Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемminecon.bashkortostan.ru
1 Сводные проекты ПДВ и проекты единых СЗЗ как важнейший элемент охраны среды обитания населения Ломтев Алексей Юрьевич, Генеральный директор Институт прикладной экологии и гигиены (Санкт-Петербург) к.м.н., доцент
2 Основные задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности: Создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года
3 Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха являются необходимым элементом государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, позволяющим учесть требования системности и комплексности подхода к такому управлению, а также его научной обоснованности. воздуха.
4 Сводные расчеты ПДВ позволяют выполнять: диагностику прогнозирование оценку нормирование реконструкцию - диагностику состояния загрязнения воздушного бассейна города (региона) и его отдельных районов в определенные периоды времени; - прогнозирование изменения состояния качества атмосферы города (региона) под влиянием изменений выбросов вредных веществ в результате ввода в действие новых хозяйственных объектов, - оценку экологической допустимости намечаемых изменений выбросов; - нормирование параметров выбросов источников загрязнения атмосферы (ИЗА). - реконструкцию действующих предприятий, проведения воздухоохранных мероприятий, изменения схемы движения транспортных потоков и т.п.;
5 Методическими основами при проведении работы являются: 1. ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Правила установления предельно допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М.: Издательство стандартов, ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Основные термины и определения. М., Издательство стандартов, ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Л., Гидрометеоиздат, 1987 г.
6 Методическими основами при проведении работы являются: 4. Методическое пособие по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспорта города (региона) и их применение при нормировании выбросов. С.-Пб., 1999 г. 5. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. С.-Пб., 1999 г. 6. Рекомендации по определению допустимых вкладов в загрязнение атмосферы выбросами предприятий с использованием сводных расчетов загрязнения воздушного бассейна города (региона) выбросами промышленности и автотранспорта. С.- Пб.,1999.
7 Результаты расчётов загрязнения атмосферы позволяют решать ряд важных прикладных задач: получить детальную картину распределения полей максимальных и осреднённых концентраций по территории города, обусловленных выбросами промышленности и автотранспорта; предъявлять дополнительные требования к предприятиям по ужесточению нормативов ПДВ, установленных при ведомственных проработках, и следовательно, установить более обоснованные размеры платы за выброс;
8 Задачи (продолжение слайда): выполнить оценки репрезентативности существующей сети городского мониторинга за загрязнением атмосферы и оценить возможности её развития; уточнить размеры СЗЗ для групп предприятий; получить расчётные значения фонового загрязнения по любому вредному веществу; прогнозировать изменения состояния качества атмосферы города под влиянием изменений выбросов вредных веществ в результате ввода новых хозяйственных объектов, реконструкции действующих и проведении воздухоохранных мероприятий.
9 Пример оценки риска для здоровья населения на основе ПК «Эколог-город» Учтены более 800 предприятий; более 20 тыс. источников
10 Необходима разработка региональных документов: Методические рекомендации по проведению и использованию результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы. Методические рекомендации по организации, сбору и ведению территориального компьютерного банка данных о выбросах вредных (загрязняющих) веществ промышленности и автотранспорта. После утверждения на региональном уровне могут служить методической и правовой основой для принятия управленческих решений
11 В специальным техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации», утвержденным Постановление Правительства России от : с 21 апреля 2006 года вступили в силу международные экологические стандарты «Евро-2»; с 1 января 2008 года действуют стандарты «Евро-3»; с 1 января 2010 года предусматривалось обязательное введение в действие на всей территории РФ стандартов «Евро-4» ( откладывается до года; Постановление правительства РФ от 20 января 2012 г. 2 ); с 1 января 2014 года – стандартов «Евро-5». Одним из основных направлений является улучшение экологических характеристик автотранспорт- ных средств
12 азота диоксида «Евро-2» Поле максимальных приземных концентраций азота диоксида, формируемое выбросами автотранспорта г.Архангельска при выполнении всеми категориями АТС норм «Евро-2»
13 азота диоксида «Евро-3» Поле максимальных приземных концентраций азота диоксида, формируемое выбросами автотранспорта г.Архангельска при выполнении всеми категориями АТС норм «Евро-3»
14 В соответствии с требованиями п. 2.4 СанПиН 2.2.1/ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая СЗЗ. ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ Формирования единой ориентировочной СЗЗ на примере предприятий Мурманского морского торгового порта
15 Территориальное планирование Установление: функциональных зон; зон планируемого размещения объектов капитального строительства; зон с особыми условиями использования территории. Градостро- ительный кодекс РФ
16 Статья 2. Общие требования к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории земельных участков и объектов капитального строительства ПЗЗ СПб, 2009 г. 4. Размещение объектов основных и условно разрешенных видов использования, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны, допускается при условии нераспространения границ санитарно-защитных зон за пределы границ соответствующей территориальной зоны.
