Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmoulic23.ucoz.ru
1 Решение логических задач в 6 классе ( по материалам летней многопредметной школы Вишкиль Кировской области ) Пудова Тамара Григорьевна, учитель математики МАОУ лицея 23 г. Калининграда
2 Модуль 1. Логика Логика – наука о том, какие формы рассуждений правильны Аристотель Математическая логика Л. Эйлер Дж. Венн Дж. Буль Г. Лейбниц
3 1. Логическая азбука 2. Рассуждения от противного 3. Применение схем при решении логических задач 4. Анализ с конца
4 Диагностика
5 Логическая азбука
6 О понятии высказывания О понятии высказывания Определение. Любое повествовательное предложение, относительно которого известно, что оно истинно или ложно, называется высказыванием. Всякое высказывание либо истинно, либо ложно. Никакое высказывание не может быть одновременно истинным и ложным.
7 Примеры высказываний 1) В каждом ромбе диагонали взаимно перпендикулярны. 2) Число 3 является делителем числа 17. 3) Каждый атом водорода содержит ровно один электрон. 4) Все кошки – животные млекопитающие. 5) Пекин – столица Японии.
8 Это не высказывания ! Число х не превосходит единицы. Картины Пикассо слишком абстрактны. «Который час?» «Да здравствует Солнце!» «Он сероглаз» Об этих утверждениях нельзя сказать, истинны они или ложны.
9 Упражнения 1. Укажите среди следующих предложений высказывания: а) Луна – спутник Земли. б) Все ученики любят математику. в) Принеси мне, пожалуйста, книгу! д) Некоторые люди имеют голубые глаза. е) Вы были в театре?
10 Упражнения
11 Упражнения 3.Племя людоедов поймало Робинзона Крузо. Вождь сказал: «Мы рады бы отпустить тебя, но по нашему закону ты сначала должен произнести какое-нибудь утверждение. Если оно окажется истинным, мы съедим тебя. Если оно окажется ложным, тебя съест наш лев». Помогите Робинзону!
12 Операция отрицания высказывания А ИЛИ ЛИЛ
13 Пример построения отрицания высказывания
14 Как построить отрицание высказывания
15 Маленькие слова « и », « или » с большим значением Маленькие слова « и », « или » с большим значением
16 Примеры 1. Сложное высказывание « Число 2 четное и простое » состоит из двух высказываний : « Число 2 четное » и « Число 2 простое ». Оба эти высказывания истинны. Считают, что и сложное высказывание « Число 2 четное и простое » тоже истинно. 2. Высказывание « Число 12 четное и простое » считается ложным ; оно состоит из высказываний « Число 12 четное » и « Число 12 простое », из которых истинно только первое. Ложным считают и высказывание « Число 12 нечетное и составное », и высказывание « Число 12 нечётное и простое », которое состоит из двух ложных простых высказываний.
17 Высказывания можно связывать друг с другом не только союзом « и », но и союзом « или », например : « На следующем уроке будет контрольная или самостоятельная работа » ( подробнее : « на следующем уроке будет контрольная работа или на следующем уроке будет самостоятельная работа »). В математической логике считают, что высказывание А или В истинно, если истинно хотя бы одно из этих высказываний, и ложно лишь в одном случае – когда оба эти высказывания ложны. Высказывание « А или В » называют дизъюнкцией этих высказываний и обозначают А V В ( от латинского слова «disjunctio» - разобщение, различие ). Маленькие слова « и », « или » с большим значением
18 Пример АВА V ВА V В ИИИ ИЛИ ЛИИ ЛЛЛ
19 Упражнения Проверьте на истинность следующие утверждения : А ) Калининград стоит на реке Преголя и на Луне живут жирафы. Б ) Калининград стоит на реке Преголя и на Луне не живут жирафы. В ) Калининград стоит на реке Преголя или на Луне живут жирафы Г ) Калининград стоит на реке Нева или на Луне живут жирафы. Д ) Или Калининград стоит на реке Преголя, или на Луне не живут жирафы.
20 Понятие предиката Неопределённые высказывания. Предложение « Поэт х написал поэму « Полтава » не является высказыванием, поскольку не указано, какой поэт имеется в виду. Если заменить в этом предложении букву х словом « Пушкин », получится истинное высказывание. Если же заменить х словом « Некрасов », получится ложное высказывание. Неопределённые высказывания. Предложение « Поэт х написал поэму « Полтава » не является высказыванием, поскольку не указано, какой поэт имеется в виду. Если заменить в этом предложении букву х словом « Пушкин », получится истинное высказывание. Если же заменить х словом « Некрасов », получится ложное высказывание. Определение. Предложение, содержащее переменную х, которое при подстановке вместо переменной её значения становится высказыванием, называют предикатом. Определение. Предложение, содержащее переменную х, которое при подстановке вместо переменной её значения становится высказыванием, называют предикатом. Слово « предикат » в переводе с латинского языка означает « сказуемое ». Слово « предикат » в переводе с латинского языка означает « сказуемое ».
21 Пример предиката Рассмотрим предикат « Волейболист сборной России имеет рост больше 2 метров ». Рассмотрим предикат « Волейболист сборной России имеет рост больше 2 метров ». Здесь однозначно определено сказуемое « имеет » и подчиненное ему слово « рост больше 2 метров », подлежащее « волейболист » не конкретизируется полностью, известно только множество, которому принадлежит подлежащее,- множество всех волейболистов сборной России. Здесь однозначно определено сказуемое « имеет » и подчиненное ему слово « рост больше 2 метров », подлежащее « волейболист » не конкретизируется полностью, известно только множество, которому принадлежит подлежащее,- множество всех волейболистов сборной России.
22 Кванторы Кванторы
23 Пример употребления кванторов Пусть на множестве N натуральных чисел задан предикат « Число х кратно 5». Используя кванторы, из данного предиката можно получить, например, следующие высказывания : 1) любое натуральное число кратно 5; 2) каждое натуральное число кратно 5; 3) все натуральные числа кратны 5; 4) существуют натуральные числа, кратные 5; 5) найдётся натуральное число, кратное 5; 6) хотя бы одно натуральное число кратно 5. Первые три высказывания ложны и имеют один и тот же смысл. Последние три высказывания истинны. Пусть на множестве N натуральных чисел задан предикат « Число х кратно 5». Используя кванторы, из данного предиката можно получить, например, следующие высказывания : 1) любое натуральное число кратно 5; 2) каждое натуральное число кратно 5; 3) все натуральные числа кратны 5; 4) существуют натуральные числа, кратные 5; 5) найдётся натуральное число, кратное 5; 6) хотя бы одно натуральное число кратно 5. Первые три высказывания ложны и имеют один и тот же смысл. Последние три высказывания истинны.
24 Построение отрицания предиката
25 Упражнения Упражнения. На Марсе были обнаружены существа, имеющие головы. Один ученый сообщил : « Каждый марсианин имеет две головы ». Позднее выяснилось, что он ошибся. Какое из утверждений обязательно верно ? 1. На Марсе были обнаружены существа, имеющие головы. Один ученый сообщил : « Каждый марсианин имеет две головы ». Позднее выяснилось, что он ошибся. Какое из утверждений обязательно верно ? А ) Не существует марсиан с двумя головами. А ) Не существует марсиан с двумя головами. Б ) Каждый марсианин имеет или одну голову, или больше двух. Б ) Каждый марсианин имеет или одну голову, или больше двух. В ) Существует марсианин с одной головой. В ) Существует марсианин с одной головой. Г ) Существует марсианин, имеющий или одну голову, или больше двух. Г ) Существует марсианин, имеющий или одну голову, или больше двух.
26 Упражнения 2. Пусть каждое из следующих утверждений неверно. А ) Все шары в коробке красные. Б ) Некоторые шары в коробке красные. В ) Все ученики класса не были на линейке. Г ) Некоторые ученики М 6 класса ходили в столовую. Сформулируйте верные утверждения.
