Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.tempus.kg
1 Современные подходы к обеспечению качества высшего образования С. Сирмбард Национальный эксперт по реформированию высшего образования в Кыргызстане, проректор по учебной работе БФЭА
2 Принципиальные отличия ГОС ВПО нового поколения Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве: -Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества высших учебных заведений; -Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования; -Европейские стандарты для агентств гарантии качества.
3 Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества вузов 1.1. Политика и процедуры для гарантии качества вузов. Образовательные учреждения должны иметь собственную политику и процедуры гарантии качества и стандарты для реализуемых программ и присваиваемых квалификаций. Они должны признавать важность качества и гарантии качества в своей работе. Для достижения этой цели вузы должны разработать и внедрить стратегию по постоянному улучшению качества. Стратегия, политика и процедуры гарантии качества должны иметь официальный статус и быть доступными для общественности. Студенты и другие заинтересованные лица должны также принимать участие в этом процессе.
4 Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества вузов 1.2. Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций Вузы должны разработать официальные положения по утверждению, периодической оценке и мониторингу реализуемых программ и присваиваемых квалификаций.
5 Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества вузов 1.3. Оценка уровня знаний студентов Студенты должны оцениваться с помощью последовательных процедур на основе опубликованных критериев и положений.
6 Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества вузов 1.4. Гарантия качества профессорско- преподавательского состава Образовательные учреждения должны разработать механизмы и критерии оценки компетентности преподавателей. Данные критерии должны быть доступны организациям, осуществляющим внешнюю оценку, и отражены в отчётах.
7 Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества вузов 1.5. Образовательные ресурсы и система поддержки студентов Образовательные учреждения должны гарантировать, что имеющиеся ресурсы для организации процесса обучения студентов являются достаточными и соответствуют требованиям каждой реализуемой программы.
8 Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества вузов 1.6. Система информирования Образовательные учреждения должны обеспечивать сбор, анализ и распространение необходимой информации для эффективного управления программами обучения и другими видами деятельности.
9 Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества вузов 1.7. Информирование общественности Образовательные учреждения должны регулярно публиковать современную, непредвзятую, объективную количественную и качественную информацию о реализуемых программах и присваиваемых квалификациях.
10 Модели внутренних систем обеспечения качества Наиболее популярная современная схема улучшения процессов – цикл PDCA (Шухарта – Деминга ) ДЕЛАЙ ПРОВЕРЯЙ ДЕЙСТВУЙ ПЛАНИРУЙ
11 Модели внутренних систем обеспечения качества 5 «смертельных болезней» западных компаний по Демингу Отсутствие постоянства целей Погоня за сиюминутной выгодой Системы аттестации и ранжирования персонала Бессмысленная ротация кадров управляющих Использование только количественных критериев для оценки деятельности компании
12 Модели внутренних систем обеспечения качества ISO 9000:2000
13 Модели внутренних систем обеспечения качества BNQA
14 Модели внутренних систем обеспечения качества ENQA Лидер ство Менедж мент процес сов Резуль таты бизнеса Менеджмент персонала Политика и стратегия Ресурсы и партнеры Удовлетворен ность персонала Удовлетворен ность потребителей Влияние на обшество ВозможностиРесурсы
