Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемyspu.org
1 Лохина Татьяна Евгеньевна, специалист отдела координации инновационных программ и проектов Компонент 10. СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ
2 Федеральные государственные образовательные стандарты Вуз обязан способствовать развитию социально- воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. В целях достижения результатов при освоении ООП в части развития социально-личностных компетенций студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
3 Определение Студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. Источник: РЕКОМЕНДАЦИИ участников «круглого стола» на тему: «Органы студенческого самоуправления: правовое обеспечение и перспективы развития» (одобрены Комиссией Совета Федерации по делам молодежи и туризму 15 марта 2011 г.).
4 Уровни самоорганизации личностныйобщественный Достижение общественного уровня самоорганизации (самоуправления) возможно только в том случае, когда человек умеет организовать себя на личностном уровне.
5 Отличительные признаки студенческого самоуправления 1. Системность – совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. 2. Автономность – относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке ее основных направлений; возможность формировать независимую и самостоятельную позицию в выборе мотивации деятельности, ее целей, средств достижения, стиля осуществления.
6 Отличительные признаки студенческого самоуправления 3. Иерархичность – отображается в упорядоченности деятельности органов студенческого самоуправления, как в образовательном учреждении в целом, так и в его структурных подразделениях, общественных студенческих формирований, установлении между ними взаимосвязей, разделении полномочий, степени ответственности и т.д. 4. Наличие органов самоуправления – выражается в создании на каждом уровне иерархии органов студенческого самоуправления: советов учебных групп и факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, советов, комитетов, правлений студенческих общественных объединений, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т.д. В их компетенции находятся вопросы, связанные со спецификой избранной деятельности, отношениями между группами, в группе и др.
7 Отличительные признаки студенческого самоуправления 5. Связи с внешней средой – взаимодействие с органами управления образовательного учреждения, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, другими образовательными учреждениями, общественными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования вуза, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления. 6. Самодеятельность – предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планирование деятельности, организация, мотивирование участников, контроль и руководстве), доведении до исполнения принятых решений. Самодеятельность предусматривает также наличие определённых полномочий у органов студенческого самоуправления, включенность непосредственных исполнителей в процессы разработки и принятия решений.
8 Отличительные признаки студенческого самоуправления 7. Целенаправленность – предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения; четкое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей. 8. Выборность – органы студенческого самоуправления формируются на выборной основе. 9. Партнерство – основы взаимодействия органа студенческого самоуправления и администрации вуза носят партнёрский характер и закладываются в нормативно-правовых документах сторон.
9 Принципы студенческого самоуправления Смысл студенческого самоуправления состоит не в том, чтобы студенты включались в существующие пирамиды руководства- исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания. «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Студенческое самоуправление не специальная деятельность студентов «по управлению» (отсюда распространившееся копирование дум, правительств, и т.п.), а режим протекания совместной и самостоятельной жизнедеятельности студентов, который обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в студенческой среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения студентов.
10 Студенческое самоуправление вырастает вокруг подготовки и реализации конкретных коллективно-творческих дел, проектов, событий (на уровне студенческой группы, временной творческой группы, вуза). Возникновение системы внутривузовского самоуправления - явление высокого уровня сложности, результат длительной работы преподавателей и студентов по определению элементов системы, связей между элементами, качеств системы как целого, ее взаимодействия со средой. Невозможно «строить» систему студенческого самоуправления формально; ее можно лишь «выращивать» в процессе деятельности. Для организации самоуправления в студенческих группах важным является знание личности студентов, их интересов, потребностей, мотивов поведения. Только в данном случае каждый студент сможет проявить активность и проверить свои способности в различных видах деятельности. Принципы студенческого самоуправления
11 Важный и тонкий вопрос – предоставление самостоятельности студентам в процессе самоуправленческой деятельности. Эффективное современное самоуправление должно предполагать развитие инициативы, активности, как студентов, так и преподавателей при определенном разграничении их обязанностей и ответственности. В ситуациях самоуправления студентов педагоги не могут регламентировать межличностные, межвозрастные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, проблематизировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем студентам, кто нуждается в укреплении собственной самоуправленческой позиции, профессиональная обязанность педагога как воспитателя. Принципы студенческого самоуправления
12 В вузе должна быть создана обстановка, при которой каждый студент ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Самоуправление развивается только тогда, когда студенты оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности студентов. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время, как показывает изучение этого явления, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности. Принципы студенческого самоуправления
13 В соответствии с новыми тенденциями в развитии страны студенческое самоуправление обретает и новый смысл – развитие социально-значимой деятельности студенческой молодежи, вовлечение ее в решение социальных проблем общества, воспитание неравнодушия к окружающему миру и окружающим людям. Принципы студенческого самоуправления
14 3 «кита» o Регламентирующие документы; o Возможные формы органов самоуправления; o Педагогическое сопровождение.
15 Документы Письмо Минобразования и науки РФ от 10 октября 2006 г. АФ-234/06 «О примерном положении о Студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования»; Концепция развития студенческого самоуправления в РФ (2005г.). 21 ноября Госдума России приняла в первом чтении законопроект, закрепляющий право на создание студенческих советов.
16 Документы Программа социально-экономического развития страны до 2020 года; документы, определяющие переход к уровневой системе профессионального образования; федеральные программы и документы, определяющие содержание деятельности с молодежью; программа развития Герценовского университета; положение принятой концепции воспитательной деятельности Герценовкого университета о том, что органы студенческого самоуправления создаются в связи с необходимостью решения самими студентами конкретной группы проблем в той или иной сфере деятельности и возможностью реально влиять на студенческую жизнь в университете.