27 Упражнения Все крокодилы летаютВсе простые числа – нечётные. Все крокодилы не летают. Все простые числа не являются нечётными. Не все крокодилы летают. Не все простые числа нечётные. Ни один летающий объект не является крокодилом. Ни одно нечетное число не является простым. Существует хотя бы один крокодил, который не летает. Существует хотя бы одно простое число, не являющееся нечётным. 3. В первой строке таблицы приведены два утверждения. Четыре опрошенных школьника сформулировали отрицание к этим фразам так, как показано в таблице. Какие варианты являются логически верно построенными ?
28 Рассуждения от противного Рассуждения от противного
29 Задачи
30 Решение
31 Решение
32 1. Беседуют трое : Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову : « Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии ». Какой цвет волос имеет каждый из беседующих ? 1. Беседуют трое : Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову : « Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии ». Какой цвет волос имеет каждый из беседующих ? Логические задачи : применение схем
33 Решение Цвет волосРыжийЧерныйРусый Фамилии Белокуров Чернов Рыжов Решим эту задачу графически
34 2. Маша, Люда, Женя и Катя умеют играть на различных инструментах ( виолончели, рояле, гитаре и скрипке ), но только на одном. Они же владеют различными иностранными языками ( английским, французским, немецким и испанским ), но каждая только одним. Известно, что 1) девушка, которая играет на гитаре, говорит по - испански ; 2) Люда не играет ни на скрипке, ни на виолончели и не знает английского языка ; 3) Маша не играет ни на скрипке, ни на виолончели и не знает английского языка ; 4) Женя знает французский язык, но не играет на скрипке. Кто на каком инструменте играет и какой иностранный язык знает ? 2. Маша, Люда, Женя и Катя умеют играть на различных инструментах ( виолончели, рояле, гитаре и скрипке ), но только на одном. Они же владеют различными иностранными языками ( английским, французским, немецким и испанским ), но каждая только одним. Известно, что 1) девушка, которая играет на гитаре, говорит по - испански ; 2) Люда не играет ни на скрипке, ни на виолончели и не знает английского языка ; 3) Маша не играет ни на скрипке, ни на виолончели и не знает английского языка ; 4) Женя знает французский язык, но не играет на скрипке. Кто на каком инструменте играет и какой иностранный язык знает ?
35 Решение ИнструментВиолончельРояльГитараСкрипка Имя Маша -(+)+- Люда -+(+)- Женя +- Катя + ЯзыкАнглийскийФранцузскийНемецкийИспанский Имя Маша --(+)+ Люда -+(+) Женя + Катя +
36 Логические задачи о выяснении итогов некоторых турниров Логические задачи о выяснении итогов некоторых турниров Основные положения о таких турнирах : Основные положения о таких турнирах : 1) в шахматных турнирах победитель игры в партии получает одно очко ; 1) в шахматных турнирах победитель игры в партии получает одно очко ; 2) в случае ничьей каждый игрок получает по 0,5 очка ; 2) в случае ничьей каждый игрок получает по 0,5 очка ; 3) проигравший получает 0 очков 3) проигравший получает 0 очков Пример. В финальном турнире играли пять шахматистов. А окончил все партии вничью. Б сыграл вничью с шахматистами, занявшими первое и последнее места. В проиграл Б, но зато сыграл вничью только одну партию. Г выиграл у Д и у занявшего четвёртое место шахматиста. Д не выиграл ни одной партии. Кто сколько очков набрал и какое место занял ? Пример. В финальном турнире играли пять шахматистов. А окончил все партии вничью. Б сыграл вничью с шахматистами, занявшими первое и последнее места. В проиграл Б, но зато сыграл вничью только одну партию. Г выиграл у Д и у занявшего четвёртое место шахматиста. Д не выиграл ни одной партии. Кто сколько очков набрал и какое место занял ?
