Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемplaneta.edu.tomsk.ru
1 Рецензия к учебнику А.Ф.Киселева, В.П.Попова «История России с древнейших времен до XVI века. Учитель истории и обществознания Прищеп Сергей Михайлович, МОУ «Молодежненская СОШ» Томского района
4 Учебник с автографом одного из авторов В.П.Попова. Февраль 2009 г.
5 Рецензия учебника А.Ф.Киселева, В.П.Попова «История России с древнейших времен до XVI века» (6 класс). М., «Дрофа», 2008 г. Работу подготовил учитель истории и обществознания высшей категории МОУ «Молодежненская СОШ» Томского района Прищеп Сергей Михайлович. Авторы учебника А.Ф.Киселев и В.П.Попов разработали учебник для 6 класса при концентрической структуре обучения на базовом уровне.
6 I часть. Авторы для изложения материала использовали все виды текста: вводный, информационный, обобщающий, заключительный. Вводный. Обычно этим текстом начинается очередная глава. Например, первая глава открывается материалом о периодизации древнейшей истории. Простыми и доступными для шестиклассников словами дается понятие первобытнообщинного строя и основных его этапов.
8 Во второй главе авторы в вводной части выясняют предпосылки образования Древнерусского государства, кто такие князья, бояре. Вводный текст позволяет ученикам сразу выделить ключевые моменты нового материала, нацелить на изучение выделенных проблем. Киевский князь. Реконструкция О.Федорова.
9 2. Информационный текст. Это основной рабочий текст, на долю которого приходится не менее 80% всего текста. Именно с этим материалом чаще всего приходится ученикам работать при самостоятельной работе или вместе с учителем. Поэтому авторы разбили этот текст на небольшие абзацы, что позволило детям более эффективно выделять главные идеи учебного материала, вычленять основные проблемы. Также в этом тексте выделяется особым шрифтом (курсивом) новые понятия, объяснения которых даны в конце параграфа, что облегчает работу ученикам.
10 Жилище охотников. Реконструкция. Иллюстрация из учебника.
11 3. Обобщающий текст. Обобщение в данном учебнике используется в каждом параграфе. Текст очередного урока разбивается на несколько смысловых частей. Чаще всего на три или четыре части. Это не перегружает учебный материал и позволяет детям понять и усвоить его до конца. Тем более, что каждый раздел параграфа завершается кратким обобщением и выводами, что позволяет заострить внимание учащегося на главных моментах основного текста.
12 Пример картосхемы из учебника.
13 4. Заключительный текст. Этот вид текста авторы применяют в конце каждого параграфа, но больше всего в завершении каждой главы. Заключительный материал помещается под рубрикой «Подведем итоги главы 1 (2 или 3…)». По объему этот текст занимает меньше страницы. Но в нем акцентируется внимание учащихся на основных проблемах изученной главы, перечисляются основные понятия и термины, достижения народов в этот период. Тем самым, ученики могут еще раз вспомнить, какие задачи стояли перед изучением данного периода, что главное можно выделить в нем, какие выводы из этого можно сделать.
14 II часть. При изложении материала учебника авторы использовали различные приемы: описание, повествование, объяснение, проблемное изложение и другие. Описание того или иного события, города или сословной группы занимает совсем немного места. Но этих нескольких предложений вполне достаточно, чтобы шестиклассники смогли уяснить основную мысль, понятие или факт. Например, как авторы объясняют, кто такие князья, бояре, дружинники. Союзы славянских племен возглавляли князья, имевшие свои дружины- отряды воинов. Выделялась старшая дружина, к которой относились наиболее знатные воины и советники князя. В подчинении князя находилась высшая знать, именуемая боярами, а также представители племенной знати, которых называли старцы градские. Вот так авторы в двух-трех коротких предложениях изложили суть княжеской власти на подвластной ему территории. И ученикам 6 класса этого вполне достаточно, чтобы представить себе систему власти в Древнерусском государстве.
15 Ярослав Мудрый. Скульптор М.Антакольский.
