Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемelar.urfu.ru
2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М.Горького Инновационная образовательная программа «Опережающая подготовка по прорывным направлениям развития науки, техники и гражданского общества на основе формирования инновационно- образовательного пространства классического университета в партнерстве с академической наукой, бизнесом, органами власти с использованием мирового опыта в области качества образования и образовательных технологий» Учебно-методический комплекс дисциплины
3 Инноватика в высшем профессиональном образовании Автор-составитель презентации: доцент, директор Центра педагогического образования УрГУ, кандидат исторических наук И.В.Попова
5 Методологические аспекты инноватики
6 Инновация (нововведение) - масштабное практическое воплощение нового знания, применение в практической деятельности результатов научной, исследовательской и изобретательской (познавательно-творческой) деятельности, базирующейся на результатах НИОКР или случайных озарениях и смекалке.
7 ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ потребности общества интеллектуальная деятельность человека
8 Признаки инновации: новизна; востребованность; реализуемость; воспроизводимость.
9 Области инноваций: производственные – в отраслях и сегментах экономики (продуктовые, технологические, инкрементальные); потребительские; экологические; финансово-экономические; маркетинговые; социальные; организационные и управленческие; образовательные; и др.
10 Инноватика Инноватика – область научных знаний о процессах инновационной деятельности на предприятиях, в отраслях, регионах и странах и о концепциях, методах и инструментах управления этими процессами. Инновационная деятельность Инновационная деятельность – практическая деятельность, связанная с освоением широкого спектра новшеств (новых, конкурентоспособных видов продуктов, современных технологий, альтернативных ресурсов, эффективных организационных форм производства и управления, формируемых рынков) на предприятиях, в отраслях, регионах и странах.
11 Инновационная деятельность: факторы успеха инноваций ОБЪЕКТИВНЫЕ: создание менеджментом инновационного климата (инвестиции, управление знаниями и интеллектуальной собственностью, управление рисками, гармонизация интересов и т.д.) СУБЪЕКТИВНЫЕ: сформированность мотивов инновационной деятельности; критическое отношение к авторитетам и общепринятым стандартам; способность инноваторов преодолевать сопротивление; владение прогностикой инноваций; принятие риска, неопределенности; готовность к умственным и физическим перегрузкам; обладание различными режимами творчества; умение делиться достижениями.
12 Инноватика в профессиональном высшем образовании
13 Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Знания Знания – запоминание и интегрирование получаемой информации. Навыки Навыки – это доведенные до автоматизма умения.
14 Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Компетентность Компетентность – совокупность знаний, умений и владений навыками, проявляющаяся при выполнении должностных обязанностей на конкретном рабочем месте. Должностныеобязанности Должностные обязанности – виды деятельности, задачи и операции, которые работник должен выполнять, чтобы соответствовать требованиям своей профессиональной деятельности.
15 Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Квалификация Квалификация – совокупность индивидуальных способностей, качество профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задач на конкретном рабочем месте.
16 Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Умения и навыки, связанные с выполнением должностных обязанностей Умения и навыки, связанные с выполнением должностных обязанностей раскрывают способности работника, без которых данная профессия/должность не может эффективно осуществляться. Умения и навыки, определенные для профессии/должности, описываются в терминах когнитивных (умственные операции при выполнении должностных обязанностей, умение истолковывать планы, предугадывать обстановку и т.п.), социальных (работа в коллективе, работа с партнерами и т.п.), психофизиологических (сноровка, устойчивость к усталости и т.п.) способностей.
17 Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Компетенция Компетенция – способность и готовность самостоятельно применять знания, умения, навыки, способы и методы деятельности, а также личностные качества, необходимые для успешной деятельности в определенной сфере профессиональной деятельности.