37 Решение Игрок АБВГДОчкиМесто А Б В Г Д , ,5 II III IV V I
38 Логические задачи о лгунах Чаще всего при решении подобного рода задач поступают следующим образом. Берётся одно из утверждений и предполагается, что оно истинно. Если при рассмотрении других утверждений не получается противоречия, то рассмотренное утверждение действительно истинное. Если же при рассмотрении других утверждений мы получаем где - то противоречие, то взятое нами утверждение получается ложным. Если утверждений было всего два, то делаем вывод, что верно второе утверждение. А если утверждений три и более, тогда приходится применять перебор различных предположений. Чаще всего при решении подобного рода задач поступают следующим образом. Берётся одно из утверждений и предполагается, что оно истинно. Если при рассмотрении других утверждений не получается противоречия, то рассмотренное утверждение действительно истинное. Если же при рассмотрении других утверждений мы получаем где - то противоречие, то взятое нами утверждение получается ложным. Если утверждений было всего два, то делаем вывод, что верно второе утверждение. А если утверждений три и более, тогда приходится применять перебор различных предположений.
39 Примеры решения задач На острове живут два племени : аборигены и пришельцы. Аборигены всегда говорят правду, а пришельцы всегда лгут. Путешественник, приехавший на остров, нанял островитянина в проводники. Они пошли и увидели другого островитянина. Путешественник послал туземца узнать, к какому племени принадлежит этот туземец. Проводник вернулся и сказал : « Туземец говорит, что он абориген ». Кем был проводник : пришельцем или аборигеном ? На острове живут два племени : аборигены и пришельцы. Аборигены всегда говорят правду, а пришельцы всегда лгут. Путешественник, приехавший на остров, нанял островитянина в проводники. Они пошли и увидели другого островитянина. Путешественник послал туземца узнать, к какому племени принадлежит этот туземец. Проводник вернулся и сказал : « Туземец говорит, что он абориген ». Кем был проводник : пришельцем или аборигеном ? Решение. Так как ответ встреченного островитянина мог быть лишь « Я – абориген » ( этот ответ является правдой для аборигенов и ложью для пришельцев ), а проводник сказал, что туземец – абориген, то проводник является аборигеном. Решение. Так как ответ встреченного островитянина мог быть лишь « Я – абориген » ( этот ответ является правдой для аборигенов и ложью для пришельцев ), а проводник сказал, что туземец – абориген, то проводник является аборигеном.
40 Диагностика
41 Список литературы 1. Математика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности « Педагогика и методика начального обучения ». Н. Я. Виленкин, А. М. Пышкало, В. Б. Рождественская, Л. П. Стойлова М., « Просвещение », 1977 г. 1. Математика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности « Педагогика и методика начального обучения ». Н. Я. Виленкин, А. М. Пышкало, В. Б. Рождественская, Л. П. Стойлова М., « Просвещение », 1977 г. 2. Факультативный курс по математике. Учебное пособие для 7-9 классов школы. Составитель И. Л. Никольская. М., « Просвещение », 1991 г. 2. Факультативный курс по математике. Учебное пособие для 7-9 классов школы. Составитель И. Л. Никольская. М., « Просвещение », 1991 г. 3. Практикум Элементы математической логики. Учебно - методическое пособие. Ю. И. Попов. ГП « КГТ », Калининград, 2001 г. 3. Практикум Элементы математической логики. Учебно - методическое пособие. Ю. И. Попов. ГП « КГТ », Калининград, 2001 г. 4. Материалы двадцать второй Летней многопредметной школы Кировской области Вишкиль VII.2006 г. 4. Материалы двадцать второй Летней многопредметной школы Кировской области Вишкиль VII.2006 г. 5. Готовимся к олимпиаде по математике. Учебно - методическое пособие. А. В. Фарков. Издательство « Экзамен », 2007 г. 5. Готовимся к олимпиаде по математике. Учебно - методическое пособие. А. В. Фарков. Издательство « Экзамен », 2007 г. 6. Математические олимпиады в школе 5-11 классы. А. В, Фарков. Москва. Айрис - Пресс, 2006 г. 6. Математические олимпиады в школе 5-11 классы. А. В, Фарков. Москва. Айрис - Пресс, 2006 г.
42 Спасибо за внимание ! Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.