Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемrostov1150.edu.yar.ru
1 Ростов Великий Выполнила ученица 10Б класса Кислякова Екатерина
2 Ростов Великий – один из старейших русских городов, первое упоминание о нем в летописях относится к 862 году. Однако, первые поселения людей в этих местах появились значительно раньше – археологи находят свидетельства древних стоянок эпохи Неолита по берегам озера Неро и впадающих в него рек; возраст этих стоянок исчисляется несколькими тысячелетиями. Первыми жителями этих мест, упоминание о которых можно найти в летописях, было финно-угорское племя Меря. Их появление в будущих ростовских землях датируется VI веком нашей эры; крупнейшим центром племени Меря было расположившееся в 12 км от нынешнего Ростова Сарское городище. А примерно с IX века начинается славянская экспансия в эти места – здесь появляются кривичи и новгородцы, которые со временем смешиваются с местным финно-угорским населением. Напоминанием о племени Меря, древнейших обитателях этих мест, сегодня служат необычные географические названия – речка Локсомер, речка и одноименный поселок Ишня, деревня Инеры и др. Те же корни имеет и название озера Неро, на берегу которого расположился Ростов.
3 История Ростова Великого Первые жители Ростова были язычниками, но уже в 991 году население города было крещено, а Ростов стал центром распространения христианства в Северо-Восточной Руси. Тем не менее, язычество в Ростовских землях еще долгое время не удавалось окончательно искоренить. Язычество было настолько сильно, что в 1071 году, спустя 80 лет после крещения города, в Ростове от рук язычников погиб местный епископ Леонтий. В домонгольский период Ростов был важным политическим и экономическим центром на северо- восточных рубежах Киевской Руси. Это значение подчеркивается тем, что киевские князья отправляли княжить в Ростов своих сыновей. В разное время ростовский престол занимали сыновья крестителя Руси Владимира Красное Солнышко Ярослав (позже прославившийся как киевский князь Ярослав Мудрый) и Борис (он и его брат Глеб, князь муромский, убитые другим своим братом Святополком Окаянным, стали впоследствии первыми русскими святыми). Сын Ярослава Мудрого великий князь киевский Всеволод Ярославич отдал Ростов в правление своему сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. От Мономаха Ростов достался князю Юрию Владимировичу Долгорукому, а от него – его сыну князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Последний перенес столицу княжества во Владимир, который он стремился сделать столицей Северо-Восточной Руси, равной Киеву, чем обидел жителей старшего по своему значению Ростова Великого. Впрочем, бояре последнего жестоко отомстили Андрею, приняв участие в заговоре против него. Великим Ростов стал называться при Юрии Долгоруком; в летописях того времени город назывался славным и многонародным. Пути Господни неисповедимы: Великие Ростов и Новгород сегодня и по своему значению, и по площади, и по населению значительно уступают своим более молодым тезкам, но в те времена, когда они застолбили за собою это звание, оно было вполне заслуженным. Так, к началу XIII века Ростов был одним из крупнейших городов в русской земле, занимая площадь около 200 гектар; по этому показателю среди русских городов он уступал только Киеву и тому же Новгороду, площадь которых приближалась к 300 гектар. После убийства Андрея Боголюбского в 1174 году, жители Ростова хотели призвать к себе новгородского князя Мстислава Ростиславича, однако, их пожеланиям не суждено было сбыться. После Андрея на Владимирском престоле сел на короткое время его брат Михаил Юрьевич, а после его смерти Владимирский престол занял Всеволод Большое Гнездо, который правил до 1212 года. Все это время Ростов Великий оставался в подчиненном отношении к Владимиру.
4 Незадолго до своей смерти Всеволод принял решение оставить Великое княжение своему старшему сыну Константину, а Ростов передать Юрию. Константин же воспротивился этому намерению отца, желая взять себе и Владимир, и Ростов. Тогда Всеволод в нарушение традиций лишил Константина старшинства, передав его Юрию. Константину же в 1207 году достался Ростов, который был выделен в удельное княжество. Вместе с Ростовом во вновь образованное княжество вошли Ярославль, Углич, Кострома и Галич. Константин не смирился с утерей старшинства и после смерти отца в 1212 году начал междоусобную борьбу со своим младшим князем Юрием. Борьба между братьями завершилась поражением Юрия в Липицкой битве (названной по имени урочища Липицы, недалеко от Юрьева-Польского, где состоялось сражение) в апреле 1216 года. В результате братья поменялись престолами – Константин сел во Владимире, а Юрий отправился в Ростов Великий. В Ростове Юрий оставался недолго – в 1218 году умер Константин и Юрий вернул себе Владимирский престол. Ростовское же княжество было поделено между сыновьями Константина на три удела: Всеволоду достался Ярославль, Владимиру – Углич, а Ростов по старшинству достался старшему сыну Константина Василько, который стал последним ростовским князем до нашествия монголо-татар. Судьба сложилась так, что князь Василько, чрезвычайно любимый жителями Ростова, пал в один день со своим дядей князем Юрием Всеволодовичем, с которым враждовал его отец. Произошло это 4 марта 1238 года в проигранном сражении с войском Бурундая, бывшего темником Батыя, у реки Сить (на северо-западе современной Ярославской области). Князь Юрий в битве был обезглавлен, а князь Василько взят в плен. За отказ служить татарам он в тот же день был казнен. Позже оба князя, Юрий и Василько, были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. В домонгольский период в Ростове уже велось каменное строительство: в годах Андрей Боголюбский выстроил здесь белокаменный Успенский собор. В 1213 году князь Константин начинает отстраивать рухнувший от пожара собор заново, а завершает строительство в 1231 году его сын Василько. При Константине, который удостоился звания Мудрого за свои знания, любовь к искусству и строительство храмов, получило развитие образование: в 1204 году в Ростове был основан Григорьевский затвор, ставший одним из первых на Руси духовных училищ. В это же время епископом в Ростове был другой «книжник» – Кирилл I, который покровительствовал книгописи; 11 пергаментных кодексов, изготовленных в Ростове при нем, сохранились до наших дней.
5 Ростовское войско пало в битве на реке Сить и потому город не оказал сопротивления вступившим в него татаро-монголам, что спасло его от разорения. Более того, даже во времена ига в Ростове велось летописание и продолжалось каменное строительство. Тем не менее, несколько раз Ростов становился центром восстаний против татарского владычества. Одно из таких выступлений, произошедшее в 1320 году было жестоко подавлено руками войск московского князя Ивана Калиты под предводительством его воевод Василия Кочевы и Мина. Многие боярские роды при этом были разорены; в их числе оказались и родители преподобного Сергия, вынужденные впоследствии перебраться в Радонеж. На протяжении XIV-XV веков продолжилось феодальное дробление Ростовского удела, что вело к падению политического значения города. В 1328 году сам город был разделен между правнуками Константина Всеволодовича на две части – Сретенскую и Борисоглебскую. Первая из них в 1332 году по наследству перешла в подчинение Москве, в которой в то время княжил Иван Калита, а вторая была выкуплена московскими князьями значительно позже – сделал это в 1474 году Иван III. В 1380 году ростовская дружина принимала участие в Куликовской битве под знаменами Дмитрия Донского. Согласно преданию, в сражении приняли участие две ростовские княжны – Антонина Пужбольская и Дарья Ростовская, отправившиеся на битву вслед за своими женихами. Героические княжны, павшие в сражении, были погребены в Ростове близь княжеского двора, а в 1395 году племянник Сергия Радонежского ростовский архиепископ Федор устроил на этом месте Рождественский монастырь.
6 Как во времена татаро-монгольского ига, так и после его падения, Ростов Великий оставался важным экономическим центром, благодаря своему удачному расположению – через город проходили торговые пути к Белому морю. В конце XVI века в Ростове даже существовало английское торговое представительство. Перестав играть важную роль в политической жизни страны, Ростов сохранил свое значение в церковном мире. Еще в конце XIV века ростовские епископы стали называться архиепископами, а в 1589 году этот статус был поднят еще на одну ступеньку – в Ростове Великом была учреждена митрополия. Ростов сильно пострадал в Смутное время. Получилось так, что строительные работы по сооружению земляной крепости вокруг центра Ростова, начатые в 1582 году, не были доведены до конца, и город, фактически, оказался незащищенным. В октябре 1608 года ростовцы вступили в неравное сражение с войсками польско-литовских интервентов, практически без шансов на успех. Оставшиеся в живых отступившие защитники города вынуждены были укрыться от врагов в стенах Успенского собора; к врагам же вышел митрополит ростовский Филарет Романов (отец будущего царя Михаила Федоровича), который попытался увещеваниями остановить врагов. Однако, те не пощадили укрывшихся, храм и город были разорены, а митрополит пленен и доставлен к самозванцу Лжедмитрию II в Тушино, где, впрочем, ему было жаловано патриаршее достоинство. После окончания Смутного времени и учреждения в России новой правящей династии Романовых, в Ростове началось строительство укреплений. Город был обнесен земляными валами, которые в плане представляли девятиконечную звезду. При строительстве валов было снесено множество зданий, в том числе и церквей. Однако, жертва эта оказалась напрасной – к счастью, городским укреплениям уже не пришлось принимать на себя ударов неприятеля. Крепость же сыграла важную роль при составлении генерального плана застройки города, который реализовывался на протяжении XVIII-XIX веков и, можно сказать, определила будущий вид города.
7 С утерей своего значения как самостоятельного административного центра, Ростов, тем не менее, не превратился в захолустную глубинку. Произошло это во многом благодаря наличию в Ростове митрополичьей кафедры, одной из старейших в России, и благодаря деятельности занимавшего эту кафедру с 1652 по 1690 год митрополита Ионы III Сысоевича. На эти годы пришелся один из самых сложных периодов в истории Православной Церкви – реформы патриарха Никона и вызванный ими раскол. После разлада, произошедшего между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, последний по собственной воле оставил патриарший чин и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Произошло это в 1658 году. А в сентябре 1664 года Иона Сысоевич был назначен местоблюстителем патриаршего престола. В декабре того же года, на заутреннею, служившуюся в Успенском соборе Московского кремля, неожиданно явился опальный патриарх Никон и предложил Ионе принять от него благословение. Иона согласился на это и, тем самым, фактически подтвердил легитимность Никона. После этого он долее не мог оставаться в Москве и был отправлен назад в Ростов. Вернувшись в Ростов Великий, Иона продолжил в городе масштабное церковное строительство, начатое еще до его отъезда в Москву. При нем в Ростове и в других городах ростовской митрополии было построено и обновлено множество храмов. В годы были возведены стены и башни Митрополичьего двора, более известного под именем Ростовского кремля – главной достопримечательности Ростова. Иона же создал и знаменитые ростовские звоны, о которых он писал: «на своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».
8 Другим выдающимся церковным деятелем, занимавшим кафедру в Ростове Великом, был святитель Димитрий Ростовский. Будучи митрополитом на протяжении совсем короткого времени – с 1702 по 1709 год – он, тем не менее, оставил глубокий след в истории Церкви, создав множество религиозных произведений, самое известное и популярное из которых – «Четьи- Минеи» (жития святых Русской Православной Церкви). В апреле 1757 года святитель Димитрий был причислен к лику святых; его мощи покоятся в Спасо-Яковлевском монастыре в Ростове. В административном плане после утери самостоятельности Ростов до конца XVII века управлялся присылаемыми сюда воеводами, в 1692 году город был приписан к Ярославскому воеводству, в составе которого оставался до начала XVIII века, после чего стал частью Переславской провинции. В 1777 году Ростов Великий получил статус уездного города в образованном за два года до этого Ярославском наместничестве. В 1787 году Ростов был лишен митрополичьей кафедры, которая так же была перенесена в Ярославль. Сегодня Ростов – районный центр в Ярославской области.