15 Модели внутренних систем обеспечения качества Фундаментальныеконцепциисовершенства Лидерство и постоянство цели Менеджмент на основе процессов и фактов Развитие партнерства Корпоративнаясоциальнаяответственность Постоянное изучение, инновации и улучшения Развитие и вовлеченность персонала Ориентация на потребителя Ориентация на результаты Совершенство Достижение результатов, которые удовлетворяют все заинтересованные стороны Создание ценностей для потребителя Видимое и вдохновляющее лидерство в сочетании с постоянством целей Управление организацией через сеть взаимодействующих и взаимосвязанных процессов и взаимосвязанных процессов Обеспечение максимального вклада работников путем их развития и вовлечения их развития и вовлечения Постоянный поиск возможностей улучшений и инноваций на основе приобретения новых знаний Развитие и поддержка партнерских отношений, добавляющих ценность Выход за минимальные зако- нодательные требования, в рам- ках которых функционирует орга низация, и приложение усилий для того, чтобы понимать и реа для того, чтобы понимать и реа гировать на ожидания общества
16 Модели внутренних систем обеспечения качества Лидерство 1a. Лидеры разрабатывают миссию, видение, ценности и этику и являются ролевыми моделями культуры Совершенства 1b. Лидеры лично гарантируют разработку, внедрение и непрерывное совершенствование системыменеджмента организации системы менеджмента организации 1с.Лидеры взаимодействуют с потребителями, партнерами и представителями общества 1d.Лидеры продвигают культуру Совершенства среди персонала организации
17 Модели внутренних систем обеспечения качества 2. Политика и стратегия 2а. Политика и Стратегия базируются на настоящих и будущих потребностях ожиданиях заинтересованных сторон 2b. Политика и Стратегия базируются на информации, полученной от измерения результатов деятельности, исследований, изучения и другой внешней деятельности 2с. Политика и Стратегия разрабатываются, пересматриваются и актуализируются пересматриваются и актуализируются 2d. Политика и стратегия согласованы и развертываются через сеть ключевых процессов
18 Модели внутренних систем обеспечения качества 3. Персонал За. Людские ресурсы планируются, управляются, их компетентность повышается 3b. Знания и компетентность персонала определяются, поддерживаются и развиваются 3c. Вовлечение персонала и наделение его полномочиями 3d. Диалог между персоналом и организацией 3e. Персонал ценят, награждают и заботятся о нем
19 Модели внутренних систем обеспечения качества 5.Процессы 5.1. Процессы системы менеджмента качества вуза 5.2. Основные рабочие процессы вуза 5.3. Вспомогательные рабочие процессы вуза
20 Модели внутренних систем обеспечения качества 5.1. Процессы системыменеджмента качества вуза Внедрение процессного подхода Управление документацией Построение организационной структуры системы менеджмента качества Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга Планирование рабочих процессов вуза Внутренние аудиты (проверки) и самооценка вуза и его структурных подразделений. подразделений Процессы, связанные с постоянным улучшением, корректирующие и улучшением, корректирующие и предупреждающие действия
21 Модели внутренних систем обеспечения качества 5.2. Основные рабочие процессы вуза Маркетинговые исследования Разработка учебного плана по специальности Разработка учебно-методического обепечения дисциплин учебного плана Прием студентов в вуз Процесс обучения Контроль и оценка качества образовательного процесса Контроль результатов образования Консультации и помощь при выборе карьеры обучения и трудоустройстве Научно-исследовательская деятельность
22 Модели внутренних систем обеспечения качества 5.3. Вспомога тельныерабочиепроцессывуза Учебно-методическая работа и обеспечение учебного процесса учебно-методической литературой учебно-методической литературой Обеспечение удобной образовательной среды и библиотечного обслуживания среды и библиотечного обслуживания Закупки и взаимодействие с п оставщиками материальных ресурсов и учебно - методической литературы Взаимодействие со школами, лицеями и будущими абитуриентами лицеями и будущими абитуриентами Воспитательная и внеучебная работа со студентами Социальная поддержка студентов
23 Модели внутренних систем обеспечения качества 6.1. Механизмы сбора и анализаинформации об удовлетво ренностипотребителей Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности работодателей Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности государства В лице Министерства образования и науки КР, государственных органов по лицензированию, аттестациии, аккредитации и т.д.