17 Статья 56. Ограничение прав на землю 1. Особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. 6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Земельный кодекс РФ
18 Статья 57. Возмещение убытков… 3. Возмещение убытков осуществляется …, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель. Земельный кодекс РФ
19 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ ЕДИНЫХ СЗЗ В соответствии с требованиями п СанПиН 2.2.1/ размер единой СЗЗ устанавливается с учетом: - суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (по результатам расчетов рассеивания); - суммарных уровней физического воздействия (шум, вибрация, ЭМП и др.); - оценки риска для здоровья населения (проводится для групп промышленных объектов в состав которых входят объекты I и II классов опасности). - Таким образом, единая расчетная СЗЗ определяется на основании графического анализа зон достижения гигиенических нормативов по всем рассматриваемым факторам. Расчеты выполняются по утвержденным методикам и с использованием сертифицированных программных средств. ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ Определение размеров и границ единых СЗЗ
20 В соответствии с требованиями п СанПиН 2.2.1/ для промышленных объектов входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта». ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ Целесообразность разработки проекта индивидуальной расчетной СЗЗ на примере одного из предприятий Таганрогского транспортного морского узла
21 К основным причинам, определяющим целесообразность выполнения проектов единых СЗЗ относятся: - экономия финансовых средств (для каждого предприятия в отдельности и в целом на выполнение работ); - уменьшение сроков (по отношению к срокам выполнения индивидуальных проектов СЗЗ всеми предприятиями промышленной зоны); - оптимизация системы мониторинга (позволяющая оценить реальные уровни воздействия на население); - корректная интерпретация ситуации в целом с возможностью принятия взвешенных управленческих решений ; - решение ряда вопросов градостроительной деятельности, в том числе четкое выделение территорий, которые не могут быть использованы для капитального и индивидуального жилищного строительства. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЕДИНЫХ СЗЗ
22 К основным сложности, возникающим в процессе выполнения проектов единых СЗЗ, относятся: - организационные трудности, связанные как с необходимостью одномоментного привлечения к выполнению работ всех предприятий, входящих в состав промышленных зон, так и с разным уровнем имеющейся природоохранной документации на различных объектах; - различные приоритеты заинтересованных сторон (различные представления о перспективном развитии территорий, различные подходы к проблеме охраны окружающей среды на различных предприятиях); - отсутствие утвержденных методик определения финансовых затрат объектов в случае выявления необходимости выполнения мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ / уровней шума, связанных с превышением суммарных показателей на территории жилой застройки. ОСНОВНЫЕ СЛОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЕДИНЫХ СЗЗ
23 Основные выводы: 1. Разработка и установление ЕСЗЗ и СППДВ является сложной и трудоёмкой задачей, что обусловлено пробелами в законодательстве (правовые вопросы), организационными трудностями (совместное финансирование, определение долевого участия и ответственности, и т.д.), методическими проблемами (выбор соответствующих методов, программ расчёта и т.д.).
24 Основные выводы: 2. Разработка и установление ЕСЗЗ необходимо для предприятий, входящих в промышленные узлы и зоны, так как КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарного законодательства, выразившееся, в том числе, в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, следовательно, в случае отсутствия у предприятия положительных СЭЗ по проектам СЗЗ (ЕСЗЗ) или установленной СЗЗ (ЕСЗЗ).
25 Основные выводы: 3. Имеется положительный опыт разработки и утверждения ЕСЗЗ промышленных узлов и зон и СППДВ на основе современных методических подходов и расчётных программ, однако несомненно требуется совершенствование санитарного законодательства в данной сфере.
26 Благодарю за внимание !
27 2
28 Контактная информация: , г. Санкт-Петербург, пр. Медиков, д. 9, пом. 17Н Телефон/факс: +7 (812)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.