Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемamicable.ru
1 Бедность – как политическая и экономическая проблема Овчарова Л.Н. - директор научных програм НИСП
2 Контекст рассмотрения обсуждаемых вопросов Бедность в России – мифы и реальность
3 Обсуждаемые вопросы: 1. Определение и измерение бедности 2. Официальная методика оценки бедности в России: достоинства, недостатки и ограничения. 3. Уровень и профиль российской бедности и приоритеты стратегии содействия сокращению бедности.
4 МИФ 1. Бывает общество, в котором нет бедных Реальность: бедные будут всегда, однако понимание бедности не одинаково в разных странах и меняется с течением времени.
5 СтраныГод % населения за чертой бедности Год % живущих менее чем на 1$ (2$)в день Россия Украина Польша Киргизия Китай Бразилия Нигерия США Индия Уровень бедности, % от численности населения
6 МИФ 2. Бедности в России не было до начала рыночных реформ Реальность: бедность была и в СССР, но не афишировалась
7 Полагалось, что всеобщая занятость, установление минимального размера пенсии и заработной платы (включая норматив иждивенческой нагрузки) на уровне прожиточного минимума гарантируют для всех граждан защиту от бедности. Однако простой анализ показывал, что семьи работников с минимальной оплатой труда при наличии двух детей попадали в число бедных (негласно это в определенной степени признало и государство, введя в 1975 году пособие на детей в малообеспеченных семьях). Аналогичные ситуации возникали, когда в семье появлялся неработающий взрослый, студент, пожилые люди, не получающие пенсию, и другие иждивенцы.
8 В 1985 г. (при пороге бедности в 75 рублей) среди семей рабочих и служащих 16% имели доходы ниже прожиточного минимума. Среди семей колхозников - 39%. Накануне рыночных реформ, в 1989 г., в зависимости от того, какие цены использовались для оценки прожиточного минимума, 16-25% населения имели доходы ниже прожиточного минимума. [
9 МИФ 3. Почти все население России является бедным Реальность: определение числа бедных в России остается проблемой; оценки варьируются от 10% до половины населения
10 Определение и измерение бедности: что для этого важно? Общий социально-экономический контекст; Общий социально-экономический контекст; Теоретические подходы к определению бедности (понимание природы бедности); Теоретические подходы к определению бедности (понимание природы бедности); Организация источников данных о бедности; Организация источников данных о бедности; Уровень принимаемых решений. Уровень принимаемых решений.
12 Динамика реальных показателей заработной платы и денежных доходов населения в гг. (1991 = 100%)
13 СтраныГодыКоэффициентДжини Доля доходов, приходящихся на каждую из 20% доходных групп Великобритания Латвия Словения Россия Казахстан Киргизия Китай Бразилия Мексика США Канада Степень социально-экономического расслоения населения
17 Миф 6. Льготы придумали, чтобы не было бедных Реальность: льготы придумали еще в СССР, когда бедных как бы «не было», чтобы поощрить заслуженных людей и номенклатуру и обеспечить объективно необходимое неравенство
21 Последние изменения и наши ожидания В последние годы в России наметилась тенденция сокращения численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума ( 28,9% г.; 27,3% г.; 25% г.). В последние годы в России наметилась тенденция сокращения численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума ( 28,9% г.; 27,3% г.; 25% г.). В программе социально-экономического развития Российской федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 гг.) как главный результат определено повышение уровня жизни и сокращение бедности на основе ускорения экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы. В программе социально-экономического развития Российской федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 гг.) как главный результат определено повышение уровня жизни и сокращение бедности на основе ускорения экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы. К 2005 г. предполагается снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в среднем по России до 20%. К 2005 г. предполагается снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в среднем по России до 20%.
22 Абсолютная концепция бедности 1. Нормативный метод расчета 2. Статистический метод расчета 3. Нормативно-статистический 1. Доходы домохозяйств : -денежные; - совокупные; - сопоставимые; 2. Расходы домохозяйств; 3. Располагаемые ресурсы 4. Экспертные оценки ресурсов Черта бедности: минимальная потребительская корзинка Мера ресурсов, сравниваемых с чертой бедности
23 Абсолютная концепция бедности – официальная концепция для России Оценки доли бедного населения (Россия,2000 г.) По данным бюджетных обследований домохозяйств на основе показателя расходов: 49.3% По данным бюджетных обследований домохозяйств на основе показателя расходов: 49.3% По данным RLMS на основе доходов: 38.9% По данным RLMS на основе доходов: 38.9% По данным бюджетных обследований домохозяйств на основе показателя располагаемых ресурсов: 40% По данным RLMS на основе показателя расходов: 28,9% По данным RLMS на основе показателя расходов: 28,9% По макроэкономическим данным о доходах :29.9% По макроэкономическим данным о доходах :29.9% По данным RLMS постоянно бедные за весь период обследования по показателю доходов: 13% По данным RLMS постоянно бедные за весь период обследования по показателю расходов: 7% По данным RLMS постоянно бедные за весь период обследования по показателю расходов: 7%
24 Совмещение трех «зон» бедности (С.-Петербург 2001г.).
