Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемgreenlogic.by
1 1 Вопросы имплементации Орхусской конвенции в Республике Беларусь Захарова Ольга, руководитель Орхусского центра Республики Беларусь
2 2 Орхусская конвенция была подписана Республикой Беларусь: г., Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от г. 726 Вступила в силу для Республики Беларусь: г.
3 3 Имплементация (международного права) (англ. implementation) - фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно- правовых норм в национальные законы и подзаконные акты.
4 4 Закон о нормативных правовых актах Республики Беларусь Статья 20. Соотношение международных договоров и нормативных правовых актов Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь. Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
5 5 В соответствии с законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Орхусская конвенция является частью национального законодательства Республики Беларусь, ее положения обязательны для исполнения всеми правоприменительными органами и имеют юридическую силу Указа Президента Республики Беларусь.
6 6 В закон «Об охране окружающей среды» в 2002 году включена статья 74 «Экологическая информация».
7 1 июля 2008 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от «Об утверждении положения о порядке формирования и ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее и состава экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, обладателей такой информации, обязанных ее распространять, и периодичности ее распространения», которым утвержден порядок формирования и ведения названного государственного фонда данных, определен состав и периодичность распространения соответствующей экологической информации. 7
8 8 Постановлением Минприроды от утвержден Перечень сведений, относящихся к экологической информации.
9 9 В 2007 году принят закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Об охране окружающей среды» по вопросам экологической информации и возмещения экологического вреда».
10 в 2007 году в закон «Об охране окружающей среды» внесены изменения и дополнения по вопросу доступа к экологической информации: даны понятия «экологическая информация», определен состав, источники и виды экологической информации, формы ее представления и распространения, указаны требования к содержанию заявления о предоставлении экологической информации, установлены порядок и условия ограничения доступа к экологической информации, порядок предоставления экологической информации государственным органам и иным государственным организациям, гражданам и юридическим лицам, порядок предоставления специализированной экологической информации, порядок распространения экологической информации общего назначения и др. 10
11 11 Конституционную основу участия общественности в принятии решений составляют положения о праве на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан; праве на свободу объединений; праве участвовать в решении государственных дел; праве направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (статьи 35-37, 40).
12 12 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 января 2010 г. N 108-З О МЕСТНОМ УПРАВЛЕНИИ И САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Статья 3. Закреплен принцип «гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения»
13 13 Статья 41. Компетенция исполкомов «разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты региональных программ, концепций (исполкомы первичного уровня - проекты планов мероприятий) по вопросам … охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов организуют обсуждение на соответствующей территории важных вопросов местного и республиканского значения; информируют граждан и организации о состоянии дел на соответствующей территории по вопросам местного значения; принимают меры по обеспечению охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; обеспечивают разработку градостроительных проектов»
14 14 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 4 октября 1994 г. N 3254-XII ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ Статья 20. Права общественных объединений, союзов Общественные объединения со дня их государственной регистрации имеют право: осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей; беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности; пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством; учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством; защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях; участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством; поддерживать связи с другими общественными объединениями, союзами; создавать союзы.