24 Модели внутренних систем обеспечения качества 6. 2Механизмы сбора и анализаинформации об удовлетво ренностипотребителей Степень удовлетворенности студентов и выпускников Степень удовлетворенности работодателей Степень удовлетворенности государства в лице Министерства образования и науки КР, государственных органов по лицензированию, аттестациии, аккредитации и т.д Косвенные показатели удовлетворенности
25 Модели внутренних систем обеспечения качества 7. Результаты дляперсонала 7.1. Результаты восприятия персонала 7.2. Результаты деятельности для персонала
26 Модели внутренних систем обеспечения качества 7.Инструменты 7.1. Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала вуза 7.2. Степень удовлетворенности персонала различными аспектами работы в вузе 7.3. Косвенные показатели удовлетворенности персонала вуза
27 Модели внутренних систем обеспечения качества 5 «смертельных болезней» западных компаний по Демингу 8. Результаты дляобщества 8.1. Результаты восприятия общества 8.2. Результаты деятельности для общества
28 Модели внутренних систем обеспечения качества 8.Инструменты 8.1. Механизмы сбора информации о влиянии вуза на общество 8.2. Уровнь восприятия вуза обществом
29 Модели внутренних систем обеспечения качества 9. Ключевые Результатыдеятельности 9.1. Ключевые результаты 9.2. Ключевые индикаторы
30 Модели внутренних систем обеспечения качества 9.1.Инструменты 9.1. Механизмы сбора и анализа информации о результатах работы вуза 9.2. Финансовые результаты работы вуза 9.3. Другие нефинансовые результаты работы вуза
31 Модели внутренних систем обеспечения качества 1. Лидирующая роль руководства Критерий и подкритерии Уровни совершенства подкритериев и их составляющих Личное участие руководства вуза в формулировке и развитии мис- сии, видения, ос- новных ценно- стей, политики, основных целей и задач в об- ласти качества Руководство имеет собственное видение на качество содержания и организацию образовательного процесса и принимает соответствующие решения. Это видение охватывает лишь некоторые аспекты качества образовательного процесса и широко с персоналом вуза не обсуждается. Миссия, видение, основные ценности и политика в области качества четко не сформулированы и не документированы
32 Модели внутренних систем обеспечения качества 1. Лидирующая роль руководства Критерий и подкритерии Уровни совершенства подкритериев и их составляющих Личное участие руководства вуза в формулировке и развитии мис- сии, видения, ос- новных ценно- стей, политики, основных целей и задач в об- ласти качества Руководство распространяет свое видение качества и рассматривает другие мнения. Вопросы миссии, видения, основных ценностей и задач в области качества обсуждаются с персоналом вуза на разных уровнях, разрабатываются проекты соответствующих документов. Уделяется внимание различным аспектам качества, и уточняются связи с конкретными видами деятельности вуза
33 Модели внутренних систем обеспечения качества 1. Лидирующая роль руководства Критерий и подкритерии Уровни совершенства подкритериев и их составляющих Личное участие руководства вуза в формулировке и развитии мис- сии, видения, ос- новных ценно- стей, политики, основных целей и задач в об- ласти качества Руководство вуза инициировало формулировку и широкое обсуждение с персоналом миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества, которые касаются всех аспектов и процессов образовательной деятельности и других услуг вуза. Миссия, видение, основные ценности, политика и стратегия утверждены в качестве внутренних документов вуза. Систематически собирается информация, используемая для корректировки (модернизации) политики и стратегии
34 Модели внутренних систем обеспечения качества 1. Лидирующая роль руководства Критерий и подкритерии Уровни совершенства подкритериев и их составляющих Личное участие руководства вуза в формулировке и развитии мис- сии, видения, ос- новных ценно- стей, политики, основных целей и задач в об- ласти качества Программные документы вуза в области качества нашли отражение в стратегическом плане развития и формируют основу для внешней и внутренней деятельности. По инициативе руководства для развития и обновления стратегии и политики в области качества привлекаются все заинтересованные стороны (персонал, студенты, работодатели, школы и др.). Руководство вуза постоянно анализирует и совершенствует стратегию и политику вуза в области качества и сравнивает ее с политикой и стратегией конкурирующих вузов
35 Модели внутренних систем обеспечения качества 1. Лидирующая роль руководства Критерий и подкритерии Уровни совершенства подкритериев и их составляющих Личное участие руководства вуза в формулировке и развитии мис- сии, видения, ос- новных ценно- стей, политики, основных целей и задач в об- ласти качества Миссия, видение, основные ценности и политика в области качества основываются на анализе общих тенденций развития общества. Видение содержит четкий сценарий на будущее, оценку места и влияния вуза в обществе и показывает, что вуз предвидит изменения в обществе. Руководство вуза постоянно анализирует, совершенствует и сравнивает политику и стратегию вуза с ведущими вузами в стране и за рубежом. Руководство вуза признано лидером в вопросах качества на региональном и национальном уровнях конкурирующих вузов
36 Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования 2.1. Использование процедур внутренней гарантии качества Процедуры внешней гарантии качества должны учитывать эффективность процессов внутреннего обеспечения качества, описанных в главе 1 европейских стандартов и рекомендаций.
