ч) --9 Итого в неделю (ч) Итого в день (ч) 7,011,313,0
42 42 Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям организация учебного процесса организация учебного процесса книжные и электронные учебные издания книжные и электронные учебные издания нормативы веса ежедневного комплекта учебников нормативы веса ежедневного комплекта учебников технические средства обучения технические средства обучения школьное питание школьное питание медицинское обеспечение медицинское обеспечение санитарное состояние и содержание образовательного учреждения санитарное состояние и содержание образовательного учреждения размещение общеобразовательного учреждения; размещение общеобразовательного учреждения; участок и здание участок и здание воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение водоснабжение и канализация водоснабжение и канализация учебная мебель и её расстановка учебная мебель и её расстановка
43 43 Существующие СанПиНы, регламентирующие жизнедеятельность общеобразовательных учреждений, не отвечают в полной мере тем переменам, которые происходят сегодня в школьном образовании
44 44 Новые гигиенические требования Регламентация образовательной нагрузки увязана с инновационными педагогическими технологиями, которые могут как усилить, так и ослабить влияние объемных показателей нагрузки
45 45 Фундаментальное ядро содержания общего образования
46 Основная функция Фундаментального ядра в концепции стандартов ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА: Обобщенные запросы и ожидания личности, общества, государства СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
47 Состав фундаментального ядра общего образования Основополагающие элементы научного знания: - ведущие идеи и теории - ключевые факты -основные понятия - методы Универсальные учебные действия -личностные -регулятивные - познавательные ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО
48 Принципы методологической основы разработки фундаментальность фундаментальность системность системность
49 Разработка фундаментального ядра содержания общего среднего образования призвана противодействовать явным и неявным попыткам обеднения содержания школьного образования и минимизации требований к уровню знаний учащихся
50 Фундаментальное ядро – средство Универсализации образования ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО обеспечивает выполнение важнейших требований общества к образовательной системе: Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий
51 Место и назначение Фундаментального ядра в системе нормативного обеспечения стандартов ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Базисный учебный план Планируемые результаты обучения ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО Программа формирования универсальных учебных действий ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
52 РАЗРАБОТКА (РАН, РАО) ОБСУЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КОРРЕКТИРОВКАУТВЕРЖДЕНИЕ Схема работы над Фундаментальным ядром содержания общего среднего образования
53 ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО КОНЦЕПЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫЕ ПО ПРЕДМЕТАМ И БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ: - НАЧАЛЬНОЕ - ОСНОВНОЕ - СРЕДНЕЕ Схема организации работы на основе Фундаментального ядра
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.