Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.novsu.ru
1 МЕХАНИЗМЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
2 Содержание 1. Экологические проблемы как вызов современному обществу. 2. Экологическая безопасность как ключевой фактор устойчивого развития России. 3. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью. 4. Международное сотрудничество в области экологии и природопользования.
3 1. Экологические проблемы как вызов современному обществу - Парниковый эффект - Разрушение озонового слоя земли - Сокращение площади лесного покрова Земли - Опустынивание - Потеря генофонда и исчезновение биологического разнообразия - Деградации земельных ресурсов - Загрязнение атмосферного воздуха - Загрязнение водных ресурсов
4 2. Экологическая безопасность как ключевой фактор устойчивого развития России Устойчивое развитие базируется на 4-х краеугольных камнях: 1) самоподдерживаемое развитие экономики; 2) своевременное решение социальных проблем; 3) рациональное использование природных ресурсов; 4) эффективное обеспечение экологической безопасности.
5 Экологическая безопасность – это когда человек и биота не испытывают экологических стрессов. Важнейшая роль для обеспечения экологической безопасности играет систематическая работа по повышению уровня экологического образования и экологической культуры населения. Экологическое образование – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.
6 Экологический кризис – это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на котором до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией.
7 Пути выхода России из экологического кризиса Экологический кризис Деградация природной среды Структурара Неспособность государственных структур преодолеть противоречие Пути выхода Экологизация технологий Экономизация производства Административно-правовое воздействие Экологическое просвещение Международно-правовая защита
8 3. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью Суммирование выбросов или политика «облака»: природопользователь свободно распределяет выбросы между внутренними источниками на своих промышленных объектах, лишь бы они в целом удовлетворяли установленные лимиты; Компенсация выбросов: устройство новых источников загрязнения возможно только в том случае, если дополнительный выброс загрязняющего вещества от этого источника будет компенсирован сокращением выбросов от других источников; Принцип «пузыря»: предприятия имеют экономию средств при одновременном сохранении качества воздушной среды и сохранении или снижении существовавшего уровня суммарного выброса.
9 Разрешения на выброс распределяются между отдельными заводами. От фирмы требуется выполнение стандарта либо через инвестиции в очистные технологии, либо приобретение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем это предусмотрено было после первоначального распределения разрешений. Банки прав на загрязнение представляют собой развитие предыдущего подхода. Фирмы, чрезмерно сокращая выбросы, экономят права на загрязнения. Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имеющим запас «прав», продающим и покупающим их. Эти банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования. Банки могут также предоставить предприятиям-загрязнителям эмиссионные затраты, т.е. временные права на увеличение выбросов. Биржи прав на загрязнение. При расширении рынка прав на загрязнение возникает необходимость в посреднических организациях типа бирж, где бы осуществлялись сделки по купле-продаже прав на выбросы.
10 Торговля квотами на загрязнения является наиболее гибким из всех известных методов экономического регулирования качества природной среды. Она позволяет сочетать экологические требования с устремлением к экономическому росту, деловой активности, внедрению достижений НТП.
11 Предприятие источник вредных выбросов имеет различные мотивы для заключения экологической сделки. Чтобы уменьшить платежи за необеспеченные разрешениями выбросы, Чтобы создать запас разрешений на выбросы, ожидая повышения цен, Чтобы обеспечить свое предполагаемое развитие.
12 4. Международное сотрудничество в области экологии и природопользования Основные направления международного сотрудничества: 1. Сохранение природных систем, незатронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия. 2. Рациональное использование природных ресурсов, в том числе ассимиляционного потенциала природной среды. 3. Создание эффективной системы международной экологической ответственности.
13 Основными направлениями международного сотрудничества РФ в области охраны окружающей среды являются: государственные инициативы; международные организации; международные конвенции и соглашения; двустороннее сотрудничество.
14 Основные направления деятельности Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП),1994 г. ЮНЕП Населенные пункты Здоровье человека Санитария Окружающей среды Охрана земель, вод Предотвращение опустынивания океаны Торговля Экономика технология Образование Профессиональная подготовка Охрана природы, Диких животных, Генетических ресурсов энергия
15 Основные формы международного сотрудничества: 1. Парламентское сотрудничество 2. Взаимодействие исполнительных структур отдельных государств 3. Научно-техническое сотрудничество
16 Международные природоохранные организации Организация Объединённых наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Руководство межправительственными программами Учёт и организация охраны природных объектов, отнесённых к всемирному наследию Оказание помощи в развитии экологического образования Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) Сохранение естественных экосистем Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы Организация заповедников, резерватов, национальных природных парков Экологическое просвещение Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) Охрана здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой Организация санитарно-эпидемиологического мониторинга окружающей среды Проведение санитарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) Разработка Правил строительства и эксплуатации АЭС Проведение экспертизы проектируемых и действующих АЭС Оценка воздействия радиоактивных материалов на окружающую среду Установка норм радиационной безопасности
17 " Man and Biosphere" (MAB) Проведение междисциплинарных исследований, подготовка специалистов в области управления природными ресурсами Выявление факторов, негативно воздействующих на окружающую среду; привлечение научного потенциала к проблеме методологии рационального исследования ресурсов Подготовка и выполнение проектов по главным проблемным направлениям (сохранение и мониторинг состояния биоразнообразия и экосистем, стабильное управление природными ресурсами, интеграция социально-культурного и этнического подходов при освоении земель, формирование политики землепользования) United Nations Environment Programme (UNEP) предоставление новейших данных о ресурсах биосферы, содействие общему планированию и управлению развитием при соблюдении максимальной социально-экономической выгоды Осуществление программ в области управления окружающей средой, сохранения наземных экосистем, борьбы с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды, изменением климата, химических веществ и опасных отходов. Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой предоставление объективной и надежной информации, необходимой для принятия мер по охране окружающей среды Объединение национальных сетей, осуществление информационного сотрудничества по отдельным проблемам охраны окружающей среды (качество воды, воздуха и других). КУР - Комиссия ООН по устойчивому развитию Содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях Привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) координация и содействие международным действиям по мониторингу и оценке окружающей среды; оказание поддержки в создании новых станций мониторинга, сбор и распространение данных о состоянии атмосферы и климата, загрязнении окружающей среды ПРООН - Программа ООН по развитию Объединение многочисленных данных (по землепользованию, климату, социально-экономическому развитию) на основе технологии геоинформационных систем; предоставление консультативных услуг по управлению информационными ресурсами. Помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов Проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.
18 Выводы: Дальнейшее развитие эколого- экономического механизма природопользования должно основываться: на оценке эффективности действующих элементов экономической системы в стимулировании рационального пользования природными ресурсами; на разработке специальных элементов экономического механизма, стимулирующих сохранение среды обитания человека, законодательное и нормативно- методическое обеспечение их функционирования; на оценке мировых тенденций экономического развития.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.