Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемeducation.simcat.ru
1 Автор презентации : педагог - психолог МОУ МПЛ 20 Титаренко В. К. Компьютерная зависимость у подростков
2 Понятие « компьютерная зависимость » Появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки. Увлечение (или зависимость) компьютерными играми психологи называют игровой (кибер) аддикцией. Это уход от реальности. По мнению психологов, производители компьютерных игр делают ставки и рассчитывают именно на такой «уход». В формировании компьютерной зависимости «участвуют» те же психологические факторы, что и в формировании зависимости к психоактивным веществам.
3 Причины компьютерной зависимости жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением проблем, что у них совершенно не хватает времени, и ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников. развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем. недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.
4 Механизмы компьютерной зависимости Первый механизм – это уход от реальности. Основой этого механизма является потребность ребенка в отстранении от повседневных хлопот и проблем, будь то проблемы в школе, со сверстниками, в семье или с учителями. При помощи ролевой игры ребенок сам создает себе идеальный мир, где нет проблем, забот, учебы, хлопот и других повседневных обязанностей. Второй механизм – это принятие роли. В основе этого механизма лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. Для ребенка характерно стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет ему удовлетворять потребности, которые по каким - то причинам не могут удовлетвориться в реальной жизни.
5 Компьютерные игры, способствующие зависимости Ролевые игры главной их отличительной чертой является очень сильный механизм формирования компьютерной зависимости. позволяют детям войти в игру, стать ее полноценным участником, уйти таким образом от реальности настоящей и обрести другую, которая может дать им новые силы и принести новые эмоции. оказывают существенное влияние на личность ребенка: он совершенно не задумывается о том, что, решая проблемы персонажей в виртуальном мире, он, сам не осознавая того, приобретает проблемы в настоящем. ребенок имеет в виртуальном мире превосходство над героями игры: «Хочу – казню, хочу – милую». происходит быстрое приобщение к волшебному красочному миру, где возможно все, при этом реальность начинает наводить тоску, отчуждение и даже страх. Quake, гонки и др. здесь гораздо сильнее действие азарта, чем в «мирных» играх, что создает первопричины для компьютерной зависимости.
6 Цензура компьютерных игр Каждая игра, попадающая в руки ребенку, должна сначала проигрываться взрослыми. В ней не должно быть ни одного « минуса » по следующим признакам, она должна : Развивать Не содержать бранных слов и выражений Не формировать негативного отношения к происходящему Не содержать негативной информации Не вызывать привыкания к драматичным ситуациям Не учить противозаконным вещам Не уродовать внешний вид человека Не содержать сексуального подтекста и тематики
7 Профилактика компьютерной зависимости в семье Познакомьте ребенка с временными нормами работы за компьютером : 7 – 12 лет – 30 минут в день, но не ежедневно 12 – 14 лет – 1 час в день 14 – 17 лет – 1,5 часа в день. Взрослым – не более 5 часов в день Контролируйте и обеспечивайте разнообразие занятости ребенка. Приобщайте к домашнему труду и обязанностям по дому. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих проблем. Контролируйте круг общения ребенка. Знайте места, где ребенок проводит свободное время вне дома. Учите правилам общения, способствуйте расширению кругозора, эрудированности. Учите способам снятия эмоционального напряжения, выходам из стрессовых ситуаций. Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ Контролируйте выходы в Интернет, ставьте фильтры. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое неприятие зла, активное противостояние тому, кто несет разрушение.
8 Что делать, если есть подозрение о компьютерной зависимости ? Не стоит идти путем насилия и вводить строгих запретов и ограничений, так как если ребенок серьезно « завис », то резкое отлучение может привести к кардинальным поступкам ( попытке суицида, уходу из дома и т. п.) Настройтесь преодолевать болезненное состояние с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей ребенка Расскажите и о пользе, и о вреде, которые можно извлечь из использования компьютера Установите небольшое ограничение режима пребывания за компьютером. В случае, если сокращать время постепенно удается, то идите постепенно этим путем до установления нормы.
9 Тест « Определение зависимости от компьютерных игр » Ребенок испытывает затруднения, раздражается при необходимости закончить компьютерную игру. Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями. Ребенок преимущественно находится в хорошем настроении, играя в компьютерные игры. Иногда из - за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном. Игра за компьютером – главное средство снятия стресса у ребенка. После компьютерных игр иногда у ребенка болит голова. Если иногда ребенок в повседневной жизни испытывает подавленность и раздражительность, то они исчезают после игры за компьютером. При помощи компьютерных игр ребенок ( по его словам ) достигает жизненных целей, решает проблемы.
10 После игры за компьютером у ребенка иногда возникают нарушения аппетита и пищеварения. Из - за частых компьютерных игр у ребенка наблюдаются проблемы с учебой Из - за игр за компьютером ребенок может пренебречь питанием. Ребенок испытывает потребность проводить за игрой больше времени. Из - за игр ребенок может пренебречь личной гигиеной. Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры. После игры у ребенка возникает покраснение и сухость слизистой оболочки глаз.
11 Из - за регулярных игр за компьютером у ребенка появляются проблемы с членами семьи, в отношениях со сверстниками. Игра за компьютером служит ребенку главным средством для достижения комфортного состояния. Результаты : 0 – 3 ответа « да » - зависимости нет ; 5 – 8 – предрасположенность к зависимости ; более 8 – зависимость присутствует.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.