Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.ed-union.ru
1 О работе АПКиППРО по обеспечению введения в образовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» президент АПКиППРО, д.п.н., профессор, Никитин Э.М. 1
2 Поручение президента: 2 августа 2009 г. Пр Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 19-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики.
3 Распоряжение Правительства РФ от г. 84-р Утвердить прилагаемый план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин 3
4 4 Структура курса ОРКСЭ Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики
5 (ноябрь-февраль г.) разработка содержания учебного комплексного курса ОРКСЭ (август-октябрь 2009 г.) подготовка федеральных нормативно-правовых документов, определяющих порядок и этапы реализации проекта (декабрь 2009 г.) инструктаж руководителей органов управления образования 19 субъектов о порядке апробации окончательное согласование с авторскими коллективами содержания 6 модулей ОРКСЭ 5 Апробация гг
6 (январь 2010г.) разработка программ повышения квалификации и учебно- методических материалов (январь-март 2010г.) оргработа руководителей школ и педколлективов с родителями по выбору модуля курса ОРКСЭ для изучения учащимися 4-х классов 6 Апробация гг
7 (январь-февраль 2010г.) организация и проведение повышения квалификации в АПК и ППРО 1000 тьюторов из 19 субъектов РФ (26 февраля 2010 г.) расширенное заседание Межведомственного координационного Совета с участием тренеров – преподавателей. 7 Апробация гг
8 Заключены контракты с 19 учреждениями на обеспечение условий проведения повышения квалификации учителей. Согласно условиям контракта с 1 по 30 марта 2010 г. обучено учителя. Повышение квалификации осуществлялось на основе разработанных Минобрнауки гостребований и в соответствии с подготовленными и скоординированными программами повышения квалификации Тем самым были обеспечены единые содержательные и организационно-методические подходы к введению апробационного курса ОРКСЭ. 8 Организация и проведение повышения квалификации.
9 обеспечение 250 тыс. учащихся 4 кл. учебными пособиями по 6 модулям; 15 тыс. учителей – книгой для учителя и электронными пособиями; родителей учащихся – брошюрой для родителей 9 Апробация гг
10 (апрель – май – сентябрь 2011г.) организация изучения курса ОРКСЭ учащимися 4-5 кл. (сентябрь 2012г) изучение курса ОРКСЭ 5 кл. (сентябрь 2012г) изучение курса ОРКСЭ во всех общеобразовательных учреждениях 10 Апробация
11 Распределение учащихся по модулям ОРКСЭ в г 11 Диаграмма учебный год Диаграмма учебный год Наиболее востребованным оказался модуль «Основы светской этики» «Основы светской этики» выбрали – 49% и 42%«Основы исламской культуры» – 2% и 9 «Основы православной культуры» – 24% и 30%«Основы буддийской культуры» – 1% «Основы мировых религиозных культур» – 24% и 18%«Основы иудейской культуры» < 1%
12 Итоги апробации учебного курса В ходе апробации повсеместно сложилось конструктивное сотрудничество с различными слоями населения, органами исполнительной власти, общественными организациями и религиозными организациями Никакого разобщения учеников, их родителей, учителей по религиозным основаниям в ходе апробации не произошло При этом важно подчеркнуть активное участие родителей в проведении различных совместных с детьми мероприятиях, предусмотренных курсом ОРКСЭ Отмечено, что 88 % учащихся обсуждают дома с родителями, бабушками и дедушками темы, изученные на уроках ОРКСЭ Такого тесного, заинтересованного сотрудничества детей и родителей в вопросах образования ранее не фиксировалось в общеобразовательной практике 12
13 Итоги апробации учебного курса Общим положительным результатом апробации следует признать сформированное позитивное отношение к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в 21 территории, участвующей в апробации 13
14 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69 В части I «Начальное общее образование. Основное общее образование» Дополнить абзацем «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики» Дополнить разделом «Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики» 14 О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089
15 Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. 15
16 В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: знать/понимать: - основные понятия религиозных культур; - историю возникновения религиозных культур; - историю развития различных религиозных культур в истории России; - особенности и традиции религий; - описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; 16 Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
17 В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах; слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. 17
18 Оценивание результатов обучения (воспитания) В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое). Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. 18
19 Из «Федерального перечня учебников для общеобразовательных учреждений на 2012/2013 уч. год» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Основы духовно-нравственной культуры народов России всего 26 учебников Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4Ассоциация ХХI век Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России 5Ассоциация ХХI век Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России 5ВЕНТАНА-ГРАФ Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4ВЕНТАНА-ГРАФ 19
20 Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4Астрель Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России 4Русское слово Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4Русское слово Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России 5Русское слово Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 5Русское слово 20
21 Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 5Баласс Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 4Баласс Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4Мнемозина Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России 5Мнемозина Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4 Издательский дом «Федоров» 21
22 Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5Дрофа Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5Дрофа Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы будийской культуры 4-5Дрофа Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5Дрофа Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5Дрофа Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5Дрофа 22
23 Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5Просвещение Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5Просвещение Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры 4-5Просвещение Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5Просвещение Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5Просвещение Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5Просвещение 23
24 Учебно-методические материалы издательства «Просвещение», прошедшие апробацию в 2010 – 2011 году в 21 субъекте РФ. 24 Комплексная учебная программа; 6 учебных пособий для учащихся; 6 электронных приложений к учебным пособиям; Методическое пособие «Книга для учителя»; Книга для родителей. Комплект разрабатывался Федеральным агентством по образованию совместно с издательством «Просвещение».
