Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.mati.ru
1 Космическая и научно-фантастическая живопись А. Леонов, А Соколов АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ СОКОЛОВ АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ СОКОЛОВ Родился в 1931 году. Родился в 1931 году. После окончания архитектурного института в середине 50- х годов работает по основной специальности - архитектором. После окончания архитектурного института в середине 50- х годов работает по основной специальности - архитектором. С детства будущий художник любил фантастику Жюля Верна, Беляева, Циолковского, Брэдбери. И свои первые работы в жанре научно-фантастической живописи он посвятил роману Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". С детства будущий художник любил фантастику Жюля Верна, Беляева, Циолковского, Брэдбери. И свои первые работы в жанре научно-фантастической живописи он посвятил роману Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". После запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году все творческие устремления А. Соколова отданы теме освоения космоса. После запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году все творческие устремления А. Соколова отданы теме освоения космоса. Некоторые его полотна представляют собой "мини- сериалы": мы видим последовательные этапы строительства большой обитаемой космической станции на орбите Земли, наблюдаем за первой высадкой людей на Луне, Венере, Марсе, спутниках планет-гигантов, вместе с экипажами фотонных ракет устремляемся к звездам. Некоторые его полотна представляют собой "мини- сериалы": мы видим последовательные этапы строительства большой обитаемой космической станции на орбите Земли, наблюдаем за первой высадкой людей на Луне, Венере, Марсе, спутниках планет-гигантов, вместе с экипажами фотонных ракет устремляемся к звездам. Огромное число работ посвящено теме реальных достижений советской космонавтики (только в 1981 году в альбоме "Жизнь среди звезд" появляется несколько работ на тему американских исследований в космосе). Огромное число работ посвящено теме реальных достижений советской космонавтики (только в 1981 году в альбоме "Жизнь среди звезд" появляется несколько работ на тему американских исследований в космосе). Начиная с середины 60-х годов постоянным соавтором А. Соколова является летчик-космонавт СССР А. Леонов. В 90-х годах А. Соколов участвует в совместной работе с американским художником Р. Макколом. В соавторстве с ним создано несколько впечатляющих работ. Начиная с середины 60-х годов постоянным соавтором А. Соколова является летчик-космонавт СССР А. Леонов. В 90-х годах А. Соколов участвует в совместной работе с американским художником Р. Макколом. В соавторстве с ним создано несколько впечатляющих работ. АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ ЛЕОНОВ Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации. Член КПСС с 1957 года. Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области. Первый полет в космос совершил марта 1965 года совместно с Беляевым П.И. в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». Впервые в мире Леонов А.А. вышел из кабины космического корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля. Для выполнения выходи человека в открытый космос корабль «Восход-2» был снабжен шлюзовой камерой. Проведены медико- биологические исследования, решены некоторые задачи космической навигации. Впервые осуществлен спуск космического корабля с помощью ручной системы управления. Второй космический полет совершил июля 1975 года совместно с Кубасовым В.Н. на космическом корабле «Союз-19». Это был первый в мире совместный полет советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон». Корабли в течение 44 часов находились в состыкованном состоянии. Экипажи переходили из одного корабля в другой, совместно выполняли научные и технические эксперименты. На орбите искусственного спутника Земли была создана пилотируемая интернациональная лаборатория «Союз- Аполлон» - прообраз будущих международных орбитальных станций. А. Леоновым создано большое количество живописных полотен на тему освоения космоса. С середины 60-х годов он является постоянным соавтором художника-фантаста А. Соколова.
4 "...искусство сильно отставало от жизни. Было поразительно, с каким упорством художники на пороге выхода людей в космос продолжали писать свои ландшафты и натюрморты или забавлялись пустяковыми открытиями в перспективе или игре цветов, которые временами достигали полного отрицания содержания и формы." И.А.Ефремов "Пять картин"
5 На душе и легко и тревожно. Мы достигли чудесной поры. Невозможное стало возможным – Нам открылись иные миры...
6 Далеки, высоки наши цели, С нами вместе на звездном пути Те, что жизни своей не жалели И Земле помогли расцвести...
8 ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЛИЦО КОСМОСА "Техника молодежи""Техника молодежи", 12, 2004
9 Никакая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в Космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты... Таких людей не бывает много. Их было в ХХ в. всего трое – сделавших первый космический шаг. И двое из них – наши соотечественники: Гагарин, впервые поднявшийся на космическую орбиту, и Леонов, первым оттолкнувшийся от люка в свободный полет, отделенный от враждебного пространства только оболочкой скафандра... Среди космонавтов вообще нет заурядных людей. Но не каждому дано донести до окружающих не бесстрастный фотоотчет, а чувства, эмоции, настроение, сопровождающие выход в новую для человека среду. Вряд ли придирчивая комиссия, отбиравшая по гарнизонам пилотов на «принципиально новую технику», первым делом оценивала художественные таланты молодого летчика – ей было куда важнее, что накануне Алексей Леонов блестяще посадил аварийный МИГ-15бис с выключенным двигателем. Зато вполне возможно, что их учитывал С. П. Королев, выбирая человека для первого выхода в открытый космос. Задача была и технически нетривиальной, но большие опасения были связаны с психологией: как почувствует себя Человек вне кабины, один на один с Пространством? И главный конструктор решил, что именно художник лучше всего опишет свои впечатления и ощущения.
