Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемinformatika.socio.msu.ru
1 14 октября 2012 г.14 октября 2012 г.14 октября 2012 г.14 октября 2012 г. Лекция 2. Типы данных в социологии 2-1. Типология социологической информации 2-2. Использование индексов
2 2 Иванов О.В Выделение типов данных Типы данных выделяются на основе следующих различий: Цели исследования. Объекты анализа. Источники социологической информации. Методы и техника сбора данных. Обработка социологической информации. Методы анализа данных.
3 3 Иванов О.В Типы данных 1. Данные типа «государственная статистика». 2. Данные, полученные с помощью анкет. 3. Данные об использовании бюджета времени. 4. Текстовые данные.
4 4 Иванов О.В Данные типа «государственная статистика» Совокупность данных объективного характера, описывающая некий социум (государство, регион, область, предприятие, социальную общность и т. д.) в пространстве и во времени: 1. Регулярно собираемая информация (Госкомстат – Росстат). 2. Данные переписи населения. 3. Данные специальных исследований об условиях жизни. 4. Результаты выборов, референдумов. 5. Специфические источники (например, архивы предприятий).
5 5 Иванов О.В Социальные показатели качества жизни Группа показателейПоказатели Численность и структура населения 17 Семья и домашнее хозяйство 14 Социальная стратификация и мобильность 8 Распределение дохода, потребления и накопления 12 Жилище 16 Распределение времени и досуга 7 Социальное обеспечение 7 Образование 14 Работа по найму 35 Здоровье 30 Общественный порядок и безопасность 26 ВСЕГО показателей по 11 группам186 Международная система статистических показателей
6 6 Иванов О.В Особенности этого типа данных Этот тип данных содержит характеристики социальных процессов на разных уровнях исследования: на социетальном, институциональном, групповом и индивидуальном. В типе данных отражена динамика социальных процессов. Это объективные характеристики жизнедеятельности людей, не зависящие от их субъективных оценок.
7 7 Иванов О.В Когда к этим данным обращается социолог Когда изучает непосредственно те социальные показатели, которые содержатся в этом типе информации (анализ социальных систем, социальная демография, экономическая социология). Когда в этих данных есть эмпирические индикаторы для формирования социальных показателей. Обобщенные показатели называют индексами. Когда социолог определяет порядок формирования выборочных совокупностей.
8 8 Иванов О.В Данные, полученные с помощью анкет Основная задача анализа изучение поведения отдельных эмпирических индикаторов, совместного поведения двух и более индикаторов по всей совокупности респондентов или по отдельным группам.
9 9 Иванов О.В Динамический ряд Динамическим рядом называется совокупность значений определенного социального показателя за несколько лет, то есть изменение показателя во времени. Запись:
10 10 Иванов О.В Вариационный ряд Вариационным рядом называется совокупность возможных значений определенного социального показателя и частота встречаемости этих значений в заданной группе объектов. x1x1 x2x2 x3x3 … xkxk n1n1 n2n2 n3n3 … nknk Варианты Частоты
11 11 Иванов О.В Матрица Объект-Признак Признак 1Признак 2…Признак K Объект 1 Объект 2 Объект 3 … Объект N Приведите несколько примеров такой матрицы
12 12 Иванов О.В Таблица сопряженности Признак 2 Признак 1Значение 1Значение 2…Значение K Значение 1 Значение 2 Значение 3 … Значение K
13 13 Иванов О.В Данные об использовании бюджета времени Данные об использовании бюджета времени представляют собой информацию о реальном поведении людей, включая занятия каждого отдельно взятого индивида, за определенный промежуток времени. Промежуток времени – один случайно выбранный день, два дня (рабочий и нерабочий день), три дня (будний день, суббота и воскресенье), неделя. Эмпирическим индикатором является отдельно взятое занятие (читаю, смотрю телевизор, еду в машине).