18 Организационные формы 1. Орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, деканат, студенческие научно- производственные отряды (СНПО), студенческие кафедры, комитеты, клубы); статус органа может определяться приказом ректора (директора), другим локальным актом образовательного учреждения или договором между органом самоуправления и администрацией образовательного учреждения. 2. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности. Статус и полномочия профсоюзной организации в сфере студенческого самоуправления определяются коллективным договором (соглашением). 3. Орган студенческого самоуправления в форме общественного объединения (студенческий совет, союз студентов или отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением); статус этой организации определяется соглашением между объединением и администрацией образовательного учреждения. 4. Профсоюзная организация студентов и общественное объединение, совместно выполняющие функции органа студенческого самоуправления; статус органа студенческого самоуправления определяется трехсторонним соглашением; профком приоритетно выполняет функции социальной защиты студентов, а общественное объединение занимается реализацией социально-значимых программ (проектов) и поддержкой инициатив студенческой молодежи.
19 Виды Представительские органы, призванные выражать общественное мнение первичных коллективов и активизировать их деятельность: профком, совет председателей студенческих советов факультетов, старостаты. Совещательные органы, всевозможные советы, где главное - обсуждение проблем и совместный поиск их решений. Деятельностные, профильные органы, создаваемые в действующих сообществах/объединениях, занимающихся определенным видом деятельности, требующей организации со стороны студентов: проектные команды, объединения по интересам (редакции газет, совет мастеров - вожатых ). Организационно-координационные органы, основная задача которых инициировать и координировать социально-значимую деятельность студентов: студенческий совет при Ученом совете университета, студсоветы факультетов. Экспертно-совещательные органы, занимающиеся студенческой экспертизой, обсуждением проблем и совместным поиском их решений, в том числе в составе общеуниверситетских советов: различные экспертные группы (конкурсов, документов, деятельности).
20 Временные органы самоуправления создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом; решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления; в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи; органы самоуправления независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач; осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.
21 Возможные формы Совет дела Команда организаторов Экспертная группа Совет отряда Студенческий комитет Редколлегия Совет проекта
22 Педагогическое сопровождение Ни в коем случае не подменять органы самоуправления и решать вопросы за них, даже если решение руководства будет правильным и более быстрым. Каждое решение органов самоуправления должно быть выполнено. Если решение ошибочно, нужно постараться убедить активистов в ошибке или апеллировать к общему собранию. Главный метод - влиять на органы самоуправления своим авторитетом. Работа (заседания) не должна отнимать у студентов много времени, чтобы они не превратились в чиновников. Педагогическое сопровождение самоуправления реализуется через заинтересованное наблюдение, стимулирование максимальной самостоятельности студентов. Это такой уровень, когда участие педагогов минимально, а активность студентов на пике возможности.
23 Диагностика в различных формах (фокус-группа, социологическая лаборатория, диагностическая игра) Кураторский час Школа лидера Консультация Дискуссия, беседа Мастерская Собрание Учебно-проектировочный семинар Дебаты Круглый стол, рефлексивный круг Тренинг Заседание Формы педагогического содействия
24 отчёт о проделанной работе положение о студенческом совете, СНО положение о конкурсе, фестивале программа мероприятия протокол заседания план деятельности Регламентирующие документы
25 Направления Инновации и техническое творчество Лидерство Волонтерство Толерантность Творчество Информационный поток Культура и история Профориентация Национальный туризм Спорт и здоровье Молодежное предпринимательство
26 Основные проекты 2010 Герценовская студенческая конференция «Инициатива-Действие-Успех» (29 сентября 2010 года), оргкомитет конференции; Международный молодежный форум «Волхов Гуманитарные технологии в социальной сфере» (июнь 2010 года), оргкомитет форума; Герценовский молодежный форум победителей конкурса социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании» (17-20 мая 2010 года), оргкомитет форума; проект «Тьюторская служба РГПУ им. А. И. Герцена», штаб тьюторов; Международный форум программы «Дебаты» (апрель 2010 года), Проект «Наша Победа», штаб проекта; проект «Герценовский лингвистический клуб «Teach and learn», совет клуба; проект «Китайский клуб», совет клуба; студенческая газета «Герценовский колокол», редколлегия газеты.
27 Положение о студенческом совете; Положение о выборах в студенческий совет; Положение о конкурсе, фестивале и др.; Планы деятельности; Протоколы заседаний; Решение конференции; Отчеты о проделанной работе. Регламентирующие документы
28 Документы студенческого совета Устав Герценовского университета; Программа развития Герценовского университета; «Положение о студенческом совете при ученом совете РГПУ им. А.И. Герцена»; «Положение о конкурсе в студенческий совет при ученом совете РГПУ им. А.И. Герцена гг.»; «Решение Второй Герценовской конференции «Инициатива-Действие-Успех» от г. План деятельности на год.
29 Студенческое самоуправление в ООП НаправлениеФорма ССУФормы педагогического сопровождения Регламентирующие документы Инновации и техническое творчество совет проекта СНОучебно- проектировочный семинар, заседание положение о СНО ВолонтерствоСовет проекта, штаб направления Собрание, дискуссия, тренинг, образовательная площадка План деятельности направления, положение о студенческом совете, протокол собрания Информационный поток Студенческий совет факультета, дирекция информационной службы, редколлегия Круглый стол, собрание, мастерская, консультация Протокол собрания, отчет о проделанной работе, план выхода номера в печать
30 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.