Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемs_2_sosh.cha.edu54.ru
1 « Перспективы введения ФГОС по "информатике и ИКТ в основной и старшей школе». рук. РМО информатики и ИКТ : Иванова Ю. А.
2 План: 1. Введение. 2. Современное состояние. 3. Проблемы и перспективы развития предмета « Информатика и ИКТ » в общеобразовательных учреждениях в связи с введением федерального государственного стандарта второго поколения : - начальная школа ; - средняя и старшая школа.
3 Введение С 2011 года начинается переход на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения. Введение ФГОС нового поколения приведет к существенному изменению всей системы образования, и ключевым моментом преобразований станет реальный, а не декларируемый переход от знаниевого подхода к компетентностному. Важно понять, что происходит не просто смена терминов, а значительные изменения в организации образовательного процесса.
4 Введение Удивляет и настораживает отношение авторов стандартов к информатике. Низведение её до уровня технологии кажется крайне опасным. Кроме того, часть разделов, которые традиционно относили к информатике, теперь перенесена в математику, что попросту означает безмашинный вариант их изучения. Ни один учитель математики не отдаст свои часы учителю информатики, чтобы тот не на бумаге (ужасно скучно, где же декларируемые вами личностно-ориентированный и деятельностный подходы!?), а на конкретных исполнителях изучал с детьми алгоритмы. А даже если и отдаст, то это количество безмерно мало для того, чтобы дети успели создать действительно что-то стоящее их заинтересованности.
5 Современное состояние В преддверии утверждения и введения в действие ФГОС второго поколения одним из приоритетных направлений является компетентностно - ориентированный и системно - деятельностный подходы в обучении. В обучении информатики и ИКТ можно выделить три ступени: -начальный (пропедевтический) курс: обучение в классах; -основной курс в классах (7 - 9 классах); -базовый или профильный курсы в классах. Согласно базисному учебному плану 2004 года предмет «Информатика и ИКТ» представлен в классах в качестве обязательного учебного модуля «Практика работы на компьютере» (25-20ч.) в рамках предмета «Технология». Модуль направлен на овладение умениями использования компьютерной техники для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
6 Современное состояние (начальный) Обучение информатике и ИКТ в начальной школе можно реализовать несколькими вариантами учителем начальных классов (возможно привлечение учителей информатики). В зависимости от условий в образовательном учреждении можно использовать одну из моделей: 1. Изучение информатики в рамках предмета «Технология». 2. Информатика как отдельный предмет - безкомпьютерный вариант. 3. Информатика как отдельный предмет - с компьютерной поддержкой, без деления класса на группы. Для этого необходимо: - наличие хотя бы одного компьютера и медиапроектора с экраном или интерактивной доски - наличие электронных средств обучения; - готовность учителя начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики и ИКТ. 4. Урок информатики как отдельный предмет с делением класса на группы для обучения в кабинете информатики.
7 Современное состояние (пропедевический) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004 г.) не предусматривает изучение предмета « Информатика и ИКТ » в классах. Поэтому изучение информатики в качестве самостоятельного предмета в этих классах возможно за счет часов компонента образовательного учреждения по 1 часу в неделю. Введение информатики в классах возможно только при условии готовности образовательного учреждения : особо нужно обратить внимание на наличие фонда учебной литературы в библиотеке образовательного учреждения, а так же учебников в Федеральном перечне. Если учебники отсутствуют в перечне, то предмет вводить нельзя. Учебники, имеющиеся в библиотечном фонде школы можно использовать только для факультативов.
8 Современное состояние (основной курс) Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» в БУПе вводится в 8 классе - 1 час в неделю и в 9 классе - 2 часа в неделю. Всего 105 часов за два года обучения. В классах, изучавших информатику в классах, в целях обеспечения непрерывного курса информатики рекомендуется начать обучение с 7 класса (по 1 часу в неделю в 7,8,9 класса). Необходимо обратить внимание на преемственность УМК на начальной и основной ступени изучения «Информатики и ИКТ»: УМК в начальной школе (автор Н.В.Матвеева); УМК в классах (автор Л.Л.Босова); УМК в классах (автор И.Г.Семакин или Н.Д.Угринович).