16 Повествовательный текст используется чаще всего при описании сражений, походов, быта и культуры основных сословных групп. Здесь в более пространном, но насыщенном тексте ребята могут детально проследить, как развивались события (например, как проходило нашествие Батыя на Русь), чем занимались жители городов или сел, как жили представители разных сословий. Авторам удалось избежать крайности в изложении истории Древней Руси как истории только военных походов, междоусобных воин, обороны своих городов от набегов воинственных соседей. В достаточно большом объеме представлена на страницах учебника повседневная жизнь людей из разных слоев общества, их ежедневные заботы и трудности.
17 Ярослав Мудрый. Чтение Правды Ярослава. Художник А.Кившенко.
18 Объяснение как прием изложения авторы используют, когда встречаются незнакомые термины, понятия или ключевые проблемы изучаемого периода. На доступном детскому пониманию уровне авторы излагают ту или иную мысль, понятие. Иногда для этого используется другой шрифт (курсив), что сразу обращает на это внимание детей.
19 Аттила. Реконструкция М.Горелика.
20 Проблемное изложение используется при объяснении своей точки зрения на различные спорные страницы истории нашей страны. Например, легенда о призвании варягов на Русь. Авторы поясняют, что в истории Русского государства варягами называли племена славян, жившие на южном берегу Балтийского моря. А в X веке на Руси появились наемники из скандинавских стран (норманны), которых летописцы тоже стали называть варягами. А «норманнская теория» появилась только в XVII веке, когда в Смутное время Россия пыталась отстоять свой суверенитет в борьбе со шведами и поляками. Вот тогда сторонники «норманнской теории» и попытались доказать, что государство на Руси создали норманны и что славяне были неспособны самостоятельно построить свое государство.
21 Варяги. Художник А.Васнецов.
22 Но подобные примеры известны и в истории других стран. Например, название Франции идет от древнего племени франков – одного из германских племенных союзов. Но создателями французского государства немцев никто не считает. Такими краткими примерами авторы приводят учеников к выводу, что государство извне не может возникнуть, условия для создания постепенно вызревают изнутри. Скорее всего, варяги Рюрика – это западные славяне с южного побережья Балтийского моря. Но они создали новую династию правителей Русского государства. И все последующие князья, цари, императоры выводили свою родословную именно от Рюрика.
23 III часть. Текст каждого параграфа по объему небольшой, обычно 7-10 страниц. Часть текста отведена либо под карту или схему (например, схема родословной Рюриковичей). Поэтому самого текста не так много. И перегруженности учебного материала детьми не ощущается. Это и показали уроки, проводимые в обычном классе рядовой сельской школы. Ученики с разным уровнем своего развития вполне успешно понимали текст и могли спокойно его изложить или проанализировать.
24 Дополнительный материал авторы разместили различным образом. Это могли быть схемы родословной правителей, структура государственных органов, карта, рисунки, а также фрагменты документов в конце почти каждого параграфа. Текст документов тщательно подобран и действительно дополняет основной материал урока. По степени сложности документ позволяет даже слабому ученику ответить на поставленные к этому документу вопросы. Например, приводится отрывок из «Книги путей царств» арабского автора Ал. Истархрия. В нем дается описание хазар, а ученики должны ответить на вопросы, как выглядела столица Хазарского каганата, какие религии исповедовали жители Итиля. Такая форма работы позволяет учащимся выработать навыки работы с текстом, выбирать необходимые факты и доказательства из первоисточника.
26 Соотношение фактического и теоретического материала соответствует возрастным особенностям шестиклассников и позволяет успешно осваивать основные моменты истории Русского государства. Действительно, авторы больше дают фактического материала, так как именно это позволяет детям понять суть происходящих процессов в древней истории нашей страны. Через факты, анализ событий авторы подводят школьников к определенным теоретическим положениям. Например, чтобы объяснить учащимся, что такое политическая раздробленность, авторы излагают события, происходящие в отдельных княжествах, а затем подводят к выводу, что несмотря на существующее разнообразие развития событий, в каждом удельном княжестве происходили сходные процессы, которые и привели к отделению и образованию самостоятельных государств.
