Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователем43.ddolipetsk.ru
1 Музыкальный руководитель ДОУ 43 Токарева Ольга Владимировна
2 Музыкальное искусство, являясь частью художественной культуры, наиболее глубоко, эмоционально воздействует на ребенка, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность, создает предпосылку для активной творческой деятельности. В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре.
3 В наше время с особой остротой стоит вопрос о формирования духовного мира человек третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России. Важным условием развития является обогащение ребёнка впечатлениями, знакомство с различными видами искусств.
4 Главная задача музыкального воспитания дошкольников – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством эмоционального развития, формирования мировоззрения ребенка в целом, его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление.
5 Я, работая музыкальным руководителем, одной из задач своей музыкальной образовательной деятельности вижу - обогатить знания детей о музыкальном фольклоре. Считаю, что музыкальный фольклор является действенным средством развития музыкальных, творческих способностей ребенка, а также эмоционального развития.
6 Задачу по развитию личности ребенка помогает решить непосредственно образовательная музыкальная деятельность, а также проведение праздников и развлечений – все эти формы открывают большие возможности для творческого и эмоционального развития дошкольников.
7 Эмоции ребенка это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Они играют важную роль в жизни детей. помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, социальных взаимодействий и привязанностей, выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, на будущее поведение.
8 Музыковедами доказано, что только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка. С этих позиций достоин внимания положительный опыт зарубежных систем музыкального воспитания. Важно изучить и использовать особенно те элементы, которые опираются на национальную основу и ставят своей целью приобщение к музыкальной культуре, формирование ценностных отношений к музыке, развитие творческих способностей личности, а также эмоциональное развитие ребенка.
9 С данной точки зрения особый интерес представляет немецкая система музыкального образования и воспитания, базирующаяся на методике композитора и педагога Карла Орфа, так как она ставит своей задачей воспитание музыкальной культуры личности, развитие ее творческого потенциала через приобщение к национально ориентированному музыкальному искусству и включение в активную творческую деятельность.
10 Карл Орф - немецкий композитор. Учился в Мюнхенской академии музыки. В 1924 вместе с женой - Доротеей Гюнтер основал школу гимнастики, музыки и танца. Опыт работы в этой школе и лег в основу его музыкально- педагогической концепции.
11 Основой системы музыкального воспитания К. Орфа, является «Schulwerk»- пятитомное собрание песен и инструментальных пьес для детей. «Шульверк» - в переводе с немецкого означает – «обучение в действии». Главный принцип педагогики учимся, делая и творя позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии.
12 необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, и это позволяет сочетать её с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры; элементарное музицирование учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями, создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой деятельности, как детей, так и педагогов. Педагогическая система Карла Орфа обладает:
14 Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Карл Орф делал упор: на пение, импровизацию, движение, игру на простейших ударных инструментах Отсюда и название - элементарное музицирование - состоящее из элементов. Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать.
15 Первостепенную роль в процессе музыкального воспитания Карл Орф отводит формированию ритмического чувства и тембрового слуха. Этому способствуют; музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, речь, музыкальная декламация. Причем материалом должна служить «элементарная музыка». Именно ей, как основе музыкального воспитания и развития личности, Орф придает особую значимость.
16 Следует заметить, что под «элементарным» Карл Орф понимает не примитивное, а нечто изначальное, то есть народную музыку и речь. По мнению автора «Шульверка», «элементарная музыка» знакомит детей с ладовым многообразием музыки, с различными способами формообразования, это облегчает понимание и восприятие даже самой сложной современной музыки.
17 Карл Орф обращался к различным ладам народной музыки (фригийский, дорийский, эолийский), что дает возможность использовать для музицирования материал национальной русской музыки. Русский фольклор является хорошим материалом для ритмических импровизаций. Основной отличительной особенностью педагогической системы К. Орфа является ее национальная основа.
18 Богатое наследие русской музыкальной культуры предоставляет широкие возможности для использования элементов педагогической системы К. Орфа. Русский музыкальный фольклор отличает то, что он сохранил в себе древнейший исторический пласт, оказавший огромное влияние на формирование всей Русской музыкальной классики.
19 Традиции и особенности русской народной музыкальной культуры позволяют использовать отдельные элементы педагогической системы К. Орфа в процессе общего музыкального образования и воспитания. К таким элементам следует отнести мелодические и ритмические импровизации, особенно на ранних этапах музыкального воспитания.
20 В процессе поиска эффективных методик для эмоционального и творческого развития детей, меня заинтересовала музыкально-педагогическая система элементарного музицирования Карла Орфа, и я стала использовать ее элементы, как обязательный компонент непосредственно образовательной деятельности. Я в своей работе опираюсь на разработанные Орфом упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать.
21 Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к занятиям музыкой, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.
22 Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального эмоционального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми, поэтому этой работе в ДОУ уделяется большое внимание.
23 В работе применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов.
24 Я, как и любой педагог, во время непосредственно образовательной музыкальной деятельности, стремлюсь, прежде всего, с помощью инструментов заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик, побудить к занятиям музыкой. В этом мне помогают «орфовские» музыкальные инструменты.