14 14 Иванов О.В Как собирается информация Респондент фиксирует чем он занимался (первичное, основное занятие), сколько времени, чем еще при этом он занимался (вторичное, сопутствующее занятие), где это происходило, кто при этом присутствовал. Бюджетная линейка состоит из следующих показателей: код основного занятия, продолжительность основного занятия, код дополнительного занятия, код места осуществления занятия, код «присутствующих лиц».
15 15 Иванов О.В Текстовые данные Несколько источников текстовых данных: Открытые вопросы анкеты. Тексты неформализованных интервью (нарративное интервью, лейтмотивное интервью, фокус-группа). Материалы средств массовой информации. Проективные методы (метод неоконченных предложений, методика двадцати самоопределений).
16 16 Иванов О.В Подходы к анализу текстов Преобразование текстовой информации в «анкетные» данные. Выбирается единица исследования, составляется вопросник. На каждый эмпирический объект самим исследователем заполняется анкета. Контент-анализ – формализованный подход к анализу текстов, который заключается в подсчете числа повторяемости различных слов, однокоренных слов, словосочетаний. Трансакционный анализ текстов - изучение образов, на которые ориентируется издание («ребенок», «родитель», «взрослый»), организация информации по хронологическому и/или тематическому принципу.
17 14 октября 2012 г.14 октября 2012 г.14 октября 2012 г.14 октября 2012 г Использование индексов Логические индексы Индексы для равнения групп Индексы в бюджетах времени Индексы в государственной статистике Индексы в текстовой информации
18 18 Иванов О.В Измерение удовлетворенности учебой Социолога может интересовать удовлетворенность студентов учебой, но не вообще, а уровень удовлетворенности только студентов социологического факультета и только как сила мотивации учебой на данном факультете и только для сравнения студентов-социологов различных вузов Москвы. Московский государственный университет, Московский государственный педагогический университет, Государственная академия управления, и другие вузы готовят выпускают социологов.
19 19 Иванов О.В Логический квадрат - вопросы Задаем респонденту, студенту социологического факультета одного из названных вузов, два взаимодополняющих друг друга вопроса: 1. Представьте себе, что у вас есть возможность перейти на другой социологический факультет. Перешли бы вы? да, перешел бы нет, не перешел бы затрудняюсь ответить 2. Представьте себе, что вы нигде не учитесь. Пришли бы вы или нет учиться на ваш факультет? да, пришел бы нет, не пришел бы затрудняюсь ответить
20 20 Иванов О.В Логический квадрат – форма Перешел бы? Пришел бы?НетНе знаюДа A BF Не знаю B CD НетFDE Наибольшая удовлетворенность Наименьшая удовлетворенность На входе мы имеем трехчленную шкалу, а на выходе шкалу порядков с пятью градациями (A > B > C > D > E).
21 21 Иванов О.В Логический прямоугольник - вопросы Изучаем рейтинг преподавателей, читающих спецкурсы на социологическом факультете на основе мнения студентов. 1. Как Вы считаете, содержательный или нет данный курс лекций? да нет з/о 2. Как Вы считаете, интересно читает лектор или нет? да, интересно нет, не интересно з/о 3. В основном Вы понимаете материал данного курса? да, в основном понимаю нет, не понимаю з/о Содержательно Интересно Понятно
22 22 Иванов О.В Логический прямоугольник - форма Получили шкалу с четырьмя градациями (A > B > C > D).
23 23 Иванов О.В Индексы Индексом будем называть обобщенный показатель, сформированный из исходных посредством математических операций. Исходными показателями для индекса могут быть эмпирические индикаторы либо какие-то, производные от эмпирических индикаторов, показатели. Например, показатель оценки качества «курса лекций», полученный посредством логического прямоугольника, или показатель удовлетворенности учебой, сформированный посредством логического квадрата.
24 24 Иванов О.В Другие виды индексов Индексы для равнения групп Индексы в бюджетах времени Индексы в государственной статистике Индексы в текстовой информации
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.