Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемhistory-kuban.ucoz.ru
1 « СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ » или « Георгий Победоносец »
2 Святой Георгий - Победоносец ( Каппадокийский ) ( греч. Άγιος Γεώργιος ) христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен.
3 СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ Первая треть XVI века. Москва. Происходит из Успенского собора города Дмитрова. Хранится в Центральном Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева с 1959 года.
4 На иконе с золотым фоном, символизирующим Царство Небесное, святой Георгий изображается во всеоружии. Это символ не только его доблести, как военачальника, но и евангелических слов, которые он исполнил в полноте : «... станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир ; а паче всего возьмите щит веры, которым возможе угасить все раскаленные стрелы лукавого ; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие » ( Послание Ефесянам гл. 6 ст ). Красный цвет плаща символ мучений, которые святой Георгий претерпел за веру.
5 ЖИТИЕ Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии в семье христиан ( вариант родился в Лидде, Палестина, а вырос в Каппадокии ; либо же наоборот его отца замучили за исповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину ). Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Греческие сказания
6 Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.
7 « ГЕОРГИЙ – ПОБЕДОНОСЕЦ »
8 В 1- й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжелый камень На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились. Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
9 Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах ( вариант с острыми гвоздями внутри ). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором. Его избили плетьми ( воловьими жилами ) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым. На 7- й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес ( воскресил умершего и оживил павшего вола ), что заставило многих обратиться в христианство.
10 ЖИТИЙНАЯ КНИГА Житийная икона св. Георгия. В клеймах можно разглядеть различные пытки, в том числе и те, которых нет в стандартном списке например, как его жгут в медном раскалённом докрасна быке.
11 Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тот час позвал слугу, который записал всё сказанное ( один из апокрифов написан от лица именно этого слуги ) и велел после смерти отвезти своё тело в Палестину.
13 ДАМИАН. « СВ. ГЕОРГИЙ ВОСКРЕШАЕТ ПАВШЕГО ВОЛА », ГРУЗИЯ
14 * Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа - тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом. Диолектиан в гневе закричал : « Отсечь ! Отсечь головы ! Обоим отсечь !» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. * Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана ( реальную супругу императора, известную по историческим источникам, звали Приска ).
15 * Легенды о святом Георгии излагал Симеон Метафраст, Андрей Иерусалимский, Григорий Кипрский. В традиции Византийской империи существует легендарная связь между Георгием Победоносцем и святыми воинами Феодорами Феодором Стратилатом и Феодором Тироном. Исследователи объясняют это тем, что Галатия и Пафлагония, которые являлись центрами почитания близостью святых Феодоров были недалеко от Малой Азии и Каппадокии, где почитали святого Георгия. * Существует ещё одна связь Между Феодором Стратилатом и Георгием Победоносцем. В русских духовных стихотворных произведениях Феодор ( без уточнения ) это отец Егория ( Георгий Победоносец ). Существует также немецкая средневековая поэма, в которой братом Георгия назван воин Феодор ( из контекста неясно, Тирон или Стратилат ).
16 ЛАТИНСКИЕ ЛЕГЕНДЫ Микаэл ван Кокси. « Мученичество святого Георгия »
17 Латинские тексты его жития, являясь изначально переводами греческих, со временем стали сильно отличаться от них. Они гласят, что по наущению дьявола персидский император Дациан, повелитель 72- х царей, подверг жестоким гонениям христиан. В это время жил некий Георгий из Каппадокии, уроженец Мелитены, он жил там у некоей благочестивой вдовы. Его подвергли многочисленным пыткам ( дыба, железные клещи, огонь, колесо с железными остриями, сапоги, прибитые к ногам, железный сундук, изнутри утыканный гвоздями, который сбрасывали с обрыва, били кувалдами, клали столб на грудь, швыряли на голову тяжелый камень, клали на раскаленное железное ложе, лили расплавленный свинец, бросали в колодец, забивали 40 длинных гвоздей, сжигали в медном быке ). После каждой пытки Георгий снова исцелялся. Мучения продолжались 7 лет. Его стойкость и чудеса обратили в христианство человек, в том числе и царицу Александру. Когда по приказу Дациана казнили Георгия и Александру, с неба сошёл огненный вихрь и испепелил самого императора.