25 Сам по себе человек тоже может выступать как весьма разнообразный ударный инструмент – сколько вариантов хлопков, шлепков, притоптываний, щелчков пальцами можно придумать!
26 Начиная с младшего возраста, я учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, ложек, ладошек. Непосредственно музыкальную образовательную я стараюсь организовать в игровой форме: сказки, игры, инсценировки песен, игрушки кукольного театра, театрализованные упражнения и этюды.
27 При разучивании музыкально - дидактических игр, потешек, маленьких стихотворений мной проводится работа над выразительностью речи: громко - тихо; быстро - медленно; высоким или низким тембром голоса. Параллельно с этим выполняются задачи по развитию ритмического, тембрового, звуковысотного и динамического слуха.
28 Одним из способов реализации элементарного музицирования с дошкольниками являются пальчиковые игры, которые я также использую во время непосредственно музыкальной образовательной деятельности с детьми. Пальчиковые игры – хорошие помощники и для того, чтобы развить координацию движений. В работе я использую следующие пальчиковые игры: «Где мой пальчик», «Строим домик», «Птички» и др.
29 В средней группе к уже знакомым музыкальным инструментам я добавляю - колокольчики, бубенцы, палочки, шумовые народные, предусматривается игра на металлофоне, ксилофоне. Игра на этих музыкальных инструментах способствует развитию у детей мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.
30 В ходе игры на металлофоне, ксилофоне я прошу детей самостоятельно изобразить большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке.
31 В средней группе начинаю обучать детей коллективному музицированию, несложные попевки, пьесы исполнять оркестром.
32 В старшем дошкольном возрасте я закрепляю и совершенствую у детей навыки игры на уже известных музыкальных инструментах: колокольчиках, металлофоне, ксилофоне, народных шумовых, ложках, знакомлю с гуслями. Большое внимание уделяю оркестровому исполнению пьес.
33 В непосредственно музыкальной образовательной деятельности с детьми активно использую следующие элементы: Речевые упражнения Поэтическое музицирование Координационно- подвижные игры и упражнения Игры с шумовыми и звучащими самодельными инструментами Пальчиковые игры Моделирование
34 Именно в старшем дошкольном возрасте я с детьми провожу беседы на следующие темы – «Звуки вокруг нас», «Что ты слышишь?», «В этом мире все поет». Ребята, совершенствуя тембровый и звуковысотный слух, различают шумовые и музыкальные звуки, например в игре «Веселый старичок», «Дедушка Шум», «Чашки и блюдца», «Пошуршу, да постучу», «Шапка да шубка» и др. Развивая воображение и образное мышление дети активно участвуют в играх «Найди похожий звук», «Повтори, что слышишь ты», «Шопот к шороху спешит» и др. Для развития чувства ритма я провожу игры: «Следы зверей», «Повтори ритм», «Волшебные палочки» и др.
35 Использование элементов моделирования в активизирует детей, развивает навыки коллективного творчества, способствует развитию целого комплекса музыкальных способностей – звуковысотности, чувство ритма, тембрового слуха, образному восприятию. Это проявляется в играх «Построим дом», «Скачи кузнечик», «Лесенка», «Придумай сказку» и др.
36 формирование метроритмического чувства; развитие тембрового слуха; формирование первичных навыков элементарной импровизации в играх со звуками. Использование Орфовских музыкальных инструментов позволило нам с ребятами осуществить постепенное прохождение ряда важных этапов:
37 Опыт моей работы показывает, что привлечение детей к сбору материала и изготовлению самодельных инструментов пробуждает их интерес к элементарному музицированию. А сотрудничество с воспитателем и организация таких занимательных блоков как «Мастерская музыкальных инструментов» и «Музыкальный магазин» не только формирует практические навыки дошкольников, но и содействуют их активному участию в творческом процессе.
38 Для знакомства детей с новыми музыкальными инструментами, а также для совершенствования техники исполнения на уже известных инструментах, я использую в работе «стол-передвижку». Выставляя на стол инструменты, приношу в группу, где дети имеют возможность играть на них самостоятельно и совместно с воспитателем. «Стол- передвижка» оснащается музыкальными инструментами в соответствии с возрастными особенностями детей.
39 Используя в своей музыкальной образовательной деятельности адаптированный к национальной русской культуре «орфовский » инструментарий, я стараюсь: формировать у детей интерес к народной культуре русского народа, воспитывать национальную гордость, уважение к прошлому народа; развивать творческие способностей детей, развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение, расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами, воспитывать интерес и любовь к музицированию, вовлекать детей в разные виды деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных инструментов – игрушек.
40 Методика непосредственно образовательной музыкальной деятельности такова, что здесь нет пассивных и праздных – всегда для каждого ребенка есть свое посильное задание, каждый ощущает себя музыкантом большого коллектива и ответственно выполняет порученное ему дело. Ну а результат – это то желание, с которым дети каждый раз приходят в музыкальный зал.
41 Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в дошкольных учреждениях, позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
42 Благодарим за внимание! Презентацию подготовила Музыкальный руководитель ДОУ 43 Токарева Ольга Владимировна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.