37 Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования 2.2. Разработка процедур внешней гарантии качества Цели и задачи процедур гарантии качества должны быть определены ответственными сторонами (включая вузы) до того, как разработаны сами процедуры. Они должны быть опубликованы совместно с описанием используемых процедур.
38 Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования 2.3. Критерии принятия решений Каждое официальное решение, принимаемое в результате деятельности по внешней гарантии качества, должно основываться на тщательно разработанных и официально утвержденных критериях, применяемых последовательно и единообразно..
39 Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования 2.4. Соответствие процедур и целей Все процедуры по внешней гарантии качества должны быть разработаны в соответствии с поставленными целями и задачами.
40 Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования 2.5. Отчётность Отчёты должны составляться понятно, публиковаться и находиться в свободном доступе для целевой читательской аудитории. Любые решения и рекомендации, представленные в отчёте, должны быть легко доступны читателю.
41 Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования 2.6. Последующие процедуры Процедуры гарантии качества, содержащие рекомендации для последующего плана действий, должны включать заранее определённые процедуры, которые проводятся последовательно и единообразно.
42 Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования 2.7. Периодическая оценка Внешняя гарантия качества вузов и/или программ должна проводиться на регулярной основе, периодически. Продолжительность периода и используемые процедуры оценки должны быть чётко определены и опубликованы заранее.
43 Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования 2.8. Системный анализ Агентства по гарантии качества должны периодически публиковать отчёты, описывающие и анализирующие основные выводы экспертиз, оценок, анализа и т.д.
44 Европейские стандарты для агентств гарантии качества 3.1. Использование процедур внешней оценки качества высшего образования Внешняя оценка качества работы агентств по гарантии качества должна учитывать наличие и эффективность процедур внешней оценки качества, описанных в главе 2 европейских стандартов и рекомендаций.
45 Европейские стандарты для агентств гарантии качества 3.2. Официальный статус Агентства должны быть официально признаны компетентными органами власти на территории европейского пространства высшего образования как агентства, отвечающие за внешнюю гарантию качества, и должны функционировать на законных основаниях. Они должны соответствовать всем требованиям законодательной базы, в рамках которой они действуют.
46 Европейские стандарты для агентств гарантии качества 3.3. Деятельность Агентства должны регулярно осуществлять действия по внешней гарантии качества (как на институциональном, так и на программном уровне).
47 Европейские стандарты для агентств гарантии качества 3.4. Ресурсы Агентства должны обладать достаточными и пропорциональными ресурсами, как человеческими, так и финансовыми, для эффективной и результативной организации и проведения процедур внешней гарантии качества, а также соответствующим обеспечением для разработки собственных процессов и процедур.
48 Европейские стандарты для агентств гарантии качества 3.5. Миссия Агентства должны иметь ясные, детально разработанные и открытые для общества цели и задачи своей работы.
49 Европейские стандарты для агентств гарантии качества 3.6. Независимость Агентства должны быть независимы. Они несут автономную ответственность за свои действия. На выводы, заключения и рекомендации, содержащиеся в отчётах, не должны влиять третьи стороны, такие как вузы, министерства и другие заинтересованные лица.
50 Европейские стандарты для агентств гарантии качества 3.7. Критерии и процедуры внешней гарантии качества, используемые Агентствами Процессы, критерии и процедуры, используемые агентствами, должны быть предопределены и общедоступны. Как правило, данные процедуры включают: самооценку (или эквивалентную процедуру) объектом процесса гарантии качества; внешнюю оценку группой экспертов, включающей (если уместно) студентов (студента) и посещение объекта оценки (по решению агентства); публикацию отчёта, включающего все решения, рекомендации и другие официальные результаты; последующие процедуры для оценки действий, предпринятых объектом гарантии качества в свете всех рекомендаций, содержащихся в отчёте.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.