Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемrazm.vsv.lokos.net
1 Образовательная программа школы как инструмент управления качеством образовательного процесса Рогозина Т.В., старший преподаватель кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО 2011
2 Образ проекта, предложенный Е.С. Заир-Бек «семь Мы» Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание). Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности). Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов). Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы). Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно). Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера и их использования). Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
3 Верите ли Вы, что… По Законодательству РФ, разработка ООП – компетенция школы? ООП школы может являться инструментом управления качества образования в конкретной школе? Структура и содержание ООП может различаться в разных школах? Технология разработки качественной ООП – переговорный процесс? Текст ООП может существовать в разных вариантах в зависимости от адресата?
4 Нормативные основы для проектирования и реализации образовательной программы школы Закон РФ «Об образовании» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Федеральные государственные образовательные стандарты
5 Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
6 с. 14 п.5, ст. 32 п.6,7 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14 (5) «Содержание образование в конкретном ОУ определяется основной образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП…» Ст.32 (6,7) К компетенции образовательного учреждения относятся:«Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «Разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин…»
7 Ступени школы в соответствии с ФГОС начальное общее образование (принят стандарт, разработана примерная ОПШ) основное общее образование (разработаны проект стандарта, примерная ОПШ) среднее (полное) общее образование (разработан проект стандарта)
8 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников…, иные локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом образовательного учреждения.
9 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Среднее (полное) общее образование (Проект) Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
10 Обновление содержания образования (ФГОС), развитие системы оценки качества образования; Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности; создание специальных образовательных центров и формирование творческой среды (олимпиады, дополнительное образование, портфолио); Укрепление здоровья школьников, устранение перегрузок, индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья. Опыт здорового образа жизни – питание, мед. обслуживание, оптимизация учебных программ; Современная школьная инфраструктура (опыт жизни в современной культурной среде – школа как центр образования, самоподготовки, занятий творчеством и спортом); Развитие учительского потенциала. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
11 ФГОС и ОПШ Проблема создания Образовательной Программы школы напрямую связана с процессом внедрения новых стандартов школьного образования. Принятые в качестве главного нормативного документа, обеспечивающего модернизацию школьного образования, ФГОС представляет собой, по сути дела, долгосрочную (10-12 лет) программу перехода российской школы к новой модели функционирования. В основе этой модели – институциональные (т.е. системные, закреплённые нормативно и на практике) изменения всех сторон деятельности школы. Эти изменения затрагивают: миссию школы и реализуемые в ней новые цели общего образования; содержание образования в плане не только его «объёма», структуры понятий, изучаемых предметов (предметных областей), знаний и уровней компетентности учащихся на всех ступенях общего образования; условия осуществления образовательной деятельности: от материально- технических и санитарно-гигиенических, с одной стороны, до учебно- методических, кадровых и тех, которые принято определять как «уклад» жизни школы.
12 Стандарт должен быть положен в основу деятельности: работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего (среднего (полного) общего) образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса; руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях; разработчиков примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования; сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования; авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для среднего (полного) общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников старшей школы; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих; разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
13 ФГОС и ОПШ ОПШ - практико-ориентированный документ, представляющий собой основной «инструмент» реализации ФГОС в новой российской школе. Все компоненты Программы должны быть согласованы с базовыми принципами ФГОС и обеспечивать достижение школой нового – актуального качества образования в условиях полноценного диалога всех участников образовательного процесса: семьи, государства, общества, бизнеса.
14 Ведущие функции стандарта Инструмент развития системы образования ориентирующая функция Инструмент правового регулирования взаимоотношений субъектов системы образования, государства и общества регулирующая функция Инструмент организации и координации деятельности субъектов системы образования координирующая функция Инструмент поддержания баланса между единством образовательных систем разных уровней и их многообразием стабилизирующая и развивающая функция
15 Основные характеристики нового стандарта, их отражение в ОПШ Новый формат стандарта (рамочный документ, нормативный документ непрямого действия ) Стандарт как общественный договор Новое содержание стандарта (совокупность требований) Ориентация на результаты Расширение функций и пользователей стандарта
16 Государственные образовательные стандарты Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Максимально допустимая нагрузка Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации Требования к структуре основных образовательных программ. Закон 1992 г. Закон 2007г.
