Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsushaklimov.narod2.ru
1 Элективный курс по русскому языку Учитель Климова Татьяна Геннадиевна
2 Пояснительная записка Углубление лингвистических знаний учащихся по русскому языку и повышение их речевой культуры продолжается на элективных курсах, реализуемых в школьном компоненте учебного плана. Учитывая коммуникативную направленность в преподавании русского языка, очень важно расширить возможности обучения. Элективный курс «Загадки текста» предполагает углубленную работу с разными видами текста, ориентированную на успешное овладение школьниками русским языком и подготовку их как к школьной аттестации, так и к поступлению в высшие учебные заведения. Опорной ключевой единицей курса русского языка является текст. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях развивающей речевой среды.
3 Цель элективного курса – комплексная проверка лингвистических и коммуникативных умений школьников; сопоставление языковых фактов; оценка выразительности речи и эстетической функции языка. Задачами данного курса является: создание условия для совершенствования чувства языка, языковой интуиции; углубление знаний учеников о тексте как единице речи; формирование навыков лингвистического анализа текста.
4 Художественный текст – это целостный организм, в котором единицы разных уровней связаны друг с другом тем единственным способом, который свойственен только данному тексту. Анализ текста во многом построен на выявлении этих связей. Чтобы увидеть отношения единиц разных уровней и понять их смысл, есть множество способов. Анализ текста старая и вечно новая проблема. Научиться анализировать художественный текст – значит научиться его понимать. Чем глубже анализ, тем глубже понимание. Пути анализа текста бесконечны и разнообразны. Не случайно терпят поражение общие схемы анализа – они неизбежно связываются с формальным, сухим, безжизненным подходом к одному из самых увлекательных занятий лингвистики. Содержание, характер и формы работы курса развивают у учащихся умение находить связи между разделами языка, грамотно и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста, расширяют представление о богатстве русского языка.
5 Курс «Загадки текста» позволяет: - обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста; - ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи. Курс имеет огромное воспитательное значение – воспитывает интерес и уважение к родному языку и его богатствам, желание пользоваться средствами его выразительности, потребность говорить красиво и образно.
6 Программа элективного курса рассчитана на 8 часов, включает в себя тщательно отобранные и самые необходимые для учащихся теоретические сведения по тексту и его анализу, предполагают практическую поисковую деятельность, выполнение заданий исследовательского характера и творческие работы. Ученики, окончившие курс, получат необходимые знания по анализу текста. Завершается обучение зачетной работой по анализу текста.
7 Содержание программы. Тема 1. Текст. Ключевые понятия текста. Текст как речевое произведение. Обобщение и углубление изученного по структуре текста, её особенности. Тема 2. Анализ текста. Принципы анализа текста. Комплексная работа с текстом: анализ текста 87 «Пейзаж в творчестве Лермонтова» из книги Н. Шапиро «Учимся понимать и строить текст»; Написание диктанта с творческим заданием, анализ; Изложение, как вид текста, его проведение и анализ. Тема 3. Сочинения различных жанров как вид текста. Сочинение – это тоже текст. Почему? Редактирование текста, типичные ошибки в письменных работах по русскому языку; само- и взаиморецензирование. Тема 4. Исследование текста. Составление самостоятельных заданий по анализу текста – зачётная работа.
8 виды деятельности: прослушивание лекции составление тезисного плана составление памятки по анализу текста анализ текста под руководством учителя, написание диктанта с творческим заданием, его анализ; составление плана, подбор словарных материалов, определение типов текста и стилей речи, изложение с элементами сочинения, его проведение и анализ составление памятки к написанию сочинения, написание сочинения, его редактирование и обсуждение; само- и взаиморецензирование работа с научной и справочной литературой, со словарями; зачётная работа по составлению самостоятельных заданий по анализу
9 Газетная статья
11 подбор словарных материалов
12 изложение с элементами сочинения
13 Сочинения разных жанров
14 Диалоги о рыбалке. Кочетов М.
15 Список литературы, использованной при подготовке к занятиям курса: Словари. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Русский язык, Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И. Аванесова – М.: Русский язык, Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М.: Дрофа; Русский язык, Научно-популярная литература. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, Вартаньянц А. Д., Якубовская М. Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. – М.: АО «Аспект Пресс», Васильева Е.В. Модульная организация предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по русскому языку. – Воронеж, – С. 23 Дудкова Т.Б. Комплексный анализ художественного лирического текста. – «Русский язык – приложение к «ПС», 29/2006. – С Изложение: Учебное пособие для 5-9-х классов/ сост. В.В. Ежов-Строителев: Под ред. И.О. Родина. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», – С. 245 Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. Новые билеты. Ключи. – М.: ТЦ Сфера, – 160 с. Олимпиада. Русский язык: 9-11 классы. / Н.В. Лошкарёва, Е.А. Попова, Н.В. Юшкова. – Липецк: ЛИРО, – С Работа с текстом на уроках словесности классы / Н.А. Шапиро. – М.: Чистые пруды, – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык») (Текст 25) Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород, Торопчина Л.В. Лингвистический анализ текста. Программа элективного курса. – «Русский язык – приложение к «ПС», 2/2006. – С Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», – 160 с. (Текст 87)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.