Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.opec.ru
1 GEM в России: некоторые результаты в 2010 г. Предновогодняя презентация,
2 2 Global Entrepreneurship Monitor (GEM) – международный лонгитюдный исследовательский проект для изучения уровня предпринимательской активности населения международный лонгитюдный исследовательский проект для изучения уровня предпринимательской активности населения начат в 1999 г. в 10 странах, в 2010 г. - около 60 стран. Ежегодно публикуются сводные отчеты, а также специальные тематические отчеты ( начат в 1999 г. в 10 странах, в 2010 г. - около 60 стран. Ежегодно публикуются сводные отчеты, а также специальные тематические отчеты ( свыше 200 исследователей активно участвуют в проекте GEM свыше 200 исследователей активно участвуют в проекте GEM От России с 2006 г. - смешанная команда в составе ВШМ Санкт- Петербургского гос. ун-та и Лаборатория социологических исследований ЦФИ ГУ-ВШЭ От России с 2006 г. - смешанная команда в составе ВШМ Санкт- Петербургского гос. ун-та и Лаборатория социологических исследований ЦФИ ГУ-ВШЭ Состав участников проекта в 2010 г.: к.э.н., доц. Алимова Т.А., Габелко М.В., Демьянова Ю.В., к.э.н., доц. Образцова О.И., д.э.н., проф. Чепуренко А.Ю., студенты и аспиранты ГУ-ВШЭ: Егоренков А., Григорьева А., Гулеева Ю., Маркин М., Мурзачева Е., Учаева Е., Ченина А., Шуклин В., Ярыгина Е. Состав участников проекта в 2010 г.: к.э.н., доц. Алимова Т.А., Габелко М.В., Демьянова Ю.В., к.э.н., доц. Образцова О.И., д.э.н., проф. Чепуренко А.Ю., студенты и аспиранты ГУ-ВШЭ: Егоренков А., Григорьева А., Гулеева Ю., Маркин М., Мурзачева Е., Учаева Е., Ченина А., Шуклин В., Ярыгина Е.
3 3 Определение предпринимательства в GEM …любая попытка создать новое предприятие или новый бизнес, - напр., самозанятость, учреждение новой предпринимательской фирмы или расширение уже существующего бизнеса, предпринимаемая физическим лицом, группой физических лиц или уже существующей фирмой
4 4 Важнейшие инструменты GEM Стандартизованный национальный опрос взрослого трудоспособного населения, APS (ГУ-ВШЭ) Стандартизованный национальный опрос взрослого трудоспособного населения, APS (ГУ-ВШЭ) Стандартизованные экспертные анкеты об условиях развития предпринимательства в соответствующих странах (ВШМ СПбГУ) Стандартизованные экспертные анкеты об условиях развития предпринимательства в соответствующих странах (ВШМ СПбГУ) Интервью лицом к лицу с местными экспертами – сбор мнений венчурных капиталистов, банкиров, правительственных чиновников, известных предпринимателей и т. д. (ВШМ СПбГУ) Интервью лицом к лицу с местными экспертами – сбор мнений венчурных капиталистов, банкиров, правительственных чиновников, известных предпринимателей и т. д. (ВШМ СПбГУ)
5 5 Социальный, культурный, политический контекст РУПД МСП («вторичная» экономика) предпринимат ельские возможности Предпринимательские способности, навыки, мотивация Новые фирмы Крупные устойчивые фирмы («первичная» экономика) Рост национальной экономики (рабочие места и технологическ ие инновации) Графическое изображение концептуальной модели GEM Источник: Maria Minniti. Global Entrepreneurship Monitor, 2005 Executive Report
6 6 Особенности методики GEM: в отличие от др. проектов (WB: Doing Business и др.) респонденты - не фирмы, а физические лица – в т.ч. самозанятые и предприниматели… GEM: в отличие от др. проектов (WB: Doing Business и др.) респонденты - не фирмы, а физические лица – в т.ч. самозанятые и предприниматели… поэтому из анализа выпадает учредительство новых бизнесов существующими предпринимательскими фирмами (интрапренерство) поэтому из анализа выпадает учредительство новых бизнесов существующими предпринимательскими фирмами (интрапренерство) Подавляющая часть респондентов APS к числу действующих или потенциальных предпринимателей не принадлежит, а значит… Подавляющая часть респондентов APS к числу действующих или потенциальных предпринимателей не принадлежит, а значит… …при стандартной выборке APS ( ) объемы большинства целевых групп не позволяют получить результаты, выходящие за пределы доверительного интервала – владельцы устоявшегося бизнеса, добровольные предприниматели и т.д. …при стандартной выборке APS ( ) объемы большинства целевых групп не позволяют получить результаты, выходящие за пределы доверительного интервала – владельцы устоявшегося бизнеса, добровольные предприниматели и т.д. В практике др. стран-участниц поэтому используются либо большие выборки, либо агрегирование данных за ряд лет для получения большей размерности целевых групп В практике др. стран-участниц поэтому используются либо большие выборки, либо агрегирование данных за ряд лет для получения большей размерности целевых групп
7 7 7 ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ РЕСПОНДЕНТОВ опроса взрослого трудоспособного населения
