Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемe.school2100.ru
1 Информатика и ИКТ в начальной школе Образовательная система «Школа 2100» Координатор направления «Информатика» А.В.Горячев
2 Информатика и ИКТ Начальная школа Какой должна быть информатика в начальной школе? Образовательный стандарт
3 Что нам говорит образовательный стандарт о начальной школе? 1. Общеучебные умения и навыки Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. 2. Информационные технологии В рамках предмета Технология с 3-го класса при наличии необходимых условий изучается модуль (раздел) «Практика использования информационных технологий».
4 В федеральном БУП информатика вводится с 8-го класса (в проекте с 7-го класса) В одном классе могут оказаться ученики как уже изучавшие информатику, так и не изучавшие Учитель формально не имеет права требовать от учеников каких-то базовых знаний Можно подвести школьника к началу систематического изучения информатики в наиболее подготовленном для этого состоянии Что нам говорит образовательный стандарт об информатике?
5 Уже знает то, чему его только будут учить Хорошо соображает, быстро схватывает новый материал, хорошо его понимает С компьютером на «ты» (для своего возраста) уже работал над проектами и потому умеет: как-то искать требуемые сведения как-то оформлять результат работы над проектом выступая, как-то представлять этот результат слушателям Как мы представляем портрет ученика, хорошо подготовленного к изучению информатики?
6 Сравним: для начальной школы для информатики Какой можно сделать вывод? Приоритет начального общего образования формирование общеучебных умений и навыков Желательно, чтобы ученик хорошо соображал, быстро схватывал новый материал, хорошо его понимал Желательно, чтобы ученик был с компьютером на «ты» (для своего возраста), умел искать сведения, создавать и оформлять тексты, представлять результаты работ Изучение технологии в начальной школе направлено на … овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни
7 Два направления пропедевтического, подготовительного обучения информатике Развитие логического, алгоритмического, системного мышления ? ? Освоение компьютера как инструмента и накопление опыта информационной деятельности (работа с различными информационными объектами; поиск и организация информации) Какой можно сделать вывод?
8 Сравним по характеристикам: Логика и алгоритмы Компьютер как инструмент 1. Нужны ли компьютеры? обязательноне обязательно 2. Есть ли часы в федеральном компоненте БУП? нет, только в региональном или школьном да, в 3 4-м классе на уроках «Технологии» 3. Кто ведет уроки? учитель начальных классов учитель информатики или подготовленный учитель начальных классов 4. Какие разделы стандарта реализует? формирование общих учебных умений практика работы на компьютере («Технологии»)
9 Как соединить такие разные требования? Предлагаемое решение: Разделить учебник на два компонента: технологический логико-алгоритмический (компьютерный)(бескомпьютерный) 1.Каждая школа выбирает себе сочетание компонентов в зависимости от желания и возможностей. 2.Определение места этих компонентов в учебном процессе выполняется методистами, завучами, учителями.
10 Какие могут быть варианты сочетания этих компонентов? Вариант «Идеальный» Число часов на «Информатику в играх и задачах» Число часов на освоение практики работы на компьютере («Мой инструмент компьютер») 1 час в неделю
11 Вариант «Технологический» Число часов на «Информатику в играх и задачах» Число часов на освоение практики работы на компьютере («Мой инструмент компьютер») – часов в год на «Технологии»
12 Вариант «Развивающий» Число часов на «Информатику в играх и задачах» Число часов на освоение практики работы на компьютере («Мой инструмент компьютер») 1 час в неделю –
13 Вариант «Комбинированный» Число часов на «Информатику в играх и задачах» Число часов на освоение практики работы на компьютере («Мой инструмент компьютер») 1 час в неделю часов в год на «Технологии»
14 Вариант «Факультативный» Число часов на «Информатику в играх и задачах» Число часов на освоение практики работы на компьютере («Мой инструмент компьютер») факультатив часов в год на «Технологии»
15 Вариант «Компромиссный» Число часов на «Информатику в играх и задачах» Число часов на освоение практики работы на компьютере («Мой инструмент компьютер») 17 часов в год Итого 1 час в неделю на информатику и ИКТ
16 Вариант «Жадный» Число часов на «Информатику в играх и задачах» Число часов на освоение практики работы на компьютере («Мой инструмент компьютер») 1 час в неделю на информатику и ИКТ с попыткой вместить в эти часы все темы из «Информатики в играх и задачах» и все модули технологического компонента
17 Логико-алгоритмический: ограничение набора выполняемых заданий только заданиями, необходимыми для успешного решения задач в контрольных работах Технологический: ограничение умениями, требуемыми строго по стандарту (не более того) Как «ужимать» компоненты?