17 Совокупность требований К результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход К структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) предусмотрена интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» К условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
18 Требования к результатам (начальное общее образование) К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. (12 результатов) К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. (16 результатов) К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. (результаты по предметам)
19 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов: начальное общее образование Планируемые результаты: три основные группы результатов: начальное общее образование
20 Требования к результатам (основное общее образование) личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;(11 результатов) метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; (12 результатов) предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
21 Требования к результатам (среднее (полное) общее образование) личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; (14 результатов) метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности; (8 результатов) предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. (результаты по предметам)
22 Предметные требования к освоению ОП (основное общее образование) 1. Филология (русский язык, родной язык, иностранные языки, литература) 2. Общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география) 3. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4. Математика и информатика 5. Естественно-научные предметы (физика, биология, химия) 6. Искусство (изобразительное искусство, музыка, искусство) 7. Технология 8. Физическая культура и ОБЖ
23 Предметные требования к освоению ОП Среднее (полное) общее образование По выбору (интегрированный курс, базовый уровень, профильный уровень): русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература); иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык); общественные науки (обществознание, история, география экономика, право); математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика); естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология); курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей). Обязательные: Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта) –
24 Выбор предметов при реализации ОПШ среднего (полного) общего образования Реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и три (четыре) на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне. Содержание предметной области «Курсы по выбору» должно определяться образовательным учреждением, исходя из особенностей региона и потребностей обучающихся.
25 Портрет выпускника начальной школы: любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться; любящий родной край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
26 Портрет выпускника основной школы: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; 5 подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.
27 Портрет выпускника полной средней школы: осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении; носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений; креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни; готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов; способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения; разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении; уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата.
28 это школа, способная подготовить своих учеников к решению проблемы самоопределения и самореализации личности на основе эффективного управления собственными ресурсами; это школа взросления, которое выражается в способности принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность не только за себя, но и за других людей; это школа, обеспечивающая возможность выбора путей продолжения образования, исходя из познавательных интересов и жизненных планов учащихся; это школа, где созданы необходимые условия для эффективной образовательной деятельности учащихся, где ценят их время, гарантированы права обучающихся и замечают их индивидуальные достижения, где учатся с удовольствием; это школа современных образовательных технологий, обеспечивающих возможность индивидуализации образовательной деятельности, снижения её трудоёмкости и повышения эффективности; это школа, где учителям нравится работать, где ценят их творчество и создают необходимые условия для него; это школа, где к родителям относятся как к педагогическим партнёрам и готовы к взаимодействию с ними. «Портрет» школы
29 Учитель как активный субъект внедрения ФГОС в собственную практику должен уметь принимать на себя целый ряд новых педагогических «ролей», к которым относятся: - сценарист и режиссёр образовательного пространства, развивающей среды класса, школы; - эксперт-консультант по «вопросам детства», связанным со школьным образованием; - исследователь-практик, ориентированный на инновационное поведение в профессии; - руководитель творческой (проектной) группы, социальный менеджер в рамках школы и осуществляемого ею социального партнёрства. Лебедев О.Е.
30 Успешное осуществление этих ролей возможно лишь в том случае, если школьный педагог, участвующий в процессе внедрения ФГОС, разделяет следующие актуальные ценности, составляющие основу педагогической профессии в реалиях XXI века: -профессиональная мобильность, в т.ч. ориентация на «образовательный Интернет»; -инновационное поведение по отношению к общепедагогическим и «предметным» аспектам собственной деятельности; - потребность в освоении развивающейся культурной среды; -гуманистическая, а не технократическая установка в педагогическом взаимодействии; - социальный оптимизм и компетентная гражданская позиция. Лебедев О.Е.
31 Требования к структуре основных образовательных программ Начального общего образования Требования к структуре основных образовательных программ Начального общего образования ТРЕБОВАНИЯ Учебный план Программа развития УУД Программы по предметам Система оценки Плани- руемые резуль- таты Программа ДН воспитания Программа здорового образа жизни Программа коррекционной работы
32 Требования к структуре ООП (основное общее образование) Компоненты: Целевой - пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержательный - общее содержание основного общего образования: образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы ( разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья). Организационный (общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
33 Требования к структуре ООП (среднее (полное) общее образование) Компоненты: Целевой - пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; Содержательный - общее содержание среднего (полного) общего образования: программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития у обучающихся универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социальная деятельность и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Организационный (общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
34 Требования к структуре ООП (основное общее образование) Пояснительная записка «Общие положения» (целеполагание) Программа ДНР и воспитания Планируемые результаты освоения ООП Учебный план Программа развития универсальных учебных действий Программы отдельных учебных предметов (курсов) Программа профориентации Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования ИКТ-компетентности Программа исследовательской и проектной деятельности Программа социальной деятельности Программа коррекционной работы Система оценки планируемых результатов
35 Образовательная программа школы - это управленческий документ, определяющий пути реализации государственных образовательных стандартов в условиях конкретной школы. Но чтобы стать таким управленческим документом образовательная программа должна представлять собой живой, интересный, понятный, а главное, необходимый педагогам и родителям текст.
36 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВ ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
37 СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Снижение качественных показателей учащихся по мере их обучения. Потеря мотивации. Собственная активность школьников в обучении поддерживается мало. Продолжает доминировать презентационная деятельность учителя (до 80% учебного времени), практически отсутствуют активные, проектные формы работы. Почти две трети учащихся (67%) отмечают отсутствие каких либо форм самоуправления в школе, где они учатся. Наиболее активно включенными в общественную жизнь школы оказываются «отличники» и учащиеся из высокообразованных семей. Наиболее отчужденными от общественной жизни школы оказываются учащиеся с низкой успеваемостью («двоечники») и подростки из слабых социальных страт («низкообеспеченные»).
38 ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ велик разрыв между самой сильной и самой слабой группой учащихся. К сильной группе у нас относятся только3% учеников по сравнению с 15% в некоторых других странах (средний показатель 9– 10%); более пяти лет около 20% выпускников средней школы, сдающих ЕГЭ, получают неудовлетворительные отметки по математике; учащиеся, посещающие гимназии и лицеи, показывают заметно более высокие результаты, чем ученики общеобразовательной школы.
39 Оценка значимости школьного образования учащимися (по материалам исследования «Выпускники Санкт-Петербургской школы»)
40 Оценка значимости школьного образования учащимися (по материалам исследования «Выпускники Санкт-Петербургской школы») Доля учащихся, которым учиться в школе было не интересно
41 Изменения в образовательной деятельности школы могут произойти, если образовательная программа школы будет ориентирована на решение актуальных проблем участников образовательного процесса - учащихся, учителей, родителей. К актуальным проблемам учащихся относятся: соответствие методов обучения, требований к учащимся, критериев оценки учебной деятельности познавательным возможностям различных категорий учащихся; соответствие ориентации образовательного процесса в средней школе образовательным планам разных групп учащихся; гарантии возможного успеха для всех учащихся в различных видах социально-значимой деятельности; гарантии соблюдения прав учащихся при осуществлении образовательного процесса.
42 42 обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования принятие идеологии ФГОС общего образования освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС мотивация на изменение традиционной практики Профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС
43 ПРОБЛЕМЫ КАДРОВ Ухудшается возрастная структура российского учительства. Растет доля учителей пенсионного возраста, в 2005 году она превысила 15%. Лишь 42% учителей моложе 46 лет. Гендерный дисбаланс: 86, % школьных учителей женщины. Хотели бы сменить данную работу или перестать работать: почти половина преподавателей НПО, 44% школьных учителей, треть преподавателей системы СПО и ВПО.
44 Это самый главный, если не единственный фактор, реально влияющий на качество образования: - в Финляндии и Корее учителями становятся до ¼ лучших выпускников школы, - в лучших странах по результатам PISA стать учителем очень трудно (несколько фильтров), - качество подготовки будущего педагога отслеживается, некачественно работающие ВУЗы не получают государственные квоты и поддержку, - поиск потенциальных учителей ведется активно, убираются бюрократические барьеры на их пути в школы, - переподготовка ведется теми специалистами, кто сам демонстрирует высокие результаты; переподготовка обязательна для всех (выбор остается за самим учителем) Е.А.Ленская (2009, Красноярск) Качество педагогических кадров
45 Опора в работе на личный опыт, воспроизводство традиционной практики, а не обновление; Скептическое отношение к научному знанию, между тем – наукообразие в описании педагогической (инновационной) деятельности; Неготовность к самостоятельному педагогическому исследованию; Нехватка времени для самообразования, повышения квалификации; Низкий уровень чтения, в т.ч. профессиональной литературы. Поле проблем учителей
46 Старение педагогических кадров; Немотивированность к работе молодых учителей; Профессиональное выгорание (усталость, агрессивность, конфликтность); Низкая мотивация на профессиональное развитие; Нередко плохое знание своего предмета, особенно нового; Слабое знание возрастной психологии и психологии преподавания; Поле проблем учителей
47 Хорошо знающий предмет и владеющий методикой преподавания; Владеющий современными образовательными технологиями; Хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный понять поведение ребенка и оказать ему педагогическую и психологическую поддержку; Эффективно взаимодействующий с семьями учеников; Какой учитель и руководитель нужен новой школе?
48 Открытый новшествам; поддерживающий в образовании баланс традиций и инноваций; Умеющий отбирать и осваивать новые формы и методы работы; Мотивированный на работу с учащимися; Относящийся к работе как к призванию; Способный к личностному и профессиональному росту; Непрерывно повышающий свою квалификацию. Какой учитель и руководитель нужен новой школе?
49 Исследование: Учитель глазами учителей, 2009 Источник: ИПО РАО, 2009 Учитель Оценщик Оракул Лидер Просветитель Врач Кумир Мыслитель Ритор Любимый человек Друг Товарищ Психотерапевт Утешитель Воспитатель Опекун Нянька Наставник Советник Организатор Руководитель Эксперт Инструктор Информатор Тренер Дрессировщик Критик Судья Экзекутор Проповедник Артист Клоун Шут Ученый Исследователь Наблюдатель
50 Изменения в образовательной деятельности школы могут произойти, если образовательная программа школы будет ориентирована на решение актуальных проблем участников образовательного процесса - учащихся, учителей, родителей. К актуальным проблемам учителей относятся: определение границ ответственности учителей за результаты образовательной деятельности; отказ от стереотипов в педагогической деятельности, определение критериев выбора допустимых, целесообразных и недопустимых приемов, методов и технологий организации образовательного процесса; согласование мер взаимодействия учителей по повышению качества образовательного процесса, направленных на достижение личностных и метапредметных результатов школьного образования; определение мер взаимодействия с родителями учащихся, распределение ответственности за результаты образовательной деятельности детей между семьей и школой.
51 Изменения в образовательной деятельности школы могут произойти, если образовательная программа школы будет ориентирована на решение актуальных проблем участников образовательного процесса - учащихся, учителей, родителей. К актуальным проблемам администраторов относятся: изменение условий организации образовательного процесса с ориентацией на новый тип образовательных программ; переход на новые правила нормирования и учета труда ученика и педагога; разработка и освоение новых информационных технологий управления качеством образовательного процесса; подготовка управленческих и педагогических кадров к разработке и реализации образовательных программ в новых условиях.
52 Изменения в образовательной деятельности школы могут произойти, если образовательная программа школы будет ориентирована на решение актуальных проблем участников образовательного процесса - учащихся, учителей, родителей. К актуальным проблемам родителей относятся: обеспечение достоверной и полной информации о возможностях школы, об условиях образовательной деятельности, создание которых школа способна гарантировать; обеспечение прозрачности системы оценивания образовательной деятельности детей; обеспечение возможности влиять на разработку образовательной программы школы и оценивать результаты ее образовательной деятельности.
53 Примерная основная образовательная программа школы Цель примерной ООП – помочь педагогическим коллективам разработать свою рабочую основную образовательную программу основного общего образования.
54 Два варианта ООП (как минимум): ООП – «программа программ» Взять за основу примерную ООП, базисный план (проект РАО) и фактически переписать, сделав примерные программы рабочими. ООП – программа действий Все материалы есть «отдельные кирпичики» ООП (построение ООП так, как удобно и качественно для конкретного ОУ) А. Адамский
55 Основная образовательная программа для каждой ступени школьного образования нормирует: Цели образования; Пути реализации целей образования, в том числе: Учебный план; Состав учебных программ; Требования к содержанию учебных программ; Требования к организации учебного процесса; Требования к системе выявления и оценивания образовательных достижений учащихся; Требования к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса; Требования к системе мер по обеспечению здоровья учащихся; Условия реализации целей образования.
56 Итак, какой мы видим основную образовательную программу основного общего образования? (А. Адамский) ООП – должна способствовать становлению индивидуальных образовательных маршрутов подростков; ООП – должна определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени); ООП - должна стать программой действий субъектов образовательного процесса через разные виды деятельности подростков, сделав акцент на учебно-исследовательскую и проектную деятельность; ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (5-6 и 7-9 классы); ООП – должна задавать «дизайн» информационно-образовательной среды ступени образования; ООП - должна задавать «очки» (инструменты, оценочные процедуры), с помощью которых можно видеть что происходит с детьми и педагогами.
57 Возможно также включение: Запретов на применение мер, нарушающих права детей на качественное образование, гуманное отношение; Способов контроля за реализацией основной образовательной программы. Основная образовательная программа для каждой ступени школьного образования
58 Концепция образовательной программы школы 1.В чем заключается миссия вашей школы? На удовлетворение запросов каких целевых групп направлена деятельность школы? Какие обязательства по отношению к детям, семьям, сотрудникам, местному социуму готова принять на себя школа? 2.В чем новизна или особенности результатов образовательной деятельности, на которые ориентирована школа? 3. Какова предполагаемая цена достижения желаемых образовательных результатов? (Затраты времени детей и учителей, здоровье, эмоциональные затраты, материальные затраты). 4.Какие возможности для успешной деятельности детей и учителей может гарантировать школа? 5.Какой путь развития выбирает школа, который позволит создать необходимые условия для успешной деятельности всех участников образовательного процесса?
59 Концепция образовательной программы школы Возможные варианты пути развития: укрупнение школы, что позволит расширить возможности выбора УМК, профилей обучения, элективных и факультативных курсов, направлений внеклассной работы; сохранение небольшой численности контингента учащихся, что позволит индивидуализировать образовательные программы учащихся; совершенствование образовательного процесса за счет поддержки учителей, использующих новые образовательные технологии; использование имеющихся возможностей для повышения качества урока; модернизация классно – урочной системы; отказ (хотя бы частично) от классов, замена их потоками или другими формами организации учебного процесса; замена уроков (хотя бы частично) другими формами учебных занятий; акцент не на конкретных мерах по совершенствованию или модернизации образовательного процесса, а на существенном изменении уровня квалификации педагогических кадров и стимулировании педагогического творчества («что-нибудь получится»); привлечение в школу (хотя бы для эпизодической педагогической деятельности) новых специалистов, имеющих опыт успешной деятельности в разных областях деятельности; четкое распределение обязанностей и прав всех участников образовательного процесса; строгое соблюдение всех установленных норм; минимизация числа обязательных норм; ориентация на инициативу, самодеятельность; возможность «хаоса» в организации повседневной жизни.
60 Качество образования Комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественная система образования должна давать возможность каждому индивиду в зависимости от его интересов и возможностей получить полноценное, непрерывное образование соответствующего уровня в очной, заочной или дистанционной форме. (Определение из Тезауруса ФГОС)
61 61 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
62 Сроки введения ФГОС В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года. Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.
63 Верите ли Вы, что… По Законодательству РФ, разработка ООП – компетенция школы? ООП школы может являться инструментом управления качества образования в конкретной школе? Структура ООП может различаться в разных школах? Технология разработки качественной ООП – переговорный процесс? Текст ООП может существовать в разных вариантах в зависимости от адресата?
64 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.