Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемeconom.nsu.ru
1 Тема VII. Государственная бюджетная и денежно- кредитная политика 1
2 Под бюджетной политикой понимается система мер по изменению государственных доходов и расходов в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики 2
3 Через государственные финансы, состоящие из государственного бюджета и внебюджетных фондов, перераспределяется значительная часть ВВП: в Швеции – около 2/3, в Нидерландах, Франции, Норвегии – около половины, в Японии – 1/3, в России – более 1/3. Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, который есть концентрированное выражение экономической политики. 3
4 Государственный бюджет – годовая смета доходов и расходов государства, договорной документ, результат соглашения между различными экономическими силами в стране. Существуют два вида государственного бюджета: федеральный и консолидированный. Консолидированный бюджет – годовая смета всех государственных доходов и расходов, включая как федеральный уровень, так и уровень субъектов федерации. Федеральный бюджет отражает доходы и расходы центрального правительства страны. Внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение при использовании и не включенные в государственный бюджет в целях облегчения последнего. 4
5 Важнейшие функции государственного бюджета: аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения; обеспечение содержания государства с его институтами, призванными реализовывать функции государственной власти; стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям; социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения. 5
6 Доходы государственного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Расходы государственного бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. 6
7 Каналы перераспределения доходов бюджета: дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ассигнования, минимальные государственные социальные стандарты, минимальная бюджетная обеспеченность, бюджетные кредиты и ссуды, государственные или муниципальные заем и долг, внешний и внутренний долг. 7
8 Бюджетные расходы выполняют: Политические функции – поддержание существующего социально-экономического строя. Включают финансирование затрат на государственное управление, армию, безопасность, внешнеполитическую деятельность, поддержку СМИ и пр. Социальные функции – стабилизация социально-экономической ситуации в стране, сглаживание различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп населения, поддержка отраслей, оказывающих социальные услуги (здравоохранение, образование, культура и пр.) 8
9 Экономические функции: содействие формированию конкурентной рыночной среды в экономике страны – проведение антимонопольных мероприятий, поддержка малого и венчурного предпринимательства; структурная перестройка экономики – поддержка отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение для экономики страны; содействие выходу отечественных производителей на внешний рынок; выполнение обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга. 9
10 Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов: -о федеральном бюджете, -о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. законов субъектов Российской Федерации: - о бюджетах субъектов Российской Федерации, -законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах 10
11 Бюджетный кодекс РФ 17 июля 1998 (последние изменения в 2007 г.) Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. 11
12 12 Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: - единства бюджетной системы Российской Федерации; -разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; -самостоятельности бюджетов; -равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; -полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; -сбалансированности бюджета; -результативности и эффективности использования бюджетных средств; -общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; -прозрачности (открытости); -достоверности бюджета; -адресности и целевого характера бюджетных средств; -подведомственности расходов бюджетов; -единства кассы.
13 Виды бюджетного дефицита (профицита): Циклический; Структурный; Операционный; Первичный; Квазифискальный (квазибюджетный) 13
14 Методы погашения бюджетного дефицита 1.Монетизация бюджетного дефицита – внутреннее банковское финансирование дефицита. 2.Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита через облигации государственного займа – антиинфляционная альтернатива монетизации 3.Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита 14
15 Налоговая система – совокупность налогов (сборов), принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Цель налоговой системы – аккумулирование денежных средств в руках государства для выполнения им общественно полезных функций. 15
16 Любая налоговая система базируется на следующих принципах, общих для всех налогоплательщиков: Гласность и открытость Простота исчисления и взимания Гибкость налоговой системы Неотвратимость налогов 16
17 Налоговый кодекс РФ Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. 17
18 Федеральные налоги и сборы (устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации) налог на добавленную стоимость акцизы налог на доходы физических лиц единый социальный налог налог на прибыль организаций налог на добычу полезных ископаемых налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения водный налог сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов государственная пошлина 18
19 Региональные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации) налог на имущество организаций налог на игорный бизнес транспортный налог 19
20 Местные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований) земельный налог налог на имущество физических лиц 20
21 21 В 2007 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ …", который узаконил переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ - формированию бюджетов на трехлетний период. Ранее предусматривающийся в федеральных бюджетах стабилизационный фонд был разделен на две части – резервные фонды и фонд национального благосостояния.
