Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.uchportal.ru
1 В. Шаламов «Водопад» Урок литературы в 11 классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста.
2 Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповец
3 Содержание 1.Задание. Композиция текста, виды, типы.Задание. Композиция текста, виды, типы. 2.Задание. Композиция стихотворения «Водопад».Задание. Композиция стихотворения «Водопад». 3.Задание. Языковые уровни стихотворения Шаламова.Задание. Языковые уровни стихотворения Шаламова. 4.Домашнее задание.Домашнее задание.
4 Задание Дайте определение композиции. Назовите композиционные приёмы. Что такое языковая композиция? Назовите типы композиции. Назовите виды композиции. Назовите приёмы анализа поэтического текста.
5 Композиция художественного произведения Что такое композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника. А.Н.Толстой
6 Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский
7 Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин
8 Композиционные приёмы 1.Повтор 2.Усиление 3.Противопо ставление 4.Монтаж А.Есин
9 Языковая композиция Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В.Виноградов
10 Типы композиции 1.Простые (линейные) 2.Сложные (трансфор мационные) А.Есин
11 Виды композиции 1.Кольцевая 2.Зеркальная 3.Линейная 4.Умолчание 5.Ретроспекция 6.Свободная 7.Открытая и т.д. А.Есин
12 Композиционный анализ поэтического текста 1.Строфы и стихи. Микротема каждой части. 2.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды. 3.Композиционные приёмы. Повтор, усиление, антитеза, монтаж. 4.Сильные позиции текста. Название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
13 Стихотворение В.Шаламова «Водопад» Учимся анализировать поэтический текст. Композиционный анализ.
14 Задание Определите микротемы каждой строфы. Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды. Сопоставьте первое и последнее предложения, название. Определите вид композиции и композиционные приёмы. Вывод.
15 Определите микротемы каждой строфы. Первая строфа. Ночной водопад. Вторая строфа. Замороженная пена. Третья строфа. Водопад.
16 Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды. Водопад: бурлит, бросает, скалит зубы, потеха, смех, целые века. Пена: замороженная, пены клочья, выносится, объятья ледяного плена, стынущая волна. Жизнь: наша, моленья наши, тоска.
17 Сопоставьте первое и последнее предложения. Оба предложения о жестоком и безжалостном водопаде. Создаётся кольцо, из которого никогда не вырваться, это навсегда. Почему название «Водопад»? Главный герой, он везде, от него никуда не уйти. Какие слова в рифме? Ключевые слова, несущие идею.
18 Определите вид композиции и композиционные приёмы. Вид – кольцевая. Приёмы – повтор и контраст.
19 Охарактеризуйте композицию стихотворения. Композиция текста кольцевая, использован тематический повтор в первой и третьей строфах. Главный композиционный приём – противопоставление. В стихотворении контрастны словесные ряды. Ряд «водопад» ассоциируется с жестокостью, насилием, а ряды «пена» и «жизнь» - с жертвой, страхом. Сильные позиции текста подтверждают ощущение безжалостности, безысходности.
20 Задание Найдите приёмы звукописи в тексте Шаламова. Какую роль играют имена существительные и глаголы? Какие лексические пласты есть в тексте? Каков порядок слов в предложениях?
21 Фонетический уровень текста. В первой строфе ассонанс на «а», аллитерация на «б,р,л,н».Во второй строфе аллитерация на «н,л», ассонанс на «а».В третьей строфе ассонанс на «а», аллитерация на шипящие. Обнаруживается приём контраста на уровне фонетики: первая и вторая строфы противопоставлены третьей строфе (звонкие согласные – шипящие).
22 Морфологический уровень текста. В тексте преобладают имена существительные. С помощью глаголов создаётся антитеза «пена» - «водопад».
23 Лексический уровень текста. В первой и третьей строфах есть все три группы лексики: нейтральная (лунная), книжная (лампада), разговорная (скалит). Вторая строфа противопоставлена первой и третьей на уровне лексики.
24 Синтаксический уровень текста. На уровне синтаксиса прослеживается контраст: обычный порядок слов – инверсия. Таким образом, на всех языковых уровнях текста мы обнаружили антитезу в качестве композиционного приёма.
25 Домашнее задание Напишите сочинение на тему «Человек и мир в стихотворении В.Шаламова «Водопад».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.