9 Достопримечательности Ростова Великого Сегодняшний Ростов с населением около 40 тыс человек имеет статус города-музея и одной из жемчужин Золотого Кольца. Конечно же, по праву. Главная достопримечательность Ростова Великого – Митрополичий двор, более известный под именем Ростовского кремля. Едва ли найдется в нашей стране человек, не смотревший фильм «Иван Васильевич меняет профессию»; а это значит, что большинству наших сограждан знакомы виды Ростовского кремля, в стенах которого снимались сцены, относящиеся ко временам Ивана Грозного. После переноса в 1787 году митрополичьей кафедры из Ростова в губернский Ярославль грандиозное сооружение осталось фактически без присмотра и стало приходить в упадок. Его восстановлением занялась общественность города во второй половине XIX века. На территории кремля был основан Музей церковных древностей, открытие которого состоялось в октябре 1883 года. В свою очередь, главной и древнейшей достопримечательностью Ростовского кремля, сохранившейся до наших дней, является Успенский собор, который стоит на Соборной площади кремля. По преданию, первый собор на этом месте был возведен в 991 году при крещении Ростова. В дальнейшем он неоднократно перестраивался – и князем Андреем Боголюбским, и князьями Константином Мудрым и его сыном князем Васильком. Тот здание собора, которое мы можем видеть сегодня, было возведено в период с 1508 по 1512 годы. Успенский собор, как главный храм города, до 1776 года был усыпальницей многих ростовских князей и архиереев: здесь покоятся мощи погибшего в сражении с татарами князя Василька и митрополита Ионы Сысоевича. Стены и башни кремля, а так же, как и большая часть других его построек были сооружены позже – во второй половине XVII века, когда митрополичий престол занимал Иона Сысоевич. Им же в 1682 году была сооружена и знаменитая ростовская звонница, главный колокол которой, весящий 32 тонны, был назван митрополитом в честь своего отца Сысоем.
10 Из других достопримечательностей Ростова, в первую очередь, заслуживают упоминания Спасо-Яковлевский Димитриев и Богоявленский Авраамиев монастыри. Первый храм Спасо-Яковлевского монастыря был освящен в 1386 году – им стала церковь Зачатия св. Анны. Монастырь подвергся разорению в Смутное время и был восстановлен заново при митрополите Ионе Сысоевиче. В начале 1780-х годов монастырь был обнесен каменными стенами, а в годах на средства графа Шереметева была возведена его главная постройка – Дмитриевский храм. Эта первая достопримечательность Ростова Великого, которая открывается глазам путешественников, въезжающих в город со стороны Москвы. Богоявленский Авраамиев монастырь – одна из древнейших достопримечательностей не только Ростова, но и Северо-Восточной Руси в целом. По преданию, монастырь был основан преподобным Авраамием в XI веке на том месте, где он при помощи жезла, принадлежавшего самому Иоанну Богослову, разрушил идола языческого бога Велеса. Царь Иван Грозный, бывший в Авраамиевом монастыре в 1552 году, брал чудесный жезл с собою в поход на Казань, увенчавшийся победой. В честь этой победы по указанию царя и на средства казны в годах на территории монастыря был возведен Богоявленский собор, который является старейшей дожившей до наших дней достопримечательностью монастыря. Еще одна достопримечательность Ростова – расположившийся недалеко от города Троице-Сергиев Варницкий монастырь, возведенный в честь самого почитаемого русского святого, выходца Ростова Великого, преподобного Сергия Радонежского. Монастырь был основан в 1427 году ростовским архиепископом Ефремом. Первые каменные постройки на территории монастыря были возведены в XVIII веке; в середине XIX века монастырь был обнесен стеной с угловыми башнями. После октябрьской революции эта достопримечательность Ростова была почти полностью разрушена; в 1995 году монастырь был возвращен Церкви, и с этого времени началось его восстановление. Озеро Неро, колыбель Ростова, так же нельзя исключать из списка достопримечательностей города. Название озера на языке племени Меря, населявшего эти земли до появления здесь славян, обозначает «тенистое, болотистое». В самом деле, при средней глубине озера, составляющей не более полутора метров, толщина ила в некоторых его местах составляет до 20 м. С глади озера Неро открываются красивейшие панорамы Ростова Великого с видом на кремль и Спасо-Яковлевский монастырь.
11 Церковь Иоанна Богослова Ростовский кремль
12 Богоявленский Авраамиев монастырь в Ростове Великом Ростов Великий: панорама Спасо- Яковлевского Димитриева монастыря
13 Троице-Сергиев Варницкий монастырь в Ростове Великом
14 Панорама Борисоглебского монастыря в поселке Борисоглебский Список использованной литературы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.