27 И ученикам становится понятно, что к этому итогу привели не только экономические процессы, но и властолюбивые амбиции удельных князей, отсутствие серьезной внешней угрозы. Авторы подчеркивают, что в этом явлении не было ничего плохого. Большинство европейских стран прошли этот период политической раздробленности. Просто русским княжествам крупно не повезло. Только что начавшийся процесс объединения удельных княжеств в единое государство был прерван вторжением монголо-татар. А правители Монгольской империи не были заинтересованы в едином Русском государстве, им легче было управлять разрозненными удельными княжествами и собирать с них дань.
28 Дополнительный текст в учебнике представлен в разных жанрах. Это и фрагменты летописей, отрывки из воспоминаний участников событий, художественные произведения, которые появились в XV-XVI веках. Дополнительный текст занимает небольшой объем. Обычно это неполная страница. И это помогает шестиклассникам не утонуть в первоисточниках. Работая с фрагментом дополнительного текста, ученики легко находят ответы на поставленные вопросы.
29 Женщина из финно- угорского племени меря. Реконструкция Е.Веселовского.
30 Пояснительный текст также используется разнообразно. Это и словарь после каждого параграфа, уточнения в скобках внутри текста. Например, излагая последствия ордынского владычества, авторы утверждают, что роль веча на Руси резко сократилась и в скобках уточняют, что только в Новгороде и Пскове сохранилось прежнее значение городского веча. И это уточнение остается в памяти детей. Когда они перейдут к изучению истории Новгорода и Пскова, то они обычно легко вспоминают, что в городах вече играло далеко не последнюю роль.
31 Также свою познавательную и информационную роль несут подписи к иллюстрациям. Обычно это название картины, летописной миниатюры или современной фотографии. Это позволяет ученикам правильно называть тот или иной исторический объект, представить, как выглядели заставки летописях. А репродукции картин известных художников помогают ученикам увидеть изображения древних городов и сел, одежду и вооружение воинов и князей и т.д. Пояснительный текст к иллюстрациям помогает учащимся узнать, откуда взято это изображение, кто автор картины, в каком веке написана данная икона. Пояснительный текст помогает школьникам понять, как представляли окружающий мир современники тех событий. Исторические документы, фотографии предметов позволяют реально увидеть именно ту материальную культуру, которая окружала наших предков.
33 IV часть. Методический аппарат. Вопросы и задания размещены после текста параграфа, а затем обычно приводится отрывок из документа и вопросы к нему. Вопросы и задания подобраны так, чтобы школьники не просто воспроизводили текст, а могли его творчески использовать, проводили сравнительный анализ с материалом из другого параграфа. Например, что отличало политику Дмитрия донского от политики его деда Ивана Калиты. Или, почему все же Русь после победы в Куликовской битве снова стала платить дань Золотой Орде. На такие вопросы простым воспроизведением текста не ответишь, необходимо анализировать, сравнивать, делать выводы.
34 Но основной методический аппарат для работы с этим учебником представлен в книге для учителя, составленный Е.В.Симоновой. «Методическое пособие к учебнику А.Ф.Киселева, В.П.Попова «История России с древнейших времен до XVI века». Здесь продемонстрированы все виды таблиц: хронологические, синхронистические, сравнительно-обобщающие, конкретизирующие. Почти к каждому уроку составлены тесты(небольшие по объему, 5- 6 заданий, два варианта), что позволяет учителю в течение минут проверить знания прошедшего урока еще у двух учеников дополнительно. Для самостоятельной работы с учебником подобраны планы-схемы, памятки- алгоритмы по выполнению познавательных заданий. Методическое пособие Е.В.Симоновой дает возможность использовать разные типы уроков, и учитель с учетом потенциала конкретного класса может применить тот или иной вариант.
