Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.4.www.prodlenka.org
1 Муниципальная общеобразовательная средняя школа 6 Соловьева Ирина Владимировна, учитель высшей квалификационной категории Нижневартовск, 2009
2 Зачем же изображать бедность… и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, из отдалённых закоулков государства? …нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости Н.В. Гоголь «Все мы вышли из безмерно широкой «шинели» Гоголя». Ф.М. Достоевский
3 «Маленький человек» - это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственно- го устройства, злых сил и т.д. Проблема "маленького человека" - одна из ведущих в русской литературе 1840-х годов «Маленький человек» - это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправ- ный, забытый (и, всеми, и если можно так сказать, судьбой), жалкий.
4 В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: «Маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с опущением несправедливости, уязвленной гордостью)». «Станционный смотритель». Самсон Вырин в доме Минского. Художник М. Добужинский. 1905
5 Главные тематические черты образа «маленького человека». Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение Страдание, происходящее не по своей вине, а от слабости и ошибок Ущербность личности, часто убожество и неразвитость Осознание себя именно «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь именно в таком качестве, но часто с мечтой лишь об облегчении жизни Острота жизненных переживаний Обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства
6 Произведения русской классики, в которых затрагивается тема «маленького человека» «Станционный смотритель» А.С.Пушкина «Шинель» Н.В.Гоголя «Герои нашего времени» М.Ю.Лермонтова «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского «Война и мир» Л.Н. Толстого «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина
7 Какова главная тема «Шинели»? тема человеческого страдания, предопределенная укладом жизни Наибольшего апогея тема «маленького человека» достигла в произведениях Н.В. Гоголя. Гоголь открывает читателю мир чиновников в своих «Петербургских повестях».
8 1. Краткая характеристика героя, его место в жизни. 2. Представление героя о счастье. 3. Событие, которое изменило его жизнь коренным образом. 4. Попытка героя защитить себя. 5. Кто, по мнению героя, виноват в том, что с ним произошло? 6. Как автор заканчивает свое произведение? Иллюстрация Кукрыниксов к повести Гоголя «Шинель»
10 Каким изображён главный герой повести? Каким изображён главный герой повести?
11 Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в Акакии Акакиевиче всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество.
12 Когда сочувствие автора становится особенно явным? Когда сочувствие автора становится особенно явным?
13 Когда он рассказывает о молодом чиновнике, посмеявшемся над Акакием Акакиевичем вместе с товарищами.
14 Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени. Почему?Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени. Почему?
15 По народному представлению, имя – это судьба. А его назвали так же, как звали отца. Вероятно, такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника. Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. Акакий – не делающий зла, незлобивый, невинный.
16 О чём говорит фамилия Башмачкин?
17 Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и тёмном происхождении героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести даже не Башмаков, нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по-детски беззащитный.
18 Какова роль данного эпизода в произведении? «Шинель». Примерка новой шинели. Художник Л. Подлясская. 1951
19 «Идея шинели» возникает как мимолетное видение хоть какого-то смысла и цели в жизни, и эта фикция согревает «маленького человека, становясь его «подругой жизни».
20 Доказать, что образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения.
21 завязка – возникновение идеи сшить новую шинель или починить старую; развитие действий – походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта»; кульминация – кража новой шинели; развязка - безуспешные попытки Башмачкина вернуть шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней; эпилог - фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.
22 Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
23 Статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально
24 О чем же это произведение?
25 Несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение
26 Повесть Шинель, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. Почему значительное лицо стало лучше относиться к людям? Повесть Шинель, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. Почему значительное лицо стало лучше относиться к людям?
27 Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе маленького человека. Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.