Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемroschinamaria.narod.ru
1 2004 Дидактика высшей школы МЕТОДЫ и СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
2 2 Содержание 1. Определение понятия «метод обучения». 2. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. 3. Классификация методов обучения в высшей школе. 4. Средства обучения.
3 3 Методы обучения. Термин «метод» от греч. «методос» - путь способ продвижения к истине. Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных задач, направленных на овладение изучаемым материалом». «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Классификация м\о по источнику знаний (словесные, наглядные, практические). Классификация м\о по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение знаний, частично-поисковый, исследовательский). Современная классификация м\о в высшей школе. Выделяются 2 группы методов:
4 4 Методы обучения. 1. Методы, направленные на первичное овладение знаниями 2. Методы, направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков. Методы первой группы делятся на 2 подгруппы: Информационно-развивающие Проблемно-поисковые. Информационно – развивающие методы предполагают Передачу информации в готовом виде: лекция, объяснение, демонстрация учебных фильмов, слушание магнитофонных записей, использование средств «масс-медиа». Самостоятельное добывание знаний: ( самостоятельная работа с литературой, самостоятельная работа с обучающими программами, с\р с информационными базами данных.
5 5 Методы обучения, их классификация. Проблемно-поисковые методы: (проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествует изучению материала), КМД (коллективная мыслительная деятельность в малых группах), организационно-деятельностная игра, исследовательская работа. Методы, направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков делятся на 2 подгруппы: Репродуктивные Творчески-репродуктивные. Репродуктивные методы: Пересказ учебного материала. Выполнение упражнения по образцу Лабораторная работа по инструкции. Упражнения на тренажерах.
6 6 Методы обучения. Творчески-репродуктивные методы: Сочинения, вариативные упражнения. Решение задач ( в том числе с применением ЭВМ – расчетно- вычислительных, проектно-графических, информационно- поисковых). Анализ производственных ситуаций. Деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности
7 7 Средства обучения в в/ш. Средства обучения: Учебные книги: (учебник, учебное пособие, хрестоматия, сборник задач и заданий, словари, справочники, сборники нормативных документов, специальная литература, методические указания), Наглядные пособия: (таблицы, плакаты, муляжи, модели, натуральные объекты), Информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения кинофильмы, видео-фильмы, видеозаписи). Программно-методическое обеспечение компьютерной технологии автоматизированные обучающие курсы, учебные задания для решения задач, профессиограммы, контрольные задания). Специальное оборудование:( тренажеры, лингафонное оборудование, имитационные устройства).
8 8 Средства обучения. Дидактические материалы: ( обучающие программы, сценарии деловых игр, производственные ситуации для анализа, ситуационные задачи, индивидуальные проверочные опросники.). Технические средства обучения: ( учебники, аудиовизуальные: кинопроекторы, магнитофоны, кодоскопы, компьютеры). Лабораторное оборудование (приборы, аппараты, чертежное оборудование)
9 9 Д\о в мире. Америка. -е годы 20 в. Разработка инженерными колледжами учебных программ для ТВ г. Эти программы привели к образованию Национального Технологического Университета. Консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в штате Колорадо студентов изучали д\методом программы НТУ на инженерную степень. Модель международного электронного университета. По программам д\о в США работает сегодня и ТВ. ДО – куры передаются по 4-м ТВ – образовательным каналам.Вооруженные силы используют СДО для своих служащих. Великобритания. Система заочного образования были скопирована с советской. В начале 70-х годов создан ряд Открытых университетов Д\О. Сегодня 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием Д/О. Испанский Национальный Университет Д/О (существует 20 лет).
10 10 Организационно – методические модели Д/О 1. Обучение по типу экстерната. Для студентов и школьников, не могущих посещать стационарные учебные заведения. Экзамены. Лондон. 2. Обучение на базе одного университета. Система обучения для студентов на основе новых информационных технологий. Новый университет Южного Уэлса в Австралии проводит д\о для 5000 студентов (очно обучаются 3000). 3. Сотрудничество нескольких учебных заведений. Межуниверситетская телеобразовательная программа Кеприкон (университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая). Программа «Содружество в образовании» (Главы Британских глав содружества договорились об организации сети д/о) 4. Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей Д/О. Открытый университет в Лондоне. Национальный технологический университет США, штат Колорадо. 5. Автономные обучающие системы (в рамках ТВ).
11 11 Организационно – технологические модели ДО. 1. Единичная медиа – использование какого – либо одного средства обучения и канала передачи информации (обучение через переписку, учебные радио – или телепередачи). Отсутствует двусторонняя коммуникация. 2. Мультимедиа – использование различных средств обучения : учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы на различных носителях, аудио и видеозаписи. Доминирует информация «в одну сторону». 3. Гипермедиа - модель д/о, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Использование электронной почты, телеконференций, аудиообучение (телефон + телефакс). Комплекс средств: видеодиски, искусственный интеллект.
12 12 Организационно – технологические модели Д/О. Д/О дешевле традиционного на 20 % Стоимость сетевого обучения может снизиться минимум вдвое против традиционного. Все уч-ся пользуются самыми свежими учебно-методическими материалами, которые обновлять с помощью интернета легче. Отсев малоспособных студентов производить легче: пассивно вести себя на семинаре – легко, на электронных – невозможно. Всю совокупность методов преподавания и обучения на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий можно разбить на 4 основные группы: Методы самообучения. Педагогические методы «один – одному». Преподавание «один – многим». Образование на базе коммуникации «многие- многим».
13 13 Методы преподавания в СДО. Методы самообучения. Взаимодействие с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя. Печатные материалы (аудио и видео). Интерактивные базы данных. Материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Компьютерные обучающие программы. Метод «один – одному» Индивидуализированное преподавание и обучение. Взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем или другим обучаемым (непосредственный контакт, телефон, голосовая почта, электронная почта). Преподавание «один – многим». Лекции на аудио – или видеокассетах, читаемые по радио или ТВ (элекции). Педагогические методы на основе коммуникаций «многие – многим». Активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Проведение коллективных дискуссий, конференций. Компьютерные конференции, дискуссии, обмен письменными сообщениями в синхронном и асинхронном режиме.
14 14
15 15
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.