Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемurfu-econ.narod2.ru
1 Тема 9. Теория несовершенной конкуренции МОНОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ
2 ВОПРОСЫ: 2.1 Характеристика монополии и монопсонии. 2.2 Причины существования монополии (отраслевые барьеры) 2.3 Спрос и предельный продукт чистого монополиста 2.4 Условия максимизации прибыли монополистом 2.5 Измерение монопольной власти. Коэффициент Лернера. Коэффициент монополизации ХерфиндаляХиршмана. 2.6 Предложение и издержки фирмы-монополиста 2.7 Последствия монополии.
3 2.1Характеристика монополии и монопсонии. Чистая монополия это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель.
4 2.2 Причины существования монополии (отраслевые барьеры) 1. Исключительные права, полученные от правительства. 2. Патенты и авторские права. 3. Собственность на все предложение какого-либо производственного ресурса. 4. Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка.
5 2.2 Причины существования монополии (отраслевые барьеры) Фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос на какой-либо товар с меньшими средними издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли бы точно такое же количество товара, называется естественной монополией.
6 2.3 Спрос и предельный продукт чистого монополиста Основное отличие в поведении совершенного конкурента и чистого монополиста обусловлено характером кривых спроса. 1. При совершенной конкуренции фирма является ценополучателем, т.е. она принимает рыночные цены как данные. Кривая спроса на ее продукцию совершенно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси объема. Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом всех потребителей своего товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон. 2. Кривая спроса на продукцию монополиста, являясь одновременно с этим и кривой среднего дохода (AR). (Тождественность кривой спроса и кривой среднего дохода можно вывести из соотношения общего и среднего доходов.): AR=TR/Q=PQ/Q=P, AR(Q)=P(Q). 3. Вследствие убывающего характера кривой спроса AR кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса при любом значении Q>0. Докажем это утверждение. Пусть цена зависит от величины спроса (обратная функция спроса), т.е. P=P(Q); TR=Р*Q=P(Q)*Q общий доход по определению; MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ предельный доход по определению.
7 2.3 Спрос и предельный продукт чистого монополиста Рисунок – Графики спроса и предельного продукта чистого монополиста
8 2.4 Условия максимизации прибыли монополистом Условие максимизации прибыли монополистом: МС=МR.
9 2.4 Условия максимизации прибыли монополистом Рисунок – Максимизация прибыли фирмой в условиях чистой монополии
10 2.4 Условия максимизации прибыли монополистом Известно, что функция спроса монополиста имеет вид Р= Q, функция совокупных издержек TC= Q-17Q2+Q3. Определить: объем производства, обеспечивающий фирме максимальную прибыль; оптимальную рыночную цену; величину совокупной прибыли; Решение: Условием максимизации прибыли является равенство MC=MR. Найдем МС и MR из данных уравнений: 1. TR=PQ=( Q)Q=5000Q-17Q2; MR=(TR)'=dTR/dQ= Q; 2. MC=(TC)'=200-34Q+3Q2; 3. MC=MR; Q+3Q2= Q; 3Q2=4800; Q=-40 Q=40.
11 2.4 Условия максимизации прибыли монополистом Основное отличие условий максимизации прибыли при совершенной конкуренции и при монополии заключается в следующем. Для совершенно конкурентного предприятия MR=P, а для монополиста MR. Поэтому уравнение MC=MR не может быть приведено к виду MC=P как при совершенной конкуренции. Графически это означает, что при совершенной конкуренции точка оптимума определяется пересечением MC и Р, а при монополии пересечением МС и МR.
12 2.4 Условия максимизации прибыли монополистом Способность фирмы-монополиста влиять на цены не является безграничной. Наивысшая цена, которую может назначить монополист, определяется кривой спроса. Из этого следует, что рыночная власть фирмы- монополиста не гарантирует получение положительной экономической прибыли.
13 2.5 Измерение монопольной власти. Коэффициент Лернера. Коэффициент монополизации ХерфиндаляХиршмана. Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
14 2.5 Измерение монопольной власти. Коэффициент Лернера. Коэффициент монополизации ХерфиндаляХиршмана. Выражение: называется индексом Лернера. Индекс Лернера измеряет степень монополизации отрасли (монопольную силу производителя) через относительную величину отклонения цены от предельных издержек. Изменяется в диапазоне от 0 до 1.
15 2.6 Предложение и издержки фирмы- монополиста При анализе конкурентного рынка мы вывели, что кривая предложения отдельной фирмы совпадает с возрастающей частью кривой предельных издержек выше минимума краткосрочных средних переменных издержек (SAVC). Функция предложения от цены традиционно определяется как зависимость объема предложения товара или услуги от цены при прочих равных условиях (т.е. при данной технологии, при данных ценах на ресурсы и т.д.). На монополистическом рынке такая зависимость отсутствует, так как количество продукции, которую готов предлагать на рынок монополист, зависит не от цены, а от изменений в спросе.
16 2.7 Последствия монополии. 1. При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства ниже, чем при совершенной конкуренции. 2. На монопольном рынке эффективность использования ресурсов обычно ниже, чем при совершенной конкуренции. Поскольку фирма- монополист заинтересована в сокращении совокупного объема выпуска, то часть ресурсов оказываются невостребованными. 3. Монополист обладает особой рыночной властью, которая позволяет ему диктовать цены и объемы выпуска.
17 Монополистическая конкуренция
18 ВОПРОСЫ: 3.1 Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия Характеристика монополистической конкуренции. 3.3 Условие максимизации прибыли на рынке монополистической конкуренции. 3.4 Максимизация прибыли в долгосрочном периоде. 3.5 Преимущества и ограничения рынка монополистической конкуренции.
