Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемsholl5-brin.narod.ru
1 ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Подготовила педагог – психолог МОУ СОШ 5 Кумпан Наталья Николаевна
2 Причина всему – Жизнь, дарованная Творцом человеку. Задача человека – переводить Жизнь на качественно новый уровень !
3 Новые о тношения в ш коле позволяют н ам р ассматривать воспитание и о бразование к ак целостное я вление ф ормирования нового м ировоззрения ч еловека в контексте п ричинности идеального з доровья, ч истоты духовной и ф изической.
4 Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы целеполагания в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся.
5 Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде, деструктивизм и дегуманизация проявлений молодёжи.
6 Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена нравственно - этическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни : учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность, обеспечивая их этическим содержанием.
7 Важно также, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин, а каждый педагог нёс положительный заряд взаимодействия с детьми, основанный на уважении к ним, принципах возрастного, личностно - ориентированного и субъектного подхода не на словах, а в практическом действии.
8 Для этого необходимо вычленить сферу целеполагания в структуре учебно - воспитательного процесса и считать её определяющей в образовательной деятельности школы, формирующей не только интеллектуальное, но и нравственное взросление школьников, перспективные возможности их морального противодействия и противоядия негативным процессам в школьной и окружающей социальной среде.
9 Этого можно достигнуть при органичном включении в контекст учебно - воспитательного процесса школы адекватной его организационной структуре системы нравственного воспитания, отвечающей также социальным запросам общества и семьи. Органичное и естественное погружение подобной системы в логику учебно - воспитательного процесса школы позволит реализовать её направленность на позитивные проявления детей и их стимулирование, создание ситуации успеха и нравственной защиты каждому ребёнку, включённость его в процесс взаимодействия со старшими и младшими.
10 Содержание и педагогические принципы нравственного воспитания школьников Процесс модернизации образования поставил перед школой серьёзные воспитательные задачи. Их решение зависит от выявления и осмысления реального уровня воспитанности современных школьников, что требует определения критериальных оснований в нравственной направленности воспитания. На их основе можно ориентироваться в его содержании, общей направленности и педагогических принципах.
11 Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной школе необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся.
12 Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать : Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру. Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями. Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
13 Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально - рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку. Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
14 Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
15 Культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности. Способность к нравственному усилию, « усилию человека быть » ( Мамардашвили ) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования. Чувство эмпатии - эмоциональное « чувствование » другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
16 На каких же основных педагогических принципах необходимо осуществлять данную направленность нравственного воспитания ? Взаимосвязь и взаимодействие знания - чувства - поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности.
17 Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и учащихся как основной принцип всей воспитательной политики школы.
18 Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.
19 Какие же направления в организации воспитательной деятельности следует, как подсказывает педагогическая наука и практика, вычленить в качестве приоритетов? - Организацию разностороннего позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения; - Создание педагогических условий, формирующих моральную устойчивость школьников средствами актуализации этического разнообразия ситуаций, активизирующих возможность выбора и формирующих необходимость нравственных усилий школьников;
20 - Развитие потребностной и эмоциональной сферы учащихся в нравственно-духовном контексте, формирование нравственно ориентированной мотивации. - Повышение статуса методов воспитания, ориентированных на его субъектное основание, самооценку, самоанализ, самоопределение учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования.
21 Системный подход в нравственном воспитании учащихся - основа его непрерывности в целостной структуре учебно- воспитательного процесса школы.
22 «Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в предверии могилы Лишь зло пожнём. Посеем семена добра, Покуда сеять можем, Пока земля, что столь щедра, Для нас не станет ложем. Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро - творить трудней. Рождает зверя зверь, Рождает птица птицу, От доброго добро, От злого зло родится»...
23 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.