Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.uchiteloshkole.ru
1 З АДАНИЕ В1 В центре задания В1 - умение определять основные способы образования слов. Задание В1 предъявлялось экзаменуемым по двум моделям. В первой необходимо было выписать из указанного диапазона текста то или иное слово, образованное указанным в задании способом. Во второй – указать способ образования слова, уже названного в задании.
2 При словообразовательном анализе мы практически всегда имеем дело с типичной ситуацией (со словообразовательным типом), то есть можем подобрать слова, «сделанные» тем же способом. Например, приставочно-суффиксальным: без-бород-ый, без-волос-ый; без- бреж-ный, бес-характер-ный.
3 Прибрежный, например, - тот, который находится около берега. Таким образом, при-бреж-ный образовано от слова берег приставочно - суффиксальным способом (при…н[ый]). Эта модель очень продуктивна в современном русском языке: около дороги – при-дорож-ный, около вокзала – при-вокзаль-ный, около города – при-город-ный и т.д.
4 Способы словообразования 1.Суффиксальный 2.Приставочный 3.Приставочно- суффиксальный 4.Бессуффиксный 5.Сложение основ 6.Сложносуффиксальный 7.Субстантивация
5 1. Суффиксальный 1.глаголы несовершенного вида (что делать?) закрывать закрыть 2.наречия на -о/-е, образованные от прилагательных весело веселый 3.существительные (абстрактные), образованные от глаголов развити[й]е развить (суффиксы - -ий, -ний, -аний, -ений) 4.существительные с суффиксом -ость, образованные от прилагательных на -ный беспомощность беспомощный 5.глаголы с суффиксом -ся знакомиться знакомить
6 2. Приставочный 1.слова с НЕ не привычный привычный 2.глаголы совершенного вида (что сделать?) за бежать бежать
7 3. Приставочно-суффиксальный 1.наречия, которые пишутся через дефис по -прежн ему прежний 2.наречия с приставкой с лев а левый 3.существительные с суффиксом й (звук) по бережь[ й ]е берег, вз морь[ й ]е море
8 4. Бессуффиксный 1.существительные со значением действия, образованные от глаголов (без прибавления суффикса) покос, забег, крик 2.существительные со значением признака, образованные от прилагательных тишь, глубь, синь, глушь
9 5. Сложение основ 1. существительные, состоящие из двух корней, без прибавления суффикса пароход, землекоп, пчеловод
10 6. Сложносуффиксальный 1. существительные, состоящие из двух корней, с прибавлением суффикса (канатоходец канат, ходить + ец)
11 7. Субстантивация 1. Это переход других частей речи в существительные другой (дом) другой (стоял за дверью)
12 Алгоритм для выполнения В1 обязательное чтение предложения, в котором находится слово – определение принадлежности слова к какой-либо части речи – подбор «ближайшего родственника» – сравнение исходного слова с найденным – вычленение словообразующей морфемы и определение правильного ответа.
13 Задание: укажите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22). (22) Но я неверно сказала, что промежуток откладывания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем.
14 Определяем частеречную принадлежность нужного нам слова: отглагольное существительное с отвлечённым значением – «откладывание» (от откладывать). Сопоставляем с производящим словом и выделяем морфему (суффикс -ени- ). Способ образования суффиксальный. Вполне по силам для трёх минут.
15 Задание : из предложений 6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (6) Но страницы с русским переводом не было. (7)Перед нами извинились и принесли блёклую, криво сброшюрован- ную стопку листов с инструкцией на русском языке.
16 Как правило, бессуффиксным способом образуются имена существительные, образованные от глаголов: выходить - выход, полететь – полёт, вкладывать – вклад и т.п. Ищем существительное, которое могло быть образовано от глагола. В данном отрывке только одно такое слово – перевод. Перевод – то, что перевели. Искомое слово найдено, но записать его в клеточки необходимо так, как оно выглядит в тексте (если нет специального уведомления типа «Запишите слово в начальной форме»): переводом.
17 Частая ошибка при определении слов, образованных суффиксальным способом, – выделение в качестве такового глагольного суффикса -л-, который не образует нового слова, а лишь создает новую форму слова. Форму прошедшего времени глагола: гнать – гнал, вести – вел и т.п.
18 Важно: 1.Ставить слово в начальную форму 2.Знать формообразующие суффиксы (-л- в глаголах прошедшего времени, -ее/-ей/-ше на конце прилагательных в степени сравнения, -ть на конце глаголов) 3.Думать о значении слова (переход – не там, где ход, а где переходят бессуффиксный) 4.Учитывать изменение вида у глагола (НСВ – не приставочный) 5.Смотреть контекст (слова на -о м.б. разными ЧР: (как?) наречие – суффиксальный, (каково?) прилагательное – нужно смотреть в предложении)
19 Выполнить задание: Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (12) Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.
20 Выполнить задание: Из предложения выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.
21 Выполнить задание: Из предложений 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. (7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (8)Снова – метро, его подземелья.
22 Выполнить задание: Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (7)Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. (8)Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё- таки пойти по дороге, избранной в юности. (9)Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!
23 Выполнить задание: Из предложений выпишите слово, которое образовано приставочным способом. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.
24 Выполнить задание: Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18). (18) Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.