Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемcheb.tsput.ru
1 Научный руководитель : д. ф - м. наук, профессор Добровольский Н. М. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КРИТЕРИИ ОЦЕНЦИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Морозова Е.А г.
2 Профориентация Профориентация – комплекс психолого - педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии учащимся в соответствии с его желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда. Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
3 Профориентационная работа, негативные факторы Сущность проблемы проведения результативной профориентационной работы, заключается в том, что школьники выбирают профессию, мало зная о ее реальной востребованности на рынке труда. Основными мотивами становятся случайные обстоятельства ; наивное стремление к благополучию и успеху, культивируемые западными кинофильмами, идеалами общества потребления ; пассивное следование моде или примеру приятелей. Кроме того, учащиеся плохо представляют свои способности и предрасположенность к той или иной сфере деятельности. В частности, не учитываются гендерные особенности профессий. Позже при обучении в вузе очень часто наступает разочарование в сделанном выборе, а значительная часть выпускников ( свыше 40%) не находят работы по « модной », но не востребованной специальности. В условиях разразившегося экономического кризиса ситуация многократно ухудшается.
4 Цели профориентационной работы оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
5 Задачи профориентационной работы получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения ; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе ; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.; выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
6 Направления профориентационной работы 1. Профессиональное просвещение это начальная профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности. 2. Профессиография это технология изучения требований, предъявляемых профессией к качествам личности работника, психологическим способностям, физическим возможностям и др. Профессиография призвана выявить структурные и содержательные особенности профессии. Она включает комплекс методов изучения профессиональной деятельности, таких как методы сбора эмпирических данных ( изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, эксперимент и др.) и их анализа ( статистического и качественного, метод экспертной оценки ), а также методы психологической интерпретации ( системно - структурный и функционально - структурный анализ ).
7 Направления профориентационной работы 3. Профессиональная диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности : потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность. 4. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.
8 Направления профориентационной работы 5. Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями максимальной трудности. Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному труду. 6. Социально - профессиональная адаптация представляет собой активный процесс приспособления молодого человека к новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специализации. Успешность профессиональной адаптации – один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы.
9 Этапы и содержание профориентационной работы в школе : 1-4 классы : формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе ; развитие интереса к учебно - познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 5-7 классы : развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности ; представления о собственных интересах и возможностях ( формирование образа Я ); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально - профессиональной практики : технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. 8-9 классы : уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору ; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения ; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям классы : Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
10 Критерии эффективности профориентационной работы для учащихся старших классов К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы относится : достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах ; потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание ( не обязательно реализуемое, но проявляемое ) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана ;
11 Критерии эффективности профориентационной работы для учащихся старших классов уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIIIXI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии ; степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах ;
12 Критерии эффективности профориентационной работы для учащихся старших классов наличие у учащегося обоснованного профессионального плана ; обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
13 Критерии эффективности профориентационной работы для учащихся старших классов В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие : индивидуальный характер любого профориентационного воздействия ( учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств ); направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности ( предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана ).
14 Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению КритерииПоказатели 9 класс10-11 классы Когнитивн ый(К) 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. 2. Владение способами самодиагностики и саморазвития. 3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК). 4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
15 Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению КритерииПоказатели 9 класс10-11 классы Мотивацио нно- ценностный (М-Ц) 1. Заинтересованность в получении знаний.2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем. 3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности. 4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями. 5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора. 1.Устойчивые познавательные интересы. 2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 3. Адекватная самооценка ПВК.
16 Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению КритерииПоказатели 9 класс10-11 классы Деятельнос тно- практическ ий (Д-П) 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей. 2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию ПВК.
17 Литература Резапкина Г. В. Я и моя профессия : Программа профессионального самоопределения для подростков : Учебно - методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, – 128 с.: ил. 3. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию : Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ « Перспектива », Твоя профессиональная карьера. Учебник для классов / Под ред. Чистяковой С. Н., Шалавиной Т. И. – М.: « Просвещение », 2000
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.