18 Виды компетенций, формируемых в профессиональном образовании * когнитивные компетенции когнитивные компетенции – практическое использование теории и понятий, скрытые знания, приобретенные на опыте (в процессе анализа ситуаций, во время стажировки, при разработке и последующей реализации проекта); функциональные компетенции (умения) функциональные компетенции (умения) – что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере дальнейшего обучения или в социальной деятельности (формируются при участии в игровых имитациях, тренингах, при разработке и реализации проекта); * Соответствует Европейской системе квалификаций
19 Виды компетенций, формируемых в профессиональном образовании * личностные компетенции личностные компетенции – поведенческие умения в конкретных ситуациях (приобретаются в ходе участия во всех активных методах обучения); этические компетенции этические компетенции – наличие определенных личностных и профессиональных ценностей, а также позитивного мировоззрения * Соответствует Европейской системе квалификаций
20 Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Результаты обучения Результаты обучения – качество освоения компетенций, формируемых по данной основной образовательной программе, характеризуемое качественно (как совокупность знаний, умений, навыков, способов и методов деятельности, а также личностных качеств выпускника образовательного учреждения высшего профессионального образования) и количественно (как уровень владения и готовности практической реализации приобретенных компетенций).
21 Цели профессионального высшего образования а) развитие у студентов личностных качеств: гражданственности, целеустремленности, организованности, ответственности, предприимчивости, коммуникабельности, креативности, трудолюбия, толерантности, повышение общей культуры;
22 Цели профессионального высшего образования: б) формирование компетенций: - в сфере познавательной деятельности и саморазвития: понимания сущности и закономерностей общественно- исторического развития; выявления и анализ системных взаимосвязей природы, общества и личности; идентификации культурно-социологического и политического контекста научно- технического прогресса; обеспечение физического и духовного здоровья;
23 Цели профессионального высшего образования - в сфере социальной деятельности: способности работы в трудовом коллективе и/или команде; обеспечения предпринимательских проектов в области инновационного развития; организации работы исполнителей в процессе инновационной деятельности; мотива-ции персонала к повышению инновационной активности предприя-тий, отраслей, регионов и страны в целом; готовности к социаль-ной мобильности и достижения устойчивости на рынке труда;
24 Цели профессионального высшего образования: - в области фундаментальных наук: материалистического и диалектического понимания законов существования природы, общества, человека; осознания и понимания базовой сущности и факторов изменений общественного производства и окружающей среды;
25 Цели профессионального высшего образования - в сфере профессиональной деятельности: комплексных междисциплинарных профессиональных знаний, умений и навыков в области организации и управления инновационной деятельностью и сопровождения инновационных процессов на предприятиях, в отраслях, регионах и в системе федерального управления, необходимых выпускнику ООП успешно работать в инновационной сфере деятельности.
26 БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС Главная цель Болонского процесса - обеспечение прозрачности каждой из европейских систем образования на основе принимаемых всеми рекомендаций и процедур.
27 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: Болонья, 1999 Система понятных и сопоставимых степеней Многоуровневая система высшего образования Система кредитных единиц Академическая мобильность Европейское сотрудничество в обеспечении качества «Европейское измерение» в высшем образовании Прага, 2001 Образование через всю жизнь Партнерство со студенческими организациями Привлекательность европейского высшего образования
28 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: Берлин, 2003 Синергия между европейским пространством высшего образования и европейским пространством научных исследований Берген, 2005 Социальное измерение Открытость общеевропейского пространства высшего образования для всех частей мира
29 Инноватика педагогическая - отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, его принципы, закономерности, методы и средства.
30 Инновация педагогическая: целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы); поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
31 Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия,оценки, освоения и применения педагогических новшеств
32 Классификация педагогических инноваций: по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие); по характеру вносимых изменений (радикальные, комбинаторные, модифицирующие;
33 Классификация педагогических инноваций: по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные); по масштабу использования (единичные, диффузные); по источнику возникновения (внешние, внутренние).
34 СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: фундаментальное и практикоориентированное образование; многоуровневое профессиональное образование; непрерывное образование; доступное образование; подготовка специалистов для глобального пространства; качественное образование.
