Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.sgptksp.grodno.unibel.by
1 «Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке» М.Н. Скаткин
2 По характеру познавательной деятельности выделяются проблемные и не проблемные уроки. Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы - составные части урока: - проверка опорных знаний и умений; - изучение нового материала; - его закрепление и обобщение; - задание на дом. По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков: - вводные уроки; - уроки изучения нового материала; - уроки формирования умений; - уроки проверки, контроля и коррекции; - комбинированные уроки; - уроки повторения изученного; - обобщающие уроки.
3 На основании классификации по дидактическим целям предлагаем словарь уроков разных типов, видов и форм «А» Аукцион. Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания – ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для продажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний - самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окружающей жизни.
4 «В» Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изучению нового курса, или в начале большого раздела программы. Цель таких уроков - создать у учащихся соответствующие психологические установки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, раскрыть практическую роль знаний. Если этот урок - вводная лекция, то объединяется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъяснению главного материала темы, составлению плана- конспекта. Взаимоконтроль. Это уроки опроса ранее пройденного материала. Класс делится на группы по 3-5 человек. Команды комплектуются на принципе добровольности, но в них обязательно и «слабые», и «средние», и «сильные» ученики. Учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий. При этом проявляются чувство ответственности друг перед другом, взаимопомощь, взаимовыручка.
5 «Д» Диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждений. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление учащихся. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому материалу темы, активное превращение знаний в убеждения.
6 «3» Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Архитектоника таких уроков всегда связана с повторением пройденного материала, выполнением упражнений и может быть успешно воспроизведена исключительно с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их восприимчивости к учению. Целью урoков закрепления является не изучение нового материала, не разрешение теоретических проблемных вопросов, а тренировка, которая должна обязательно предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях. Зачет. Такие уроки подводят итог работе. Это одна из форм проверки знаний. Суть его в том, что учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку знаний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет организуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.
7 Современный урок – это урок-познание, урок- открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям «Урок – клеточка педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке » М.Н. Скаткин
8 Как же построить современный урок? 1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: · четко определить и сформулировать для себя его тему; · определить место темы в учебном курсе; · определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; · и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. 2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. 3.Спланировать учебный материал Для этого надо: Подобрать литературу по теме Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
9 4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников -одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, -неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. 5.Сгруппировать отобранный учебный материал. 6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: · что контролировать; · как контролировать; · как использовать результаты контроля. 7.Подготовить оборудование для урока 8.Продумать задания на дом 9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части: · формальную; содержательную; аналитическую.
10 «Заинтересовать – значит заставить задуматься» 1. Цели урока 2. Требования к современному уроку.
11 «Для того, кто не знает, в какой гавани бросит якорь, любой ветер попутный» Сенека «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда» М.Твен Проблема целенаправленности деятельности человека не нова. Цель- идеальное представление желаемого результата деятельности (Т.К.Кравченко) то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий (Н.И.Кондаков) это результат, который необходимо достигнуть Целеполагание- достаточно сложная, наиболее ответственная, часто западающая часть работы педагога.
12 Что такое задача? Мы ставим на урок цель или задачу? В каком случае? 1. Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение системы задач. 2.Задача- часть цели, ее слагаемое. 3.Выполнение задачи должно совершаться в контексте цели. 4. На уроке мы ставим и цели, и задачи… 5.Осознать триединую цель урока и разбить ее на учебно- воспитательные задачи 6.Проводить корректировку
13 Чем определяется содержание цели: правовыми документами, требованиями программы содержанием урока, его местом в общей системе уроков возрастными особенностями детей уровнем подготовленности класса и отдельных учащихся
14 Как перевести цель в результат? Цель должна быть принята учениками, заложена в их сознании «Учащийся может и не знать о целях, которые ставит перед ними учитель» (Щукина Г.И.) Выбрать эффективные средства для осуществления целей Фиксировать степень достижения целей…
15 Требования к современному уроку Дидактические требования - Определение целей, задач, формы и типа урока, его места в общей системе уроков -Определение содержания урока в соответствии с требованиями программы и целями урока -Выбор методов, приемов и средств обучения - Использование интерактивных образовательных технологий А.Дистервег говорил о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. -Связь обучения с жизнью, способствовать тому, чтобы урок был направлен на подготовку школьников к жизни в современном обществе
16 Психологические требования -Самоорганизованность учителя: его подготовленность к уроку, настрой, поведение, внешний вид -Создание ситуаций успеха «Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха». К.В.Бардин. -Определение стиля урока -Организованность учащихся: их отношение к учению….. -Учет возрастных особенностей детей «Зачем приспосабливать ребёнка к системе образования, не лучше ли приспосабливать эту систему к ребёнку», - так писал Ж. Ж. Руссо.
17 Гигиенические требования соблюдение правил гигиены и режима дня, не допуская перегрузки учащихся
18 Анализ урока 1. Мотивационно- ориентационный аспект 2. Содержательный 3. Методический 4. Оценочно- результативный
19 Мотивационно- ориентационный аспект мотивационная готовность к уроку насколько точно, доходчиво объяснены цели и задачи урока стали ли эти цели личностно значимыми для учеников нацелена ли деятельность учителя на развитие индивидуальности учащихся
20 Содержательный Соответствие материала требованиям программы, целям и задачам урока Взаимосвязь материала с субъектным опытом учащихся Формирование системного представления (межпредметные и внутрипредметные связи) Практическая направленность материала
21 Методический Применение интерактивных форм обучения Создание условий для проявления самостоятельности Индивидуализация обучения
22 Оценочно- результативный Проведение рефлексии Внимание не только на правильность ответа, но и на его оригинальность, рациональность путей и способов выполнения
23 Урок 1.способствует успешной социализации учащихся 2.способствует подготовки их к жизни в современном обществе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.