Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемedu-career.ucoz.ru
1 Лекция 2 «ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА»
2 Интегративно-целостный подход позволяет: обнаружить философско-педагогическое основания для объяснения истоков неоднородности, множественности, мозаичности педагогического дискурса; показать закономерности и принципы, действенность и жизнеспособность предлагаемой модели процесса проектирования педагогического дискурса.
3 Педагогический дискурс ( мы определили данное понятие )– это объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, функционирующая в образовательной среде, включающая участников дискурса, педагогические цели, ценности и содержательную составляющую, обеспечивающая приобретение обучаемыми опережающего опыта в проектировании и оценке любого педагогического или социального явления в соответствии с нормами культуросообразной деятельности.
4 Аспекты педагогического дискурса : цель, участники, образовательная среда, содержательная составляющая, условия общения, стилистическая специфика педагогического взаимодействия.
5 1.Цель педагогического дискурса носит трехкомпонентный характер: в профессиональной области - формирование ключевых компетентностей участников образовательного процесса, в общественной жизни - полноценная социализация личности в обществе, в личностной сфере - становление самоценной личности. Общая цель педагогического дискурса заключается в создании условий для развития гуманистической личности, способной к самореализации в постоянно меняющемся современном мире.
6 2. Участники: Характеристика участников педагогического дискурса включает анализ их статусно- ролевых функций, мотивов, ценностей, профессионально значимых личностных качеств, индивидуальной интерпретации смыслов.
7 3. Образовательная среда: Создание гуманитарной образовательной среды в учреждении предполагает обеспечение определенной морально- психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационно-управленческого, методического и психологического характера, обеспечивающих обретение обучающимися гуманитарной культуры и стимулирующих собственную культуросообразную деятельность.
8 4. Содержание: переход от академического изложения содержания образования к построению в ходе профессионально-педагогической подготовки «живого знания» (В.П. Зинченко). Возникает сложная педагогическая проблема преобразования содержания образования из безличной формы всеобщности в личностную педагогическую культуру учителя.
9 5. Условия общения: Общение происходит в рамках определенного социального института. Стратегия поведения участников дискурса, коммуникативная доминанта, учет социально, культурно, личностно значимых условий и обстоятельств конкретной коммуникативной ситуации определяются типом общения (личностно или статусно ориентированное), а также целями данного педагогического дискурса.
10 6. Стиль взаимодействия: Совместная деятельность участников образовательного процесса, преследующий педагогическую цель, опирающийся на установленные нормы и ценности, имеющая следствием изменения в ценностях, установках, деятельности, личностном миропонимании, поведении, развитии соответствующих знаний, умений, навыков и формировании компенций.
11 «Определение принципов практической деятельности есть не исходный пункт исследования, а его заключительный этап, поскольку принципы верны лишь тогда, когда соответствуют сущности этой деятельности» (И.Ф. Харламов)
12 Классические педагогические принципы: гуманизм, человекосообразности (природосообразности), демократизации, индивидуализации, целостности, целенаправленности, системности, культуросообразности.
13 Принципы проектирования педагогического дискурса: научно-теоретические - принципы системности, целостности, культуросообразности; психолого-педагогические - принципы диалогичности, рефлексивности, коммуникативного сотрудничества, личностно- смысловой контекстности, субъектной активности; организационно-практические - принципы прогностичности, конструктивности, обратной связи.
14 Принцип диалогичности «Диалог - это столкновение разных умов, разных истин, несходных культурных позиций, составляющих единый ум, единую истину и общую культуру» (М.М. Бахтин).
15 Принцип культуросообразности Каждый участник проектирования дискурса во все большей мере становится автономным интерпретатором усвоенных и творцом новых культурных образцов.
16 Принцип коммуникативного сотрудничества Установка на взаимное понимание друг друга, интерес к личности партнера, благожелательное стремлением пойти навстречу в понимании, не исключающем при этом противоположность личных позиций партнеров по коммуникации.
17 Принцип рефлексивности Каждый субъект новое, принятое внеоценочным образом знание, «впущенное» в пространство своего сознания, должен осмыслить, соотнеся с кругом проблем, задач, вопросов, которые не решены в рамках его собственного парадигмального пространства». «Я» - «МЫ» - «Я»
18 Принцип личностно- смысловой контекстности Контекстное осмысление педагогического дискурса, т.к. для современной педагогической теории и практики как личностно ориентированной гуманитарной области знания существует лишь контекстное толкование любого понятия и явления.
19 Принцип субъектной активности Способность к самостоятельному осмыслению и трактовке процессов, имеющих педагогическую природу; оценка целесообразности и обоснованности внесения различных по масштабу авторских модификаций в педагогический дискурс; оригинальность выбора средств, способов и приемов своей деятельности для достижения намеченного конечного результата.
20 Принцип прогностичности Постепенный переход от проектного замысла через формулирование целей, задач, реализацию намеченной программы и структурирование действий в определенной преобразовательной логике, к получению желаемого конечного продукта и его экспертизе на основании заранее выработанных критериев.
21 Принцип обратной связи Получение информации о результативности и соответствующая корректировка дальнейших действий.
22 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.