Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемzend-school.narod.ru
1 «Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой) Тема: «Создание лингвистической сказки как одна из форм творческой исследовательской деятельности»
2 «Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой) Цели: 1 ) научить создавать лингвистическую сказку; 2) развивать элементы творческой деятельности как качества мышления – интуиции, воображения, смекалки и т.д.; 3)воспитывать уважение к родному языку и фольклору.
3 «Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой) Задачи: 1) познакомить со сказкой как с фольклорным жанром; 2) развивать элементы воображения в процессе реконструкции научных знаний; 3) формировать навыки коллективной работы.
4 Этапы создания лингвистической сказки Вспоминаем особенности сказки как литературного жанра, обращаем внимание на стиль. Выбираем тему, наиболее подходящую для данного типа работы. Повторяем материал, связанный с выбранной темой. Выстраиваем собранную информацию в нужной форме, т.е. создаем сказку.
5 Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях
6 Композиционные особенности сказки: присказка («В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей»); зачин («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына»); концовка («Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец»; «Вот и сказка вся, дальше сказывать нельзя»; «Вот тебе сказка, а мне кринка масла».) «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!»).
7 Поэтические особенности строения сказки: повторы близких по значению слов: «жили-были», «разорил-разграбил»; традиционные обороты речи (постоянные сказочные формулы: «Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать»); красочные определения, постоянные эпитеты (например, живая вода, красна девица, добрый молодец); сказочное число «три».
8 Традиционные персонажи русских народных сказок Емеля Иван – царевич
9 Кощей Бессмертный Василиса Премудрая
10 Название орфограммы: «Буквы о-а в корне -лаг-/-лож-» 1. Имя прилагательное – удивительная часть речи. 2. Ученица пятого класса очень грамотно изложила свои мысли в тетради. 3. Учитель объяснил принцип работы над сжатым изложением. 4. Не бойтесь предлагать свои способы решения трудных задач.
11 В корне с чередованием -лаг-/-лож- буква а пишется, если после корня стоит суффикс -а-, буква о, если этого суффикса нет (предложить, но предлагать)
12 В сказке должны присутствовать: зачин и концовка; постоянные сказочные формулы: «Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли»; красочные определения (например: живая вода, красна девица, добрый молодец); сказочное число «три»; -лаг-/-лож- - сказочные персонажи.
13 В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили- были, не тужили, со словами не дружили 2 брата- близнеца, одинаковых с лица, звали их Лаг и Лож.
14 Долго ли, коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. Собрались они в путь долгий и пошли по непростым дорогам знаний. Три дня и три ночи шли наши герои, и вдруг встретился им на пути камень, а на нем надпись: «Направо пойдешь - приставки найдешь, налево пойдешь - суффиксы встретишь, а прямо пойдешь - на все части слова набредешь». Решили наши молодцы прямо пойти, со всеми морфемами повстречаться и образовать как можно больше слов.
15 Синими морями, темными лесами шли наши богатыри в страну Словообразование, наконец, добрались. С великой радостью встретили их приставки, суффиксы и окончания, ведь именно корни являются главными частями слова. На общем совете было принято решение, подарить корню Лаг красную шапочку в виде суффикса - а-, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались.
16 Так и стали жить Лаг и Лож в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.