8 8 Возможности а нкет ного опроса GEM (взрослое население) : Социально-демографический портрет Социально-демографический портрет Поселенческие особенности Поселенческие особенности Человеческий капитал и факторы, влияющие на принятие решения о начале предпринимательской деятельности Человеческий капитал и факторы, влияющие на принятие решения о начале предпринимательской деятельности Мотивация предпринимательской деятельности Мотивация предпринимательской деятельности Структура финансирования ранних предпринимателей Структура финансирования ранних предпринимателей Виды деятельности ранних предпринимателей Виды деятельности ранних предпринимателей Инновационность (по технологии и по продукту) Инновационность (по технологии и по продукту) Экспортный потенциал Экспортный потенциал Перспективы роста (занятость в среднесрочной перспективе) Перспективы роста (занятость в среднесрочной перспективе) Влияние социальных сетей на возможности и условия старта Влияние социальных сетей на возможности и условия старта Прекращение предпринимательской деятельности: причины и последствия Прекращение предпринимательской деятельности: причины и последствия
9 9 Динамика основных показателей ранней предпринимательской активности по методологии «Глобального мониторинга предпринимательства» ( гг.), в % Показатель TEA4,92,73,53,9 NasEnt3,51,31,71,82,2 BBO1,41,31,82,11,7 EBO1,21,412,12,7 TEA_OPP3,41,92,52,62,5 TEA_NEC1,40,50,71,11,3 TEAf2,51,62,53,23,5 TEAm7,33,84,54,64,5 EB_G1,21,71,12,33 Nas_nec0,70,40,20,60,7 BBO_nec0,90,20,70,50,6 EBO_nec0,10,2 0,61,2
10 10 Основные результаты 1. Мы полагали, что «в 2010 г. возрастет индекс ранней предпринимательской активности». Но индекс ТЕА не возрос, оставшись на уровне 3.9 % (гипотеза 1 не подтвердилась) 2. Ожидалось, что «возрастет доля добровольного и сократится – доля вынужденного предпринимательства». Однако в 2010 г. продолжился рост доли вынужденных предпринимателей (до 36%) и снижение доли добровольных предпринимателей (до 60%) - гипотеза 2 не подтвердилась. Кризис, ухудшив мотивационную структуру предпринимательства, уменьшил его потенциал как фактора экономического роста
11 11 Основные результаты 3. Мы полагали, что «улучшатся оценки степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности, в том числе – в являющихся с этой точки зрения неблагополучными по итогам 2009 г. средних городах и сельской местности». Гипотеза 3 в основном подтвердилась. В 2010 г. отмечен рост ТЕА в средних городах и селах
12 12 Основные результаты 4. Предполагалось, что «не изменится существенно доля женского предпринимательства». Гендерная структура раннего предпринимательства в 2010 г. по сравнению с 2009 г. действительно практически не изменилась (ранних предпринимателей – мужчин в 1,3 раза больше, чем ранних предпринимателей – женщин). Гипотеза 4 подтвердилась
13 13 Основные результаты 5. Ожидалось, что «стабильно высокой останется значимость заимствований на неформальном финансовом рынке, особенно в группах потенциальных и начинающих предпринимателей». Гипотеза 5 подтвердилась: структура спроса на источники финансирования, как и средний размер средств, необходимых для старт-апа (100 тыс. руб.) не изменились.
14 14 Основные результаты 6. Предполагали, что «доля инновационных ранних предпринимателей останется низкой». Действительно, ни кризис в период наибольшей остроты (2009 г.), ни начавшийся выход из него (2010 г.) не внесли сколько-нибудь значимых корректив в инновационную структуру предпринимательской деятельности – по-прежнему инновации для рынка – около 35 %, технологические инновации – около 20 %, некоторое снижение в гг. Гипотеза 6 в целом подтвердилась. Кризис сам по себе не подтолкнул раннее предпринимательство к инновационной модели развития
15 15 Основные результаты 7. Ожидали, что «стабилизируется доля выбывших из бизнеса в силу экономических причин». Однако в 2010 г. увеличилась доля предпринимателей, на чье решение закрыть бизнес большое влияние оказал кризис. Гипотеза 7 не подтвердилась. Негативные последствия кризиса, таким образом, имеют пролонгированный характер
16 16 Основные результаты 8. Прогнозировали, что «сократится доля параллельных предпринимателей, особенно – среди потенциальных и начинающих». Выяснено, что уровень параллельного предпринимательства в 2010 г. продолжал сокращаться (с 12,6% в 2006 г. до 1,0% в 2010 г.) Гипотеза 8 подтвердилась Вопреки интерпретации данных статистики о «дроблении» бизнесов как реакции МП на кризис параллельное предпринимательство не является распространенной стратегией (?)
17 17 Основные выводы 9. Ожидалось, что «Россия останется на одном из последних мест по уровню всех важнейших индексов, характеризующих уровень предпринимательской активности населения»; 10. Получит подтверждение обнаруженная ранее корреляция между динамикой ВВП в 2009 г. и динамикой ранней предпринимательской активности в 2010 г., т.е. основные индикаторы (ТЕА и ЕВО) cкорее снизятся. Гипотеза 10 не подтвердилась: TEA остался на ур-не 2009 г., а ЕВО даже возрос
18 18 Задачи НУЛИП в 2011 г. Добавить за счет возможностей «Георейтинга» ФОМ межрегиональные сопоставления по уровню ранней предпринимательской активности Привлечь для анализа и сопоставлений данные статистики (обследования бюджетов домохозяйств) Завершить и издать «Хрестоматию по теории предпринимательства» Вовлечь новую когорту молодых исследователей в проект (НУЛИП, Летняя школа и др. формы участия)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.