18 Какие предлагаются учебники и учебные пособия по логико- алгоритмическому компоненту? 1.«Информатика в играх и задачах» подробные методические рекомендации, позволяющие учителям начальной школы вести уроки информатики; плакаты и разрезные материалы; цифровые образовательные ресурсы (school-collection.edu.ru). 2.Дополнительный учебник для 3–4-го класса «Логика и алгоритмы» в нём не пишут перечень и порядок учебных тем совпадает с «Информатикой в играх и задачах»; даны пояснения к темам, позволяющие родителям и пропустившим уроки ученикам понять содержание и научиться решать задачи; задачи можно рассматривать как дополнительные; при работе нужна (очень желательна) «Информатика в играх и задачах».
19 Что надо учитывать при создании учебника по информационным технологиям? Отсутствие точного указания в федеральном БУП числа часов, отводимых на изучение ИКТ Разброс в материально-технических условиях школ Привязанность учителей к конкретным программам Возможные сложности с приобретением легальногог программного обеспечения
20 Каким должен быть учебник, удовлетворяющий разным требованиям и подходящий для разных условий? Предлагаемое решение: 1.Выполнить учебник в виде набора модулей, отметив обязательные (стандарт) и желательные (программа). 2.Рассматривать основы изучаемых технологий и дать учителю возможность выбора программы, позволяющей реализовать изучаемую технологию. 3.В каждом модуле представить: общие принципы технологии, примеры программ, перечень типовых операций данной технологии (по возможности с упражнениями). Проблема. Перечень типовых операций дает общее понятие о технологии и создает определенный кругозор, но ничего не говорит об особенностях работы в конкретной программе.
21 Предлагаемое решение: Дополнительно к учебнику по информационным технологиям издавать для школьников подробные пособия по работе с конкретными программами. Пособие должно содержать: назначение программы, принятую терминологию, общие принципы работы; перечень и подробное описание отдельных операций в описываемой программе; упражнения для освоения этих операций. Пособие должно комплектоваться диском с файлами для упражнений и по возможности с самой программой.
22 Что еще позволяет отдельное детское руководство по работе с программой? Многоуровневое освоение технологий На уроках (7–8 часов) – создание анимации На домашнем компьютере – создание анимации (работа над проектами, создание творческих работ) В кружках и на факультативах – создание анимации (углубление, освоение дополнительных операций)
23 Какие предлагаются учебники и учебные пособия по технологическому компоненту?
24 Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) двухкомпонентный курс Бескомпьютерный компонентКомпьютерный компонент Соответствие стандарту Формирование общеучебных умений Технологии. Раздел «Практика работы на компьютере» Пропедевтика информатики Логически сложные разделы курса: формализация и моделирование, алгоритмы, элементы формальной логики и др. Информационные технологии. Информация и информационные процессы. Виды информации. Способы организации информации. Поиск информации. УчительУчитель начальных классовПодготовленный учитель начальных классов или учитель информатики Классы1–4 (2–4, 3–4)3–4 Нагрузка34 часа в год (в полном объеме)от 17 до 34 часов в год (модули) Оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе выполняются методистами и учителями, исходя из потребностей и возможностей школы.
25 Примеры вариантов сочетаний бескомпьютерного и компьютерного компонентов Условное название варианта БескомпьютерныйКомпьютерный часыуроккомпонентчасыуроккомпонент Идеальный34информатикашкольный, региональный 34технологиифедеральный Технологический017–34технологиифедеральный 34информатикашкольный, региональный Развивающий34информатикашкольный, региональный 0 Комбинированный34информатикашкольный, региональный 17–34технологиифедеральный Факультативный34факультатив17–34технологиифедеральный 34информатикашкольный, региональный Компромиссный17 или 34х0,5 информатикашкольный, региональный 17 или 34х0,5 информатикашкольный, региональный
26 Учебники и учебные пособия Бескомпьютерный компонентКомпьютерный компонент Учебник Вариант 1. «Информатика в играх и задачах» (1–4 класс).Информатика в играх и задачах Вариант 2. «Информатика (Логика и алгоритмы)» (3–4 класс), в качестве рабочих тетрадей «Информатика в играх и задачах».Информатика (Логика и алгоритмы)Информатика в играх и задачах Пособия Методические пособия для учителя. Комплект наглядных пособий. Учебник «Мой инструмент компьютер»Мой инструмент компьютер Пособия Компакт-диски с компьютерными программами и файлами для выполнения упражнений. Справочники-практикумыСправочники-практикумы – пособия для детей, помогающие осваивать конкретные компьютерные программы. В федеральном перечне «Информатика» В федеральном перечне «Информатика и ИКТ»
27 Федеральный перечень учебников 2009/2010
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.