Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемiljinka.ucoz.ru
1 ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НОВОЙ ФОРМЕ. ОТ ЕМЭ К ЕГЭ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НОВОЙ ФОРМЕ. ОТ ЕМЭ К ЕГЭ Жукова В.В., Жукова В.В., учитель русского языка учитель русского языка и литературы и литературы МОУ СОШ 5 МОУ СОШ 5 с. Белая Глина с. Белая Глина 2008 Краснодарского края 2008 Краснодарского края
2 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 1)История вопроса(3слайд) 2)Необходимость новой формы экзамена(4слайд) 3)Их фамилии надо знать(5слайд) 4)Задачи учителя, работающего в 9 классе(6слайд) 5)Знакомство с документами(7слайд) 6)Структура экзаменационной работы(8слайд) 7)Сжатое изложение(9-14слайд) 8)Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(15-28слайд) 9)Список тем сочинения-рассуждения(29-30слайд) 10)Модель урока подготовки к сочинению-рассуждению(31слайд) 11)Допущенные ошибки(32 слайд) 12)Методические советы(33слайд)
3 3 ИСТОРИЯ ВОПРОСА ИСТОРИЯ ВОПРОСА Около 15 лет выпускники 9 класса писали экзаменационную работу(изложение с элементами сочинения) по открытому сборнику изложений под ред. Около 15 лет выпускники 9 класса писали экзаменационную работу(изложение с элементами сочинения) по открытому сборнику изложений под ред. Л. М. Рыбченковой. Л. М. Рыбченковой год:60 регионов России (346 тыс. выпускников) участвовали в апробации новой формы экзамена год:60 регионов России (346 тыс. выпускников) участвовали в апробации новой формы экзамена. Январь 2008 года: на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) обнародован для обсуждения новый проект экзамена. Январь 2008 года: на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) обнародован для обсуждения новый проект экзамена. Февраль 2008 года: сформирована демоверсиия для 9-го класса. Февраль 2008 года: сформирована демоверсиия для 9-го класса. Июнь 2008 года: выпускники 9 классов Краснодарского края сдавали экзамен в новой форме. Июнь 2008 года: выпускники 9 классов Краснодарского края сдавали экзамен в новой форме.
4 4 Необходимость новой формы экзамена Необходимость новой формы экзