Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемxn---1284-3ve3ei0a2h.xn--p1ai
1 Девиантное поведение Материалы учебно-методического центра профилактики химических зависимостей при НКД 5 УЗ ЗАО города Москвы. Для создания мкльтитмедийной презентации были использованы следующие пособия: 1. Д. Исаев Девиантное поведение детей и подростков 2. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика 3. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы
2 Понятие девиантного поведения Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) Девиантное поведение = отклоняющееся поведение
3 Связь отклоняющегося поведения с понятием «нормы» Отклонения ПозитивныеНагативные Средства прогрессивного развития системы Дисфункциональные, дезорганизующие систему, подрывая подчас ее основы. (социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое). (социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид ).
4 Типы девиантного поведения Отклонения В сфере индивидуального поведения Групповые отклонения (поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами ) (отклоняющиеся субкультуры )
5 Девиантное поведение детей и подростков Поведение некоторых детей и подростков, характеризуется нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает Оно включает антидисциплинарные, антидисциплинарные, антисоциапьные, антисоциапьные, делинквентные противоправные делинквентные противоправные аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. поступки.
6 Виды поведенческих нарушений у детей и подростков Гиперкинетическое расстройство поведения Гиперкинетическое расстройство поведения Расстройство поведения, ограничивающееся семьей Расстройство поведения, ограничивающееся семьей Несоциализированное расстройство поведения. Несоциализированное расстройство поведения. Социализированное расстройство поведения. Социализированное расстройство поведения. Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства Делинквентное поведение. Делинквентное поведение. Побеги из дому и бродяжничество Побеги из дому и бродяжничество Аддиктивное поведение Аддиктивное поведение Девиации сексуального поведения Девиации сексуального поведения Психогенное патологическое формирование личности. Психогенное патологическое формирование личности.
7 Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.
8 Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.
9 Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги,
10 Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.
11 Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства Сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.
12 Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи.
13 Побеги из дому и бродяжничество В трети случаев сочетаются с делинквентностью. В трети случаев сочетаются с делинквентностью. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:: как следствие недостаточного надзора; как следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; в целях развлечения; как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; как реакция тревоги и страха на наказания; как реакция тревоги и страха на наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска. как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.
14 Аддиктивное поведение. Т.е. ранняя алкоголизация и наркотизация Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.
15 Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть: визионизм (подглядывание за обнаженными) визионизм (подглядывание за обнаженными) эксгибиционизм (демонстрация своей наготы) эксгибиционизм (демонстрация своей наготы) манипуляции с половыми органами младших детей или животных. манипуляции с половыми органами младших детей или животных.
16 Психогенное патологическое формирование личности Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием: уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций; уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций; тяжелых переживаний жизненных трудностей; тяжелых переживаний жизненных трудностей; затяжных неврозов; затяжных неврозов; дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний. дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний. В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.
17 Специфические особенности отклоняющегося ( девиантного) поведения личности 1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или установленным социальным нормам (не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время ). 2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (в форме общественного осуждения или социальных санкций).
18 Специфические особенности отклоняющегося ( девиантного) поведения личности 3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям (в виде дестабилизации существующего порядка, причинения морального или материального ущерба, физического насилия и причинения боли, ухудшения здоровья вплоть до крайней формы – угрозы для жизни). 4. Девиантное поведение преимущественно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
19 Специфические особенности отклоняющегося ( девиантного) поведения личности 5. Для того, чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности (а не являться следствием нестандартной или кризисной ситуации или следствием самообороны). 6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы (оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с ними).
20 Специфические особенности отклоняющегося ( девиантного) поведения личности 7. Девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. 8. Наличие выраженного индивидуального (различие в мотивах и формах поведения, динамике, частоте и степени его выраженности; в особенностях переживания отклоняющегося поведения и отношения к нему самой личности) и возрастно-полового своеобразия ( правомерно применение термина к детям не младше 5 лет; в строгом смысле слова – после 9 лет, когда у ребенка появляется способность самостоятельно следовать социальным нормам.
21 Вывод Таким образом, девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Таким образом, девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.