9 Современное состояние (основной курс) Реализация непрерывного курса информатики возможно через введение факультативных курсов в классах. Для проведения факультативных занятий возможно использование УМК, выпущенные издательством Просве щения: Ф УМК для 5 класса «Информатика» / А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко. Ф УМК для классов «Информатика. Алгоритмика» / А.К.Звонкин, С.К.Ландо, А.Л.Семенов. В рамках предпрофильной подготовки: в 9 классе возможно введение элективных курсов информатики и ИКТ
10 Современное состояние (базовый или профильный) В старшей школе « Информатика и ИКТ » может изучаться на базовом или профильном уровнях, исходя из запросов учащихся и возможностей об разовательного учреждения ( соответственно по 1 часу или по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах ). За счет элективных курсов изучение предмета может быть расширено. Для преподавания базового уровня информатики и ИКТ рекомендуются УМК авторов И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер или автора Н. Д. Угринович ( базовый уровень ). Для преподавания профильного уровня информатики и ИКТ рекомен дуется УМК Н. Д. Угриновича ( профильный уровень ). Единый УМК ( базового и профильного уровней ) автора А. Г. Гейна.
11 Современное состояние (базовый или профильный) Необходимо обратить внимание на то, что при поступлении в некоторые высшие учебные заведения необходимы результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ. Единый государственный экзамен ориентирован на профильное изучение предмета. При изучении предмета на базовом уровне необходимо предусмотреть включение в учебный план элективных курсов по подготовке к ЕГЭ ( см. « Информатика и образование » 1, 2007 г., стр ), организо вать индивидуальные и групповые занятия, возможно организовать дистанционное обучение учащихся.
12 ФГОС по "информатике и ИКТ (начальный) С введением новых стандартов модуль « Информатика » будет входить в предмет Математика. Объем его значительно увеличится от 40 до 70 часов. Программа модуля составлена на основе программы « Информатика », для начальной школы авторов : Бененсон Е. П., Паутовой А. Г. Данный комплект включен в перечень рекомендуемых для реализации ФГОС нового поколе ния. Программа этого модуля оптимально соответствует обязательному минимуму содержания образования начальной школы, даёт возможность создать базу для изучения информатики в среднем звене на более высоком уровне, способствует формированию « информационной грамотности ».
13 ФГОС по "информатике и ИКТ (начальный) Раздел 1 « Информационная карта мира ». 2 раздел « Алгоритмы и их исполнители ». Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первона чальные представления о компьютере и компьютерных технологиях, а также формировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в 3 разделе « Компьютер - универсальная машина по обработке информации ». Весь материал разбит на 2 подраздела : - фундаментальные знания о компьютере ; - практическая работа на компьютере. 4 раздел « Этические нормы при работе с информацией информационная безопасность ».
14 ФГОС по "информатике и ИКТ (начальный) Программа курса информатики оснащена учебно - методическим ком плектом, состоящим из методического пособия для учителя, учебника - тетради в двух частях, комплектом компьютерных программ для каждого класса. Программный комплекс состоит из 9 компьютерных программ, ин тегрированных с учебником - тетрадью по информатике для каждого класса. Каждая компьютерная программа имеет теоретическое содержание, связан ное с темой занятия, заданиями, выполняемыми в учебнике - тетради. На каждом уроке информатики использую учебную презентацию, с помощью которой учащиеся выводят новые понятия, происходит знакомство с новым материалом. Некоторые понятия, правила, описания, сложные для усвоения и запоминания учащимся младших классов, предлагаются в занимательной, стихотворной форме. Занимательность и оригинальность, образность изложения делают сложную информацию доступной ребенку и более запоминаемой.
15 ФГОС по "информатике и ИКТ (в основной и старшей школе) Особое внимание обращается на применение здоровьесберегающих технологий, выполняются санитарные нормы организации труда за компьютером ( Сан Пин ): учащиеся младших классов занимаются на компьютере не более 15 минут, проводятся гимнастики для снижения зрительного утомления ( комплекс упражнений и электронные минутки для снижения напряжения с глаз ) и профилактические упражнения для осанки. В проекте сказано : « при разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества...», «... образовательного процесса в формировании мотивированной компетент ной личности, способной : быстро ориентироваться в динамично развиваю щемся и обновляющемся информационном пространстве ; получать, исполь зовать и создавать разнообразную информацию ; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков ».
16 ФГОС по "информатике и ИКТ (в основной и старшей школе) Изучая в школе различные предметы, учащиеся получают сумму знаний оботдельных сторонах окружающего мира : объектах, явлениях и процессах, происходящих в той или иной предметной области. Но ни один предмет не берет на себя функцию интеграции всей этой суммы знаний в единую цело стную картину мира. Ни один., кроме информатики. Именно информатика, используя системно - информационный подход в науке, сумела решить эту задачу.
17 ФГОС по "информатике и ИКТ (в основной и старшей школе) Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности - область информационных процессов. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существен ный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве. Исключая этот предмет из стандарта, отказываясь от накопленного мето дического опыта обучения информатике, мы откатываемся назад. Или данный стандарт рассчитан на то, что в связи с важностью информа ционно - технологических умений родители своим кошельком будут обеспечивать этот предмет. Но родитель - заказчик будет определять и содержание такого обучения.