19 3.1 Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия. Монополистическая конкуренция – рынок с множеством производителей и покупателей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги. Олигополия - рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера.
20 3.2. Характеристика монополистической конкуренции. Основные черты монополистической конкуренции: Дифференциация продукции Большое количество продавцов Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли Жесткая неценовая конкуренция
21 3.2. Характеристика монополистической конкуренции. Дифференциация продукции предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями. Дифференциация товаров может быть основана на: физических характеристиках товара; месторасположении; "мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием. Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную: вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу
22 3.2. Характеристика монополистической конкуренции. Жесткая неценовая конкуренция также характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж: изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию); производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям); пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).
23 3.3 Условие максимизации прибыли на рынке монополистической конкуренции. Условия максимизации прибыли Для упрощения анализа сделаем предположения: фирма-монополистический конкурент действует в краткосрочном периоде, т.е. число фирм в отрасли есть величина постоянная; структура ее издержек задана кривыми АТС (средних совокупных), MC (предельных) и ТС (совокупных издержек), представленных на рис. 6.1; фирма производит неизменную продукцию и объем ее издержек на рекламу и стимулирование сбыта также неизменен.
24 3.3 Условие максимизации прибыли на рынке монополистической конкуренции. п = ТR ТС. Следовательно, для достижения экономического равновесия монополистический конкурент должен обеспечить такой объем выпуска, при котором совокупный доход максимально превышает совокупные издержки. Прибыль максимизируется при таком объеме выпуска, когда предельные издержки равны предельному доходу (MC=MR).
25 3.3 Условие максимизации прибыли на рынке монополистической конкуренции. На первом этапе фирма находит оптимальные для себя объем и цены, соотнося свои предельные издержки и предельные доходы. На втором этапе фирма определяет, будет ли она производить свою продукцию в существующих рыночных условиях или более разумно закрыть предприятие. Т.е., фирма сопоставляет рыночные цены и средние совокупные издержки при оптимальном объеме выпуска. Можно выделить условно следующие варианты развития: TR>TC, или P>ATC фирма получает положительную экономическую прибыль; TR=TC, или Р=АТС фирма получает лишь нормальную прибыль; VC отрицательную экономическую прибыль (убытки) в краткосрочном периоде, но может продолжать свое производство в надежде на изменение рыночных условий; VC=TR
26 3.4 Максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Если в краткосрочном периоде у фирмы может существовать как прибыль, так и убытки, то в долгосрочном периоде ситуация меняется. Достаточно свободный вход и выход фирм на рынке, подобно тому, как это происходит на рынке совершенной конкуренции, порождает тенденцию к усреднению получаемой фирмами прибыли на уровне нормальной прибыли.
27 3.5 Преимущества и ограничения рынка монополистической конкуренции. Преимущества рынка монополистической конкуренции: дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя; сильная конкуренция удерживает цены близко к уровнюпредельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции); рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены; это рынок наиболее благоприятный для покупателей.
28 3.5 Преимущества и ограничения рынка монополистической конкуренции. Недостатки рынка монополистической конкуренции: Нестабильность рыночных условий и неопределенность малого бизнеса. Малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска и проведения НИОКР и инновационной деятельности (поскольку для НИОКР необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия).
29 ОЛИГОПОЛИЯ
30 ВОПРОСЫ: 4.1 Характеристика олигополии 4.2 Специфика олигополии. 4.3 Классификация моделей олигополии Модель «ломаной» кривой спроса.
31 4.1 Характеристика олигополии Олигополия – это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.
32 4.1 Характеристика олигополии Небольшое количество фирм в отрасли Однородность или дифференцированность продукта Степень влияния фирмы на рыночные цены, или ее монопольная власть высока, хотя и не в такой мере, как при чистой монополии. Вход на рынок для новых фирм труден, но возможен.
33 4.2 Специфика олигополии. В отличие от других рыночных структур, предприятие- олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением. В силу этого олигополист: не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную; не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов); не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии); не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.
34 4.3 Классификация моделей олигополии. Группы моделей олигополии: 1 По стратегической переменной, относительно которой принимается решение: Неценовой конкуренции; Ценовой конкуренции. 2 По типу реализуемых продуктов : Однородных благ; Дифференцированных продуктов. 3 По типу стратегического взаимодействия игроков : Некооперативного поведения фирм; Кооперативного поведения. 4 По типу рыночного поведения: Олигополии с доминирующей фирмой; Олигополии со стратегическим поведением.
35 4.4. Модель «ломаной» кривой спроса. Предположим, что три крупных фирмы А, В и С производят практически однородный товар и владеют каждая 1/3 рынка. Все три фирмы продают свою продукцию по общей цене P*. Объем продаж фирмы А при данной цене составляет Q*. Как отреагируют олигополисты В и С, если фирма А в одностороннем порядке решит изменить цены на свою продукцию? Если фирма А понижает свои цены ниже уровня сложившейся цены Р*, то ее конкуренты скорее всего последуют ее примеру, чтобы не потерять своих покупателей и не допустить укрепления фирмы А за их счет. Если фирма А повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены Р*, то скорее всего фирмы В и С не последуют ее примеру, поскольку, в этом случае они, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счет части покупателей фирмы А.
36 4.4. Модель «ломаной» кривой спроса. Рисунок – Функции спроса на продукт олигополиста в зависимости от типа реакций конкурентов
37 4.4. Модель «ломаной» кривой спроса. Рисунок – Модель «ломаной» кривой спроса
38 4.4. Модель «ломаной» кривой спроса. Модель ломаной кривой спроса, по мысли ее создателя, позволяет объяснить причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию. Очевидно, что если конкуренты ожидают адекватной реакции на свои действия, то они постараются воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.