36 V часть. Иллюстративные материалы. В учебнике используются репродукции картин известных художников (А.Васнецова, Я.Матейко, А.Новоскольцева и др.), изображения икон, рисунки исторических деятелей (например, князь Гедимин, князь Ольгерд), фотографии оружия, произведений искусства. Архитектурных памятников(например, фотография шлема Александра Невского позволяет детям воочию увидеть, как такой шлем защищал князя, как он был сделан и как крепился на голове. Кстати, ученики обратили внимание на то, часто художники неправильно изображают русских воинов в доспехах, а шлем рисуют без специальных креплений. Как он мог так просто держаться на голове воина? При малейшем движении шлем слетал бы с головы, а не то, чтобы выдержать удар мечом или саблей.
37 Богатыри. Художник В.Васнецов.
38 Такие исторические неточности художников дают дополнительные возможности учителю научить детей на все смотреть критически и не принимать все за чистую монету. Еще один пример. Боевой лук почему-то художники всегда изображают с натянутой тетивой (вспомните хотя бы картину А.Васнецова «Богатыри»). Тетива была очень ценным материалом, ее берегли и натягивали на лук только перед самым боем. Благо, наши предки могли это делать очень быстро, даже одной рукой. Ведь, если тетиву постоянно держать на луке, то она утратит свою упругость.
39 Карты, картосхемы расположены непосредственно а тексте, что облегчает учащимся поиск нужной карты и работу с ней. Не надо искать в специальных вставках, а потом постоянно возвращаться к тексту. Картосхемы основных сражений включают в себя необходимую информацию, вполне достаточную для анализа сражения.
41 Иллюстрации, использованные в учебнике, представляют собой различные виды и жанры. Это и миниатюры из летописей, репродукции картин, рисунки воинов, правителей, древнерусские иконы. Иллюстративный ряд тщательно продуман и удачно подобран. Это позволяет учителю активно его использовать при изучении нового материала, сравнивать, например, вооружение русских воинов и рыцарей- крестоносцев, анализировать различные школы иконописи, каноны, по которым они создавались.
43 VI часть. Аппарат издания. Оглавление представлено после всех параграфов. В принципе, это не снижает его эффективность в использовании. Все оглавление разбито на шесть глав, название которых выделено красным цветом. Каждая глава включает 6-7 параграфов. Такое количество материала вполне оптимально, чтобы в полном объеме изложить события того или иного периода. Да и при подготовке к обобщающим урокам ученикам по силам вспомнить и повторить материал 5-6 параграфов.
44 В основном тексте авторы используют специальные сигналы- символы. Так, символ в виде развернутой книги означает, что здесь размещены новые термины с пояснением их значения,
45 Красный треугольник с восклицательным знаком показывает, что здесь находятся даты, которые нужно запомнить.
46 Красный треугольник с вопросительным знаком помогает найти рубрику «Вопросы и задания».
47 А красный треугольник с галочкой обозначает рубрику «Работаем с документом». Авторы используют ограниченное количество символов, и это облегчает работу учащимся с учебником.
48 В учебнике каждая глава выделена особым колонтитулом, который представлен в виде древнерусской вышивки. При этом для каждой главы подобран свой рисунок колонтитула.
49 На форзаце учебника представлены основные этапы отечественной истории с древнейших времен до XVI века. Внизу форзаца указана хронология этих этапов, а каждый этап выделен особым цветом и на нем помещены характерные для данного периода материальные ценности, изображения выдающихся деятелей, памятники архитектуры и т.д. точно также украшен и нахзац. Хотя, по моему мнению, можно было и более рационально использовать эти две страницы учебника.
51 Для проверки знаний учеников преподаватель может использовать и рабочую тетрадь. Задания в ней подобраны самые разнообразные. Это и схемы, и анализ рисунков в учебнике, тестовые задания, контурные карты, вопросы на знание новых терминов, творческие задания (составить рассказ, разгадать кроссворд, нарисовать те или иные предметы).
54 Автор учебника Василий Петрович Попов на открытом уроке в Молодежненской СОШ в феврале 2009 года. урок давал учитель высшей категории Прищеп Сергей Михайлович.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.