Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемxn--80aaafbtdr8bbl8cvc1c.xn--p1ai
1 Профориентационная работа в общеобразовательной школе Профориентационная работа в общеобразовательной школе
2 Определение профориентации Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Профориентация реализуется через учебно- воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
3 Параметры профессиональной зрелости личности человека (А.П.Чернявская) информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решения; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения
4 Цель профориентационной работы в школе: оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
5 Задачи профориентационной работы: получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсах и в воспитательной работе; выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями профессионального образования, а также с предприятиями посёлка, города, региона.
6 Принципы профориентационной работы в школе Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями. Взаимосвязь школы, семьи, учреждений профессионального образования, службы занятости, общественных молодежных организаций. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
7 Система профессиональной ориентации школьников: Профессиональное просвещение; Профессиография; Профессиональная диагностика; Профессиональная консультация; Профессиональный подбор; Профессиональная адаптация.
8 Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
9 Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 5-7 классы: развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа Я); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально- профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
10 Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий, консультаций, кружков по выбору; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
11 Этапы и содержание профориентационной работы в школе: классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
12 Профориентационная работа педагога, классного руководителя в школе: изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся; осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; приглашает родителей обучающихся для выступлений о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; создает базу данных по профдиагностике.
13 Направления и формы профориентационной работы в школе: Организационно-методическая деятельность Работа классных руководителей по профориентационной работе с обучающимися. Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
14 Направления и формы работы: Работа с обучающимися: Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры; Анкетирование; Организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования НПО, СПО, ВПО; на предприятия); Встречи с представителями предприятий, учреждений НПО, СПО, ВПО.
15 Направления и формы работы: Работа с родителями проведение родительских собраний, (общешкольных, классных); лектории для родителей; индивидуальные беседы педагогов с родителями обучающихся; анкетирование родителей обучающихся; привлечение родителей обучающихся для выступлений с беседами; привлечение родителей обучающихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций; помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
16 Работа с родителями помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников; создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учреждения, родителей обучающихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
17 Примерные мероприятия: Оформление кабинета, уголка по профориентации: Твоя профессиональная карьера В мире профессий Слагаемые выбора профессии Оформление стенда (общешкольный). «Образовательная карта города» В помощь выпускнику, Куда пойти учиться.
18 Примерные мероприятия: Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению; Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных; Предусмотреть темы по профориентации на классных часах«Твоя профессиональная карьера»; «Выбор профессии».
19 Примеры организационной работы по профориентации в школе: Организация регулярного выпуска странички по профориентации в общешкольной газете «Алые паруса». Оформление и обновление общешкольного стенда "Профессии, которые нам предлагают". Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками.
20 Примеры работы с педагогическим коллективом школы по профориентации: Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп; Организовать для педагогов и классных руководителей цикл семинаров по теме : Теория и практика профориентационной работы". Организовать проведение конкурса методических разработок внеклассных мероприятий по профориентации.
21 Примерные темы для рассмотрения на методических объединениях по вопросам профориентации : Подготовка обучающихся к компетентному выбору профессии. Система образования в России; Система профориентационной работы в городе, в школе; Методика профориентационной работы по возрастным группам; Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками; Методические основы профориентации во внеклассной работе; Работа с обучающимися по интересам; Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей обучающихся, основы профконсультации; Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии; Профориентация в процессе изучения основ наук.
22 Работа с родителями: Организовать для родителей лекторий по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении". Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися, элективных курсов. Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования. Организовать встречи обучающихся с их родителями - представителями различных профессий. Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия и учреждения профессионального образования. Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных). Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе Медицинские аспекты при выборе профессии Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов, стендов, к организации экскурсий. Привлекать родителей к руководству кружками по интересам.
23 Работа с родителями: Круглый стол для обучающихся и их родителей по теме: Выбираем свой путь с участием представителей учреждений профессионального образования. Круглый стол Выбираем свой путь для обучающихся и их родителей с участием представителей учреждений профессионального образования.
24 Профориентационная работа с обучающимися: Проведение экскурсий на предприятия и в учреждения профессионального образования. Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности. Проведение опроса по выявлению проблем обучающихся по профориентации. Проведение классных часов по изучению профессиограмм учреждений профессионального образования. Осуществление индивидуальных и групповых консультаций обучающихся. Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.
25 Профориентационная работа с обучающимися: Организация и проведение с обучающимися викторин, бесед. Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) Сто дорог – одна твоя Как претворить мечты в реальность Легко ли быть молодым К чему люди стремятся в жизни Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. Организация экскурсий и встреч со специалистамиЦентра занятости.Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений. Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д. Расширение знаний обучающихся учителями- предметниками Обеспечение участия обучающихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учреждениями профессионального образования и рынком труда. Создание портфолио обучающегося. Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них обучающихся. Участие в конкурсах декоративно- прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.