15 Законом «О республиканских и местных собраниях» определен порядок организации республиканских и местных собраний и участия в них общественности, 15
16 Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» определяет особенности правового регулирования участия граждан в градостроительном планировании развития территорий, в том числе населенных пунктов; осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности 16
17 В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, положениями Закона «Об информатизации» и иными нормативными правовыми актами право на получение информации может быть ограничено законом. Правовые ограничения в предоставлении экологической информации согласно пунктам 3 и 4 статьи 4 Конвенции закреплены, в частности, в статье 74-2 закона «Об охране окружающей среды», законе «Об обращениях граждан», законе «О государственных секретах», Гражданском кодексе, Законе «Об авторском праве и смежных правах» и в других актах законодательства. 17
18 Статья 74-2 закона «Об охране окружающей среды» с изменениями и дополнениями от также закрепляет ограничения доступа к экологической информации в соответствии с положениями Орхусской конвенции и случаи, когда ограничение доступа к экологической информации не допускается. 18
19 урегулирована процедура общественных слушаний при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной и иной деятельности (постановление Минприроды от ). В настоящее время эти процедуры регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», которым утверждены Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы и Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, которым определен порядок проведения общественных обсуждений в рамках ОВОС, постановление Совета Министров Республики Беларусь от «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественной экологической экспертизы». 19
20 Добровольная экологическая сертификация и экомаркировка продукции и производств предусмотрена законами «Об охране окружающей среды», «О защите прав потребителей», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации». 20
21 В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от государственное научное учреждение "Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси" выполняет функции Национального координационного центра биобезопасности. Этим же постановлением утверждено Положение о порядке предоставления информации из информационного банка данных о генно-инженерных организмах. В соответствии с вышеуказанным Положением предоставление информации из информационного банка в виде электронных документов осуществляется по компьютерной сети Интернет с использованием стандартных протоколов передачи данных. Информация предоставляется без ограничений по доступу и бесплатно: республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, юридическим лицам и гражданам РБ; координационным центрам биобезопасности других стран, международным организациям, иностранным юридическим лицам и иностранным гражданам. 21
22 С 2001 года при Минприроды действует Общественный координационный экологический совет (в настоящее время - на основе положения, утвержденного постановлением Минприроды от ), основной целью которого является взаимодействие Минприроды и общественных объединений экологической направленности. 22
23 В целях оптимизации системы управления в Минприроды приказом от создан отдел информации и связей с общественностью. Орхусским центром оказывается практическая помощь государственным служащим в выполнении своих обязательств по реализации положений Орхусской конвенции, осуществляется консультирование физических и юридических лиц по применению их прав на доступ к экологической информации, участию в принятии решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. 23
24 24 В целях содействия соблюдению Орхусской конвенции, в соответствии со статьей 15 Орхусской конвенции на первом совещании Сторон Орхусской конвенции, состоявшемся в 2002 году в Луке, Италия, решением I/7 был учрежден Комитет по вопросам соблюдения
25 25 В соответствии со своими функциями Комитет рассматривает обращения и сообщения, направленные в установленном порядке, подготавливает по просьбе Совещания Сторон доклад о соблюдении и осуществлении положений Конвенции, контролирует, оценивает и облегчает осуществление и соблюдение требований по предоставлению отчетности, изучает вопросы соблюдения и по мере необходимости должным образом выносит соответствующие рекомендации.
26 26 Проект выводов и рекомендаций, подготовленный Комитетом в отношении какой-либо Стороны, передается на рассмотрение Совещанию Сторон.
27 27 С момента своего учреждения Комитет получил 59 сообщений о несоблюдении положений Конвенции, касающихся 23-х ее Сторон. В отношении примерно половины из них сообщения поступали однократно. Однако есть случай, когда в отношении одной и той же Стороны поступило 14 сообщений о несоблюдении.
28 28 В подавляющем большинстве случаев сообщения были приняты к рассмотрению. Многие процедуры рассмотрения в настоящий момент завершены, а Стороны, в отношении которых сообщения были поданы, принимают или уже приняли меры по исправлению ситуации с соблюдением положений Орхусской конвенции в их странах.
29 29 В отношении Республики Беларусь за все время было подано два сообщения о несоблюдении Гродненская ГЭС АЭС
30 30 Сообщения в комитет по вопросам соблюдения Орхусской конвенции, касающиеся Республики Беларусь 2 сообщения: Гродненская ГЭС АЭС По первому из которых вынесены рекомендации Комитета по соблюдению, одобренные Совещанием Сторон
31 31 предложено разработать план действий по выполнению приведенных выше рекомендаций, с тем чтобы представить Комитету первоначальный доклад о проделанной работе к 1 декабря 2011 года, а план действий к 1 апреля 2012 года
32 32 Тридцать шестая сессия Комитета по вопросам соблюдения Орхусской конвенции марта 2012 года, Женева
33 33 Разработан План действий по выполнению решения, касающегося Республики Беларусь, принятого Четвертой сессией Совещания Сторон Орхусской конвенции
34 34 в рамках реализации проекта Европейского Союза и Программы развития Организации Объединенных Наций «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь» запланирована разработка проекта изменений и дополнений в национальное законодательство с целью его более полного соответствия положениям Орхусской конвенции
35 35 Разрабатывается проект Концепции по подготовке изменений и дополнений в законодательство Республики Беларусь с целью его более полного соответствия положениям Орхусской конвенции и выполнения рекомендаций, данных Республике Беларусь на Четвертой сессии Совещания Сторон Орхусской конвенции
36 36 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.