18 ФГОС по "информатике и ИКТ (в основной и старшей школе)
19 ФГОС по "информатике и ИКТ (начальный) Непонятно, какие дисциплины являются обязательными для изуче ния и в каком объеме, а какие являются дисциплинами по выбору. В резуль тате при указанной расплывчатости формулировок и не проверяемости результатов можно констатировать, что обязательный образовательный мини мум в рамках этого стандарта образования практически равен нулю. Бюрократический характер документа. Очень низкий процент полезного информационного содержания. Полностью отсутствует указание на то, кто за что отвечает, и какова форма ответственности. Точнее, на основании данного документа получается, что за всё отвечает школа, а ГОСУДАРСТВО ВООБЩЕ НИ ЗА ЧТО НЕ ОТВЕЧАЕТ. Таким образом, попытка принять данный стандарт - это попытка снять ответственность государства за основное общее образование.
20 ФГОС по "информатике и ИКТ (в основной и старшей школе)
21 Самое интересное, что информатику убрали не только из школьных стандартов, но и из новых ГОСов непрофильных ВУЗов, где она изучалась как общеобразовательный предмет естественно - научного цикла. Мотивировали это вроде тем, что абитуриенты приходят уже достаточно подготовленными в области информационных технологий ( по моему опыту - хорошо, если умеют использовать компьютер в качестве игровой приставки и как средство обще ния через Интернет ). Так, ребенок, который поступает на экономическую специальность, априори должен владеть ИТ на хорошем уровне, а в ВУЗе его будут учить только как пользоваться 1 С : Бухгалтерия и т. п. специализиро ванными продуктами. По новым образовательным стандартам получается, что ни в школе, ни в ВУЗе дети не будут изучать информатику, но знать ее должны для успешной самореализации в сегодняшнем мире. Интересно, где их этому научат, в дет ском саду ?
22 ФГОС по "информатике и ИКТ (в основной и старшей школе) Согласно содержанию новых стандартов, число часов, отведенных на изучение информатики, существенно сокращается, да и вести этот предмет теперь должны учителя в рамках предмета « Технология » ( начальное звено ) и « Математика » ( среднее и старшее звено ), что приведет к исчезновению ин форматики как самостоятельного предмета. А ведь самые передовые техно логии связаны сейчас с ИКТ. Новые стандарты с игнорированием информа тики лишают не только знаний и умений по информатике, но развитого мышления, умения моделировать. Фундаментальное образование планомер но искореняется из школ, информатика ( компьютерные технологии ) не нахо дят места. Кого готовим ?
23 ФГОС по "информатике и ИКТ (в основной и старшей школе)
24 Проект ФГОС основного общего образования после прохождения процедуры независимой и общественной экспертизы рассмотрен на заседа нии Совета Министерства образования и науки Российской Федерации но федеральным государственным образовательным стандартам, которое со стоялось 4 июня 2010 года. По результатам рассмотрения Совет принял решение рекомендовать проект ФГОС основного общего образования к доработке. На основании за мечаний и предложений, высказанных независимыми и общественными экс пертами, рабочая группа по общему образованию Совета сформулировала техническое задание по доработке проекта ФГОС. В качестве одной из со ставляющих технического задания является доработка предметной области « Математика и информатика » в части включения в нее самостоятельного предмета « Информатика » в разделах требований к результатам освоения ос новной образовательной программы и требований к структуре основной об разовательной программы. В настоящее время проект ФГОС основного общего образования находится на доработке.
25 ФГОС по "информатике и ИКТ (в основной и старшей школе " Как и ожидалось, информатика исчезла как отдельный предмет - в ответ на критику удаления информатики как отдельного предмета разработ чики стандарта пошли дальше, и теперь как отдельные предметы больше не фигурируют ни алгебра, ни геометрия. Теперь раздел " Математика и инфор матика " содержит предмет под названием " Математика. Алгебра. Г еометрия. Информатика ". Изучение предметной области « Математика и информатика » должно обеспечить : осознание значения математики и информатики в повседневной жизни че ловека ; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки ; понимание роли информационных процессов в современном мире ; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
26 ФГОС по "информатике и ИКТ (в основной и старшей школе) В результате изучения предметной области « Математика и информатика » обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях ; овладевают математическими рас суждениями ; учатся применять математические знания при решении различ ных задач и оценивать полученные результаты ; овладевают умениями реше ния учебных задач ; развивают математическую интуицию ; получают пред ставление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Математика и информатика ФГОС в основной и старшей школе
27 ПЕРЕХОД
28 dsovet.org/forum/topic10285.html P1AI/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1 %8B/ P1AI/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1 %8B/
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.