Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmou25sln2008.narod.ru
1 Древнерусская литература
2 Прочитайте наизусть «Похвалу книгам» из летописи о Ярославе Мудром
3 Ярослав Мудрый и Владимир Мономах Продолжил просветительскую деятельность Ярослава Мудрого его внук Владимир Мономах.
4 «Поучение» Владимира Мономаха
5 Цели урока Познакомиться с текстом «Поучения». Выяснить, какие понятия, чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни.
6 Знание классических произведений, умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство – обязательное условие образованности… Д. С.Лихачёв
7 Интеллектуальная разминка (назовите слово, учитывая его лексическое значение): 1. Кого на Руси называли оратаем? (пахарь) 2. Комната монаха в монастыре? (келья) 3. Первая книга христианского мира? (Евангелие) 4. Бог грома и молнии у древних славян? (Перун) 5. Сборщики податей в Древней Руси? (мытари) 6. Судьи низшего ранга, а также приказчики и управители разного рода? (тиуны) 7. Старинная рукопись, документ (хартия, свиток) 8. Торжественное обещание, обязательство в древней Руси? (обет) 9. Боевой топорик с длинной рукоятью? (секира) 10. Похоронный обряд у древних славян? (тризна) 11. Как называли законных царей? (Помазанники Божие)
8 Расскажите об особенностях древнерусской литературы Нестор летописец Что вы знаете о первых летописцах?
9 Запомни В развитии древнерусской литературы можно выделить 3 периода: 1. Эпоха Киевской Руси ( вв.). 2. Эпоха феодальной раздробленности и становления Московской Руси (13 – первая половина 15 в). 3. Эпоха централизованного государства (вторая половина вв.).
10 Обратимся к первому периоду древнерусской литературы. - Что способствовало развитию древнерусской литературы? (Появление её было подготовлено развитием языка, устного народного творчества, существовали разножанровые устнопоэтические формы – обрядовая поэзия, героические сказания, сказки, пословицы, большое значение имели культурные связи с Византией и Болгарией).
11 В многовековой литературе Древней Руси есть своя классика, есть произведения, которые с полным правом можем назвать классическими. - Обратимся к эпиграфу (слова Д.С. Лихачёва). Одно из классических произведений древнерусской литературы – «Поучение» Владимира Мономаха.
12 Поучение Владимира Мономаха Поучение – один из жанров древнерусской литературы. Поучение = побуждение к учению, наставление на путь истинный.
13 Чем прославился Владимир Мономах? (Сообщения учащихся о Владимире Мономахе).
14 Деятельность Владимира Мономаха
15 Владимир Мономах был не только мудрым государственным деятелем, но и писателем. - О чём вам может рассказать имя автора «Поучения»? (Владимир – владелец мира, корень – мир - показывает принадлежность к знатному роду, Мономах в переводе с греч. мономахос – единоборец.
16 Владимир Всеволодович МОНОМАХ - Почему его так называли? (Он с ранней молодости стоял на страже русской земли: постоянно бился за неё с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями. Он не раз созывал князей на съезды и уговаривал их прекратить междоусобные распри, не тратить сил понапрасну. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет).
17 Вот о чём вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того дерева, на котором был распят Христос, с главы – царский венец и велел принести сердоликовую чашу, из которой пил.веселясь на пирах, кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованное из аравийского золота. И в знак уважения велел митрополиту отвезти все дары великому русскому князю. Наречь его Мономахом и царём всея Руси». О чём свидетельствует запись старого монаха?
18 Мономах на съезде русский князей
19 Объединение русских княжеств при Владимире Мономахе
20 Воинский подвиг – долг князя перед народом
21 Битва Мономаха с половцами
22 Орден Мономаха
23 Мономах и церковь
24 Церковь Мономаха во Владимире
25 Портрет Мономаха на древней фреске
26 На охоте закалялись дух и тело князя
27 Прочитайте выразительно «Поучение» Владимира Мономаха стр. 53.
28 Словарная работа по тексту «Поучения»: Я, худой… – о чём здесь идёт речь – об особенностях телосложения («стройный») или о нравственной самооценке? Можно ли это определить вне контекста «Поучения»? Слушал эту грамотку… – излишняя ли буква «к» в последнем слове? Отличается ли оно от слова «грамота» по смыслу? Милостыню подавайте нескудную… – отличается ли определение «нескудную» от синонимичных ему «щедрую», «богатую»? Каково происхождение старинного слова? Безлепицу молвил… – что нужно заменить - приставку или суффикс, - чтобы получилась современная форма первого слова? Послы от братьев моих… – равнозначно ли современному слово «послы» в этом контексте? Какое значение первично? Волость – какое понятие прижилось в языке вместо первого? Крестоцелование преступить… – о чём здесь идёт речь? Какой православный обряд лежит в основе этой метафоры? Кроткие – состоит ли в родстве с «короткими»? Как это узнать? Замысляет грешный против праведного… – как перевести это выражение на современный язык? Убогого – в чём смысл этого понятия? Почему оно состоит в родстве со словом «Бог»? Связано ли генетически со словом «богатый»? Заклать правых сердцем …– состоят ли в родстве глаголы «заклать» и «заколоть»? Когда восстали люди… – можно ли отождествить это выражение из «Поучения» с таким, например, выражением: «Декабристы восстали против самодержавия»? Определите первичный смысл этого понятия по составу слова. От мужа крови… – можно ли определить смысл этого выражения по контексту? Кого так называли – убийцу или «кровника» (родственную кровь)? Не свирепствовать ни словом, не хулить в беседе…- от каких слов образованы глаголы и какова их семантика? Быть благочистию свершителем – из каких двух слов образовано слово «благочестие»? От Бога на воздаяние пусть надеется… - что означало понятие «воздаяние»? Определите смысл слова по составу. Вдовицу – чем отличается от «вдовы»? Какой смысл придаёт суффикс –ц-? Царствия небесного не лишиться…- о чём здесь идёт речь? Отличается ли понятие «царствие» от слова «царство»? Затворничеством – какому из слов - творчество, творение, затворы – родственно это понятие? Господи, твоим промыслом! – каков контекстуальный смысл последнего слова? С чем связан – с мыслью или добычей («охотничий промысел»)? Блудницу – кого так называли? В чём значение корня? Сторожей сами наряживайте…- что здесь имеется в виду – одеяние сторожей или нечто, к одежде относящееся? Все добрые мужи совершенные… – в каком значении выступает слово «мужи» и в чём смысл его характеристики?
29 Какие задачи ставит Мономах перед князьями? Забота о благе государства(строгое соблюдение клятв и договоров). Забота о благе церкви. Забота об «убогих2 Князь должен быть примером высокой нравственности, трудолюбия (это прежде всего воинский подвиг, затем занятия охотой, когда в непрестанной борьбе и опасности закаляется душа и тело. Князь должен быть поборником просвещения Быть щедрым. Быть образцом в быту (посетить больного, проводить покойника).
30 Каким вам представляется Владимир Мономах? Каковы его человеческие качества?
31 Домашнее задание Ответить на вопросы с.54 (1-2 устно). 3 вопрос ( письменно): Составьте небольшое поучение младшему брату или младшим школьникам, используя слова из «Поучения» Владимира Мономаха.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.