22 Резервный фонд РФ Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Максимальный размер Резервного фонда закреплен до г. на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации. С г. до г.: нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета и обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется. 22
23 Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета. 23
24 Нефтегазовые доходы ФБ Начиная с 2008 года учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. НГД ФБ формируются за счет: - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; - вывозных таможенных пошлин на газ природный; - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. До г. часть нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направлялась на финансирование расходов ФБ. Величина нефтегазового трансферта утверждалась ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступали в Резервный фонд. После наполнения Резервного фонда нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен 24
25 ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 2012 год, ВВП ,0 млрд. рублей и уровень инфляции, не превышающего 6,0 % : общий объем доходов ,0 тыс. рублей; общий объем расходов ,1 тыс. рублей; дефицит ,1 тыс. рублей – 2014 годы ВВП ,0 млрд. рублей и ,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,5 % и 5,0 % общий объем доходов на 2013 год ,0 тыс. рублей и на 2014 год ,0 тыс. рублей; общий объем расходов на 2013 год ,4 тыс. рублей, на 2014 год ,6 тыс. рублей; дефицит на 2013 год ,4 тыс. рублей и на 2014 год ,6 тыс. рублей. 25
26 26 Показатель 2011 г. (закон) 2012 г.2013 г.2014 г. Доходы10 303, , , ,5 % к ВВП19,318,518,4 18,0 Расходы)11 022, , , ,9 % к ВВП20,721,2 20,3 Дефицит-719, , , ,4 % к ВВП-1,3-2,7 -2,3 млрд. рублей
27 БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА Долгосрочная бюджетная стратегия является одним из инструментов бюджетной политики государства. Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения. В 2007 году был впервые разработан и принят Закон о федеральном бюджете на три года. 27
28 БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Совершенствование налоговой политики : 1. Повышение эффективности налогового администрирования. 2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. 3. Совершенствование налогообложения добычи нефти. 4. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа. 5. Введение налога на недвижимость. 28
29 Общие подходы к повышению эффективности государственных расходов: 1) Комплекс мер по обеспечению полного финансирования обязательств, взятых на себя государственными органами власти федерального и регионального уровней, а также органами государственного самоуправления. 2) Внедрение программно-целевого принципа в бюджетном процессе. 3) Совершенствование методов закупок для государственных и муниципальных нужд. 4) Реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казённых предприятий и бюджетных учреждений. БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ НА ПЕРИОД ДО 2023 ГОДА 29
30 Приоритеты расходов 30Минэкономразвития России,
31 повышение роли государственного бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач снижение инфляции до уровня 3 процентов в год повышение эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции повышение вклада государственных расходов в устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения Долгосрочные приоритеты денежно- кредитной и бюджетной политики КДР
32 КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА - целенаправленные действия государства (центрального банка) по регулированию количества денег в обращении. Кредитно-денежная политика в отличие от бюджетной и налоговой является инструментом «тонкой настройки» экономической конъюнктуры. Основополагающая цель кредитно-денежной политики – помощь экономической системе в достижении такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции. 32
33 При проведении денежно-кредитной политики государственные органы воздействуют на денежную массу и процентные ставки, а через них - на потребительский и инвестиционный спрос. Преимущества денежно- кредитной политики – ее быстрота и гибкость; недостатки – государство не может заставить коммерческие банки сокращать или увеличивать кредиты. 33
34 Денежно-кредитную политику формирует и реализует Центральный банк в соответствии с экономическими приоритетами страны, принятыми Правительством РФ. Инструменты регулирования банком денежного обращения: Учетная (дисконтная) и ломбардная политика; Операции на открытом рынке; Проведение политики обязательных резервов 34
35 Инструменты денежно-кредитной политики Цель системы ИД-КП - создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики: снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение, так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования. использование обязательных резервных требований для регулирования ликвидности банковского сектора совершенствованию рынка государственных облигаций и др. 35
36 Совершенствование банковской системы и банковского надзора в 2012 г. Основными механизмами выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет: развитие риск-ориентированного надзора согласно решениям «Группы 20». реализация подходов, предусмотренных документом Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (Базель II) формирование кредитными организациями динамических резервов (Динамические резервы – общие резервы на возможные потери по ссудам, величина которых отражает фазы экономического цикла. Динамические резервы увеличиваются на подъеме и снижаются на спаде экономики). реализация положений ФЗ от г.«Об использовании государственных ценных бумаг РФ для повышения капитализации банков». 36
37 Финансовая система 37Минэкономразвития России, повышение капитализации банков - улучшение пруденциального надзора -оптимизации процедур слияний и поглощений; - введение безотзывных вкладов; - расширение инструментов рефинансирования - облегчение эмиссий акций и облигаций банков Развитие страхового рынка Развитие страхового рынка -совершенствование регулирования - расширение объемов инвестирования на финансовом рынке российских институциональных инвесторов - развитие инфраструктуры организованной торговли (центральный депозитарий, клиринговая организация, расчетная палата, биржи) -развитие бизнес- среды и улучшение инвестиционного климата Развитие банковской системы Развитие фондового рынка и создание МФЦ - развитие накопительного страхования жизни в т.ч. через негосударственные пенсионные фонды - развитие механизмов страхования ответственности хозяйствующих субъектов на случай причинения вреда, а также на случай стихийных бедствий 37
38 Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора 7 Развитие рынков финансовых услуг и повышение роли финансового сектора в экономике - обеспечение эффективной деятельности финансовых институтов развития обеспечение эффективной деятельности финансовых институтов развития - совершенствование действующего законодательства о залоге, в части регулирования процедуры банкротства совершенствование действующего законодательства о залоге, в части регулирования процедуры банкротства - совершенствование учетной системы рынка ценных бумаг в целях повышения гарантий защиты прав собственности на ценные бумаги совершенствование учетной системы рынка ценных бумаг в целях повышения гарантий защиты прав собственности на ценные бумаги - повышение надежности российского банковского сектора и других финансовых институтов, в т.ч. фондового рынка повышение надежности российского банковского сектора и других финансовых институтов, в т.ч. фондового рынка КДР
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.