25 – Социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ – К 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ – В 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами 25 Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:
26 Механизм введения курса в образовательный процесс ОУ Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества. 26
27 Сопровождение процесса внедрения курса ОРКСЭ: информационное, методическое, консультационное ведется через портал АПК и ППРО http//orксe.ru 27
28 По поручению МОН РФ Академия в течение 2012 и 2013 гг. будет осуществлять координацию деятельности по теме: «Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации с системой поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно-коммуникационных технологий». 28
29 мониторинг введения ОРКСЭ; разработку учебно-методического комплекта для проведения курсов повышения квалификации; организацию и проведение курсов повышения квалификации (500 человек в 2012 году и 1000 человек в 2013 году); осуществление на базе созданного Интернет-ресурса консультационной и методической поддержки; разработку учебно-методического комплекса по курсу ОРКСЭ; проведение научно-практических конференций в Федеральных округах; проведение не менее 3-х инернет-конференций в год. 29 В течение двух лет реализации проекта пред- стоит выполнить объем работы, включающий:
30 Основы религиозных культур и светской этики в учебном году будет изучать обучающийся из четвероклассников, что составляет 99,9% от их общей численности. В ЦФО, ЮФО и ДФО эта цифра составляет 100%. Остальные четвероклассников, или 0,1%, являются обучающимися специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Сбор информации о готовности общеобразовательных учреждений к всеобщему введению с 1 сентября 2012 г. В 4-х классах нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» осуществлялся 2-мя способами: -Информация о готовности к введению ОРКСЭ была предоставлена органам управления образованием всех 83 субъектов РФ. Информация была получена на 1 августа по утвержденным Минобрнауки критериям готовности ОУ к введению курса ОРКСЭ; -Оценка готовности ОУ к введению ОРКСЭ осуществлялась путем прямого опроса представителей 3-х «заинтересованных» категорий: директоров школ (265 чел), учителей (344 чел) и родителей (667 чел). Всего в опросе-анкетировании приняли участие 1276 респондентов из 265 образовательных учреждений, расположенных во всех 83 субъектах РФ. Таким образом, появилась возможность сравнения достоверности данных о готовности ОУ, представленных официальными органами, с результатами прямого опроса непосредственных участников образовательного процесса. 30
31 Выбор учебного модуля обучающихся 4-х классов 31 В целом по Российской Федерации преобладает выбор модуля «Основы светской этики» (42,7% от числа всех выборов по РФ) и модуля «Основы православной культуры» (31,7%), что в совокупности составляет 74,4% из числа всех выборов модулей по стране. В большинстве регионов выбор представлен тремя и более модулями. В Чеченской Республике 99,9% и в Республике Ингушетия 100% обучающихся будут изучать модуль «Основы исламской культуры». В трех регионах: в Белгородской области, Республике Татарстан и Чукотском автономном округе обучающимися или их родителями (законными представителями) выбраны только два модуля – Основы мировых религиозных культур и Основы светской этики.
32 Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является светским и не предполагает освоение религиозных учений 32
33 33
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.