10 «СП» оказался прав. Уже два поколения людей восприняли космос сначала через картины художника А. А. Леонова, а уж потом – через телевизионную «картинку», с каждым годом улучшающуюся, но не способную конкурировать с глазом и рукой художника... Хотя впечатления и ощущения Алексея Архиповича в сам момент выхода, а особенно – возвращения на корабль – передавались ненормативной лексикой... Конструкторы первого внекорабельного скафандра ошиблись, и гибкость наддутого комбинезона в вакууме оказалась меньше расчетной. В результате, руки вышли из перчаток, ноги – из ботинок, и двигаться стало совершенно невозможно, а – надо. «19-летний Сергей Королев в скафандре Гагарина» г. Рисунок А. Леонова на суперобложке книги «Психологические проблемы межпланетного полета»
11 И космонавт впервые существенно изменил режим работы своего аппарата, сбросив давление ниже положенного – а нужно было знать, что это уже возможно, т.к. какое-то время Леонов дышал кислородом, и декомпрессия не грозила гибелью. Потом он изменил отработанную последовательность действий, влетев в шлюзовую камеру не ногами, как рассчитывалось, а головой вперед. После чего космонавту пришлось развернуться в узком надувном тоннеле шлюзовой камеры... Мы лишь недавно узнали об этом и многих других аспектах полета «Восхода-2». А ведь это было крайне важно: впервые в нашей космонавтике человек гибко реагировал на меняющуюся ситуацию, т. е. оправдывал свое – дорогое и небезопасное – присутствие в космосе! До того – признаем – космонавты «Востоков» и первого «Восхода» больше смахивали на подопытных кроликов. К сожалению, опыт полета «Восхода-2» не был полностью учтен в следующих программах. Алексей Леонов готовился облететь Луну на корабле Л1 («ТМ» 6, 2004 г.), потом – сесть на Луну на ЛК («ТМ» 4 за 2004 г.), но люди на этих машинах так и не полетели, проекты были остановлены. Тому было множество причин, но Алексей Архипович убежден: неверие в возможности космонавта-оператора заставило конструкторов переусердствовать с автоматикой, отработка которой затянулась... Леонов стал готовиться к полету на орбитальной станции. Именно он должен был возглавить первый экипаж «Салюта», но... за несколько дней до старта врачи обнаружили отклонения в работе сердца бортинженера, В. Кубасова, и на станцию полетели дублеры – Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев...
12 Никакая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в Космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты...
13 В начале 70-х инструктор, заместитель начальника ЦПК, А. А. Леонов был самым подготовленным космонавтом, и уж точно – самым известным за границами нашей страны. Видимо, поэтому именно его назначили командиром советского корабля для совместного советско-американского полета. Задача опять была технически нетривиальна (предстояло как-то «согласовать» не только атмосферы кораблей, но и модели баллистических расчетов). Но главные проблемы опять были не в технике: вместе предстояло работать самым совершенным и секретным машинам противников в «Холодной» войне! И снова смекалка космонавтов буквально спасла программу. Раз событие политическое, значит его должен видеть весь мир. Сделать это можно только при помощи телевидения, но оно-то и отказало сразу после выхода «Союза» на орбиту. И хотя на Байконуре были готовы второй корабль и три дублирующих экипажа, задействовать их по такой причине – позор и скандал! Задача осложнялась тем, что на борту не было... инструментов, и вскрывать панель, чтобы добраться до токораспределителя (в котором был отказ) пришлось при помощи медицинских ножниц и охотничьего ножа, купленного Леоновым накануне полета! Кстати, американцы посчитали инцидент инсценировкой... В космос Алексей Архипович больше не полетел, а до 1991 г. возглавлял отряд космонавтов ЦПК им. Ю. А. Гагарина. Картины художника А. А. Леонова уникальны. Так уж сложилось, что художники наши охотно рисуют родную природу, не менее охотно экспериментируют со всякими нетрадиционными стилями, но крайне редко (и зачастую – неумело) изображают природу «вторую» – рукотворную. Может быть, это происходит потому, что эту самую рукотворную природу – технику – надо знать, а большинство художников (как и «гуманитариев» вообще) к такому знанию относятся пренебрежительно?
14 А между тем художественные полотна, на которых в ближнем и дальнем космосе действует сложнейшая, порой, существующая еще только в чертежах техника – мощнейшее средство пропаганды, в том числе и за создание этой самой техники! Не случайно при американском NASA постоянно работает группа художников, творчески отражающая шаги американской космической программы, в том числе и те, которые так и остались на бумаге. Думается, часть проблем нашей космонавтики происходит от того, что нашим ответом на работу этой группы стало творчество всего двух человек: Алексея Леонова и Андрея Соколова...
15 Космонавт-художник и чуть не единственный молодежный научно- популярный журнал были просто обречены на сотрудничество. Уже в октябрьском номере 1965 г. на цветной вкладке читатели «Техники – молодежи» увидели нарисованную Леоновым космическую зарю, а рядом, на черно-белых страницах – посадку советского космического корабля на Луну, как ее увидел художник (который, видимо, еще не знал, что именно он будет отрабатывать этот маневр на тренажере, переделанном из вертолета...). Первый номер следующего, 1966 года приветствовал читателя обложкой художников А. Леонова и А. Соколова, а в майском номере «ТМ» впервые была опубликована ставшая всемирно известной картина космонавта «Над Черным морем». Наконец, в октябре 1968 г. Алексей Архипович предстал перед читателями нашего журнала в качестве... командора 6-го парада- конкурса автосамоделок на приз журнала «Техника – молодежи»! Закономерным продолжением сотрудничества журнала и космонавта стала работа А. А. Леонова в составе нашей редколлегии с 1972 по 1989 г. И мы рады, что в 2005-м Алексей Архипович Леонов – снова член редколлегии журнала «Техника – молодежи»!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.