25 МИФ 5. Самые бедные в России – пенсионеры и бюджетники Реальность: самые бедные в России – дети, особенно в многодетных и неполных семьях, одинокие пенсионеры старших возрастов, жители села
26 Стратегия содействия сокращению бедности в России Профиль бедности Среди демографических групп населения самым высоким риском бедности отличаются дети. Среди демографических групп населения самым высоким риском бедности отличаются дети. Имеет место факт феминизации бедности. Имеет место факт феминизации бедности. Традиционно бедные семьи составляют примерно половину всех бедных и отличаются высоким риском бедности. Традиционно бедные семьи составляют примерно половину всех бедных и отличаются высоким риском бедности. Вторую половину бедных составляют новые бедные (семьи, состоящие из 1-2 детей и двух трудоспособных родителей). Этот социально-демографический тип семей не отличается высоким риском бедности, но является доминирующим среди бедных. Вторую половину бедных составляют новые бедные (семьи, состоящие из 1-2 детей и двух трудоспособных родителей). Этот социально-демографический тип семей не отличается высоким риском бедности, но является доминирующим среди бедных. Сельские жители имеют более высокий риск попадания в число бедных. Сельские жители имеют более высокий риск попадания в число бедных. Уровень бедности дифференцирован по регионам России. Уровень бедности дифференцирован по регионам России.
27 Средний вклад факторов в объяснение общего неравенства для шести стран * с переходной экономикой (в % от общего неравенства, 2000 г., Болгария, Румыния,Польша,Словакия, Венгрия,Россия) * Россия, Болгария, Румыния, Польша, Словакия, Венгрия
28 Регион
29 Тип населенного пункта
30 Образование
31 Детская нагрузка на работающих
32 Размер домохозяйства
33 Гендерный состав домохозяйства
34 Возрастной состав домохозяйства
35 Занятость
36 За 10 лет рост численности бедного населения с 6% до 30%. 40% прироста бедности за счет падения доходов; 60% прироста бедности за счет роста неравенства Минимальная зарплата составляет 12.7% от ПМ (1 полугодие 2001 г.). 42.3% работников имеют ЗП ниже ПМ (99 г.). За 10 лет дифференциация заработной платы выросла в 4 раза. Более 10% трудоспособного населения - безработные Большинство социальных пособий ниже ПМ ( минимальные выплаты пенсионерам – 54.1%, Ежемесячное пособие на ребенка –4.8%) Пособия составляют 2% в доходах населения Рынок трудаСоциальные трансферты (2001 г.) Бедные дискриминированы при доступе к социальным услугам Бедные дискриминированы при доступе к социальным льготам и выплатам Доступ населения к социальным программам Неформальные и непрозрачные процессы Формально более 50% населения могут претендовать на адресные пособия Адресные пособия не решают проблемы сокращения бедности. Адресная социальная помощь
37 Стратегия содействия сокращению бедности в России Как снизить уровень бедности Как снизить уровень бедности Посмотреть на бедность через призму принятия реальных экономических решений: Посмотреть на бедность через призму принятия реальных экономических решений: 1. Создать условия для расширения среднего класса ( сократить число работающих бедных); 2. Сориентировать социальную защиту на поддержку реально бедных семей
38 Стратификация населения на основе материальной обеспеченности в поселенческой структуре,% от числа домохозяйств Тип поселения Средний класс Ниже среднего Низший Мегаполисы Областные центры Районные центры и малые города Села и поселки городского типа
39 Стратификация населения на основе профессионально-квалификационного статуса в поселенческой структуре,% от числа домохозяйств Тип поселения Средний класс Ниже среднего Низший Мегаполисы Областные центры Районные центры и малые города Села и поселки городского типа
40 Стратификация населения на основе индивидуальной самоидентифткации в поселенческой структуре,% от числа домохозяйств Тип поселения Средний класс Ниже среднего Низший Мегаполисы Областные центры Районные центры и малые города Села и поселки городского типа
41 Стратификация населения на основе индивидуальной самоидентифткации в поселенческой структуре,% от числа домохозяйств Тип поселения Средний класс Ниже среднего Низший Мегаполисы Областные центры Районные центры и малые города Села и поселки городского типа
42 Стратификация населения на основе интегральной оценки ресурсов домохозяйств,% от числа домохозяйств Тип поселения Средний класс Ниже среднего Низший Областные центры, включая мегаполисы Районные центры и малые города Села и поселки городского типа
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.