18 Рейнбот фон Турн (XIII век ) пересказывает легенду, упрощая её : 72 царя у него превратились в 7, а бесчисленные пытки сократились до 8 ( связывают и кладут на грудь тяжелый груз ; бьют палками ; морят голодом ; колесуют ; четвертуют и бросают в пруд ; спускают с горы в медном быке ; загонят под ногти отравленным мечом ), и наконец, отрубают голову. Яков Ворагинский пишет, что сначала его привязали к кресту и драли железными крючьями, пока наружу не вылезли кишки, а потом окатили соленой водой. На следующий день заставили выпить яд. Затем привязали к колесу, но оно сломалось ; затем бросили в котел с расплавленным свинцом. Потом по его молитве с небес сошла молния и испепелила всех идолов, а земля разверзлась и поглотила жрецов. Жена Дациана ( тут это проконсул при Диоклетиане ) обратилась, увидев это, в христианство ; её с Георгием обезглавили, а Дациана после этого тоже испепелило.
19 ЧУДЕСА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея ( дракона ), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно : царевна церковь, змей язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом « древним змием ». Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.
20 ПАОЛО УЧЧЕЛЛО. « БИТВА СВ. ГЕОРГИЯ СО ЗМИЕМ »
21 УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ( ФРЕСКА АЛЬТИКЬЕРО ДА ДЗЕВИО В КАПЕЛЛЕ САН - ДЖОРДЖО, ПАДУЯ Реальность существования святого Георгия, как и многих раннехристианских святых, находится под вопросом
22 изображение святого Георгия более материалистическое : мускулистый мужчина в тяжёлых доспехах и шлеме, с толстым копьём, на реалистичном коне с физическим напряжением пронзает копьём почти реалистичного змея с крыльями и лапами изображение святого Георгия более духовно : не очень мускулистый юноша ( без бороды ) без тяжёлых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьём, на нереалистичном ( духовном ) коне без особого физического напряжения пронзает копьём нереалистичного ( духовного ) змея с крыльями и лапами. СУЩЕСТВУЕТ ДВА НАПРАВЛЕНИЯ ИКОНОГРАФИИ ЧУДА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ : ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ. Западная школа Восточная школа
23 « ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ » ( ИКОНА, КОНЕЦ XIV ВЕКА ) Самое популярное изображение Святого Георгия.
24 Новгород, н. XIV в., 90 х 63 см Государственный Русский музей
25 Клейма читаются слева направо, как текст книги. Порядок клейм : 1. Георгий раздает свое имущество нищим ; 2. Взятие Георгия под стражу ; 3. Георгия приводят к Диоклетиану ; 4. Георгий в темнице ; 5. Мучение на колесе ; 6. Георгий молитвой сокрушает языческих богов ; 7. Мучение удицами ;
26 8. Избиение Георгия дубовыми прутьями ; 9. Георгия трут камнем ; 10. Георгия жгут свечами ; 11. Георгия " в котле варят "; 12. Георгия " пилою трут "; 13. Георгия опускают в кипящую смолу ; 14. Георгия " усекают мечом ".
27 Новгород, с. XIV в., 55 х 37 Государственная Третьяковская Галерея
28 Русский север, н. XVI в., 52,5 х 46,5 Государственный Эрмитаж
29 Вологда, н. XVI, 94,5 х 60 Государственный Русский музей
30 Русский север, н. XVI, 71 х 57, Государственный Эрмитаж
31 Русский север, II пол. XVI, 138 х 99 Государственный Русский музей
32 Никифор Савин, Строгановская школа, I пол. XVII, 35,2 х 29,8 Государственный Русский музей
33 Музей истории города Москвы МИЦ Русская Икона, Москва, 1998, 40 х 35,
34 МИЦ РУССКАЯ ИКОНА, МОСКВА, 2000, 32 Х 25, ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
35 Болгария, XVII в., 75.3 х 48.6 Национальн ая галерея, София
36 Русский север (?), II пол. XVI, 115,5 х 86,5 Устюжский краеведческий музей
37 ГЕРАЛЬДИКА Со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIVXV веков появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ святого Георгия ; в 1730 г. это было закреплено официально.
39 Зураб Церетели, Скульптура на Поклонной Горе, Москва
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.