35 Тактические задачи инновационного процесса в образовании: инновационный менеджмент в образовании; использование реальной научной и производственной сферы;
36 Тактические задачи инновационного процесса в образовании: технологизация обучения; использование информационных технологий в образовательном процессе.
37 Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности
38 Условия инновационной деятельности преподавателя высшей школы: профессионально-педагогическая подготовка; профессионально-личностное саморазвитие.
39 Структура профессионально- педагогической культуры Качества личности педагога-профессионала (дидактические способности; организаторские способности; перцептивные способности; коммуникативные способности; креативные способности; аксиологический комплекс личности – ценности: уникальность каждого человека, отношение к личности как высшей ценности, активный, творческий характер человеческой психики, единство органической и духовной жизни, природосообразность).
40 Структура профессионально- педагогической культуры Профессиональная компетентность в базовой предметной области. Эффективная педагогическая деятельность, основанная на владении технологиями преподавания. Профессиональное творчество.
41 Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности
42 Направления инновационной педагогической деятельности: использование новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности; технологизация обучения; использование информационных технологий;
43 Направления инновационной педагогической деятельности: учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении; освоение и внедрение внешнего инновационного опыта; проектирование авторского инновационного опыта.
44 Список литературы: Алан Баркер. Алхимия инноваций.- М.:ООО «Вершина», с. Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», с. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., – 157 с. Инновационная и экспериментальная деятельность в муниципальной системе образования.- Екатеринбург: РГ «Апрель», – 100 с. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, – 192 с. Коновалов В.М. Инновационная сага. – М.: Издательский дом «Вильямс», – 224 с. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», – 512 с. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, – 222 с. Русаков А.С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, – 256 с. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, – 448 с.
45 Технологический подход к обучению.
46 ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Технология – любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы – для получения желаемой продукции или услуг. Технология – совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
47 СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (постановка диагностичной цели с указанием требуемого уровня усвоения) ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (создание однородных условий обучения)
48 СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: БЛОК ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ И ЗАКРЕПЛЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (применение методик преподавания) БЛОК КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА (объективные методы контроля, измерение и оценка уровня достигнутого результата; в случае неудачи – коррекция блока учебной деятельности, повторный цикл взаимодействия и вторичный контроль)
49 УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА: 1.Ученический – простая репродуктивная деятельность. 2.Алгоритмический – более сложная репродуктивная деятельность, связанная с решением типовой задачи. 3.Эвристический – продуктивная деятельность с элементами творчества. 4.Исследовательский – продуктивная, полностью творческая деятельность.
50 ПРИЗНАКИ ДИАГНОСТИЧНОСТИ ЦЕЛИ: точное и определенное описание формулируемого качества, свойства, умения, навыка; наличие диагностического инструментария, который позволяет объективно и однозначно: - выявить данное качество, свойство, умение; -замерить уровень его развития и сформированности; -оценить этот уровень и сравнить его с эталоном.
51 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОМУ УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ: 1.Постановка диагностической цели с указанием требуемого уровня усвоения. 2.Проведение объективного контроля эффективности процесса и определение уровня достижения поставленной цели ( по данному уровню усвоения). 3.Достижение конечного результата с точностью не менее 70% (по данному уровню усвоения)
52 КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: Концептуальность (опора на научную концепцию, философское, психологическое, дидактическое, социально- педагогическое обоснование целей); Системность (соблюдение логики процесса, взаимосвязь частей, целостность); Управляемость (диагностическое целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, варьирование средствами обучения с целью коррекциии); Эффективность (по результатам, по оптимальным затратам, гарантия достижения стандарта обучения); Воспроизводимость (возможность применения в других однотипных учебных заведениях, другими субъектами).
53 ОТЛИЧИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОТ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ: более четкое определение конечной цели; объективные методы контроля достижения цели; достижение комплекса целей обучения – универсализация изучения учебного материала; проектирование целостного учебного процесса, в котором задействованы все элементы педагогической системы; минимизация ситуаций, когда возникает выбор и переход к педагогическим экспериментам в поисках приемлемых результатов.
54 АКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: технология модульно-рейтингового обучения; технология проектного обучения; технологии проблемного обучения; технологии контекстного обучения; игровые технологии; технологии интерактивного обучения; информационные технологии и т.д.
55 Методы активного обучения Виды методов активного обучения: игра, тренинг, дискуссия, дебаты, интенсивное изучение иностранных языков с использованием элементов суггестии и др. Сущность: активное участие обучаемого в планировании и проведении учебного мероприятия. Результат применения: усвоение знаний, умений и навыков в более короткие сроки, с меньшими усилиями за счет сознательного развития способностей учащихся.
56 Методы активного обучения Приемы повышения активности обучающихся: усиление учебной мотивации (внутренней и внешней), формирование новых и более высоких форм мотивации (личностный рост, самовыражение); соответствие организационных форм, средств обучения его содержанию;
57 Методы активного обучения Приемы повышения активности обучающихся: интенсификация умственной работы обучающегося (общение, использование учебного времени); оптимальный отбор учебного материала (основное и инвариантное содержание); учет возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся.
58 ОСВОЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
59 ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ: банк инноваций обучения, информационная база их концепций, алгоритмов, учебно- методического обеспечения; критерии выбора инноваций обучения, отправные позиции проектирования новой образовательной практики; механизмы включения инноваций в реальный учебный процесс (использование, внедрение, освоение, развитие).
60 ФАКТОРЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: потребности страны, региона, города, выражающиеся в социальном, государственном заказе вузу; достижения современных гуманитарных наук;
61 ФАКТОРЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: передовой педагогический опыт, собственный профессиональный опыт, интуиция, творческий потенциал (в том числе коллектива, администрации); анализ процесса и результатов функционирования учебного заведения;
62 ФАКТОРЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: соответствие научной концепции образовательных инноваций реалиям и возможностям учебного заведения; системность и системная совместимость инноваций с реальным учебным процессом;
63 ФАКТОРЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: наличие диагностического инструментария инноваций обучения; оценка эффективности инноваций в сравнении с имеющимися результатами обучения; данные о воспроизводимости образовательных инноваций.
64 МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: проектирование целостной технологии обучения; создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям технологии обучения;
65 МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: выбор и создание системы диагностики для содержательной интерпретации результатов обучения; разработка системы профилактики затруднений, коррекции процесса обучения; личностно-профессиональное развитие педагога, способного реализовать спроектированную технологию.
66 Формы научно-методической работы преподавателя высшей школы: мастер-классы; педагогическая студия; временные творческие коллективы; проектные команды; лаборатории; авторский экспертный совет.
67 Список литературы: Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», с. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., – 157 с. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, – 192 с. Опыт инновационной деятельности в сфере образования и науки // Сост. Рогожин С.А. и др; Под общ. ред. Прокопьева В.П. и др. - Екатеринбург: Уральское издательство, – Вып с. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, – 222 с. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, – 448 с.
68 Концепция развития направления «Педагогическая инноватика» ( в рамках Инновационной образовательной программы УрГУ)
69 Цель деятельности по направлению «Педагогическая инноватика»: на основе системы менеджерских, научно-педагогических, научно- методических решений сформировать эффективные механизмы инновационного обновления учебного процесса, обеспечивающие устойчивое развитие вуза на основе способности к нововведениям.
70 Задачи направления «Педагогическая инноватика» идеологическое, научное психолого- педагогическое сопровождение инноваций в учебном процессе; оформление информационной, профессионально-педагогической среды инновационной деятельности на основе развития партнерства;
71 Задачи направления «Педагогическая инноватика» сопровождение профессионально-педагогической подготовки и переподготовки кадров преподавателей высшей школы, ориентированной на инновационную научно-педагогическую деятельность; научное психолого-педагогическое, научно- методическое сопровождение и содействие инновационной проектной деятельности преподавателей УрГУ; разработка и внедрение системы инновационного педагогического менеджмента и самоменеджмента;
72 Задачи направления «Педагогическая инноватика» научно-педагогическое, методическое сопровождение формирования инновационной модели содержания образования; дидактическое сопровождение применения в учебном процессе информационных технологий, дистанционного обучения;
73 Задачи направления «Педагогическая инноватика» научно-педагогическое, методическое содействие развитию системы качества образования; научно-педагогическое, методическое содействие развитию учебно- материальной базы.
74 Учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении
75 Средства учебно-методического обеспечения (СУМО) образовательного процесса: учебно-методический комплекс (УМК) учебно-материальная база (УМБ)
76 Учебно-методический комплекс- совокупность нормативных, учебно- методических документов, представляющих собой проект системного описания учебно- воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Он задает структуру педагогической системы.
77 Структура учебно-методического комплекса учебной дисциплины (УМКД): образовательный стандарт; учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа;
78 Структура учебно-методического комплекса учебной дисциплины (УМКД): дидактические материалы; учебные пособия, учебники:методические указания по основным видам учебных занятий; книги и первоисточники;
79 Структура учебно-методического комплекса учебной дисциплины (УМКД): график самостоятельной работы студентов; методические указания и задания для межсессионного и экзаменационного контроля знаний студентов; перечень специализированных аудиторий; карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.
80 Дополнительные к УМКД элементы учебно-методического комплекса специальности (УМКС): квалификационная характеристика специальности; учебный план подготовки специалиста; сборник учебных программ по дисциплинам; методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов; методические указания по стажировке (практике); график утверждения и пересмотра УМКС.
81 Критерии авторской программы: новаторство; актуальность; перспективность; применимость; оптимальность затрат.
82 Виды методических рекомендаций: по всем основным формам занятий; по освоению научной литературы; по подготовке диплома; по подготовке к ГЭК; по самостоятельной работе студентов; по практике; по научно-исследовательской работе студентов; по отдельным блокам, модулям,темам учебных дисциплин.
83 Методические материалы Общее в содержании любых методических пособий - проектирование соответствующего процесса обучения: определение цели, форм и средств, психолого-педагогических приемов достижения цели, описание планируемых результатов и критериев качества достигнутых результатов.
84 Виды дидактических материалов по содержанию: информационные; пояснительные; контрольные; справочные; нормативные; атласы.
85 Виды дидактических материалов по функциям: ориентирующие; дополняющие; дублирующие (иллюстрирующие); синтезирующие; побуждающие.
86 ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: компьютерные базы данных по предметной области всех форм представления (в т.ч. графика, видео, аудио, анимация); базы данных литературы и источников; справочно-информационные системы; компьютерные базы данных по предметной области всех форм представления (в т.ч. графика, видео, аудио, анимация); базы данных литературы и источников; справочно-информационные системы; конспект-организатор, включающий раздаточные материалы справочно- информационного, контрольно-диагностического характера, для самостоятельной работы, электронная библиотека и др. ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:
87 ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: конспект-организатор, включающий раздаточные материалы справочно- информационного, контрольно- диагностического характера, для самостоятельной работы, электронная библиотека и др.
88 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДАЧИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: структурирование; моделирование; сжатие; отбор и др.
89 Виды наглядных средств обучения : предметы материальной культуры(макеты, предметы); изобразительные наглядные средства; условно-графические средства; мультимедийные средства.
90 Виды учебных пособий: опорный конспект; учебное пособие по блоку, модулю,теме дисциплины; лабораторный практикум; учебное пособие по первоисточникам; учебное пособие по истории изучения предметной научной области.
91 Список рекомендуемой литературы: Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, с. Пидкасистый П.И.,Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого- педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.:Педагогическое сообщество России с. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, с. Словарь-справочник по педагогике/Под общей ред. П.И.Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, – 448 с. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. М.: ТЦ Сфера, с. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с.
92 Модульно-рейтинговая система обучения в профессиональном образовании.
93 Сущность модульного обучения: содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули).
94 Модуль Дж. Расселл "учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий" (1974 г.). П. Юцявичене. «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» (1990 г.).
95 Модуль Д.В.Чернилевский, Р.С.Бекирова. «автономная организационно- методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля».
96 ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: формирование дидактических целей модульного обучения; реализация дидактических принципов проблемности, адаптативности, вариативности, наглядности, обратной связи в обучении; формирование оптимального содержания учебного материала;
97 ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: обеспечение эффективными дидактическими средствами; обеспечение комплексами контрольных заданий; эффективное управление учебным процессом.
98 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: По дидактическим функциям: познавательные, операционные; По уровню: общепедагогические (модель выпускника), учебные цели предмета (комплексная цель модульной программы), оперативные учебные цели (цели модулей и частные цели составляющих его учебных элементов).
99 Принципы формирования содержания учебного материала модуля: выделение главного и существенного в необходимых элементах предметной области; опора содержания на главные понятия и методы предметной области; систематичность и логическая последовательность содержания учебных элементов; целостность содержания модуля.
100 МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Виды проф.деятельности Виды компетенций A1 Д1З1Д1З1 Д1З2Д1З2 Д1З3Д1З3 Д1Д1 Д2З2Д2З2 Д2Д2 К1К1 К2К2 К3К3 К4К4 К5К5 Д2З1Д2З1 Зн Области знания (дисциплины) Модуль 1 Модуль 2 Контроль 1 Контроль 2
101 Структура компетенций Компетенции Общие Социально- личностные Ценностно- смысловые Общекультурные Политико-правовые Здоровьесбережени я Языковая коммуникативная Экономические и организационно- управленические Управление знаниями и познавательной деятельностью Общенаучные Профессиональны е Общепрофессионал ьные Энергоресурсосбере жения Экологическая безопасность Информационно- коммуникационная Инновационные Специальные Производственно- технологические Проектные Научно- исследовательские Эксплуатационные
102 АЛГОРИТМ (ЭТАПЫ) ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПО МОДУЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ 1.Определение потребностей. 2.Описание академических и профессиональных профилей. 3.Идентификация результатов обучения. 4.Выявление общих и профессиональных компетенций. 5.Разработка модулей, организационных форм, оценочного инструментария.
103 АЛГОРИТМ (ЭТАПЫ) ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПО МОДУЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ 6. Выработка процедур и способов обеспечения качества: непрерывное наблюдение, оценивание, корректировка.
104 АЛГОРИТМ (ЭТАПЫ) ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПО МОДУЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ 7. Составление целевых модулей: учет предварительных знаний и навыков, планирование компетенций, соотнесение с уровнем – дескрипторы, квалификационные рамки, формы контроля, методы преподавания и учения, образовательная среда, трудозатраты студентов.
105 РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕТОВ СУЩНОСТЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ – НАКОПЛЕНИЕ ТЕКУЩИХ ОЦЕНОК (БАЛЛОВ) УСПЕВАЕМОСТИ И ПРЕМИАЛЬНЫХ БАЛЛОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ИТОГОВОГО РЕЗУЛЬТАТА (РЕЙТИНГА) ОБУЧЕНИЯ. ЦЕЛИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
106 РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕТОВ: -стимулирование повседневной систематической работы студентов; -снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов; -повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категории отличников, хорошистов, троечников и т.д. -оценка реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;
107 РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕТОВ: -исключение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных студентов; -создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.д.), необходимых при обучении в рамках многоуровневой системы; -повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ
108 Условия введения модульно-рейтинговой системы обучения: смена форм организации учебного процесса; серьезное дидактическое переоснащение учебного процесса; индивидуальная образовательная траектория – свобода выбора технологии обучения, модулей дисциплин и преподавателей;
109 Условия введения модульно-рейтинговой системы обучения: увеличение доли самостоятельной работы студента,его ответственности; система организационно- экономических мер, компенсирующих увеличение учебно-методической нагрузки преподавателей.
110 Отличие модульного обучения от традиционного
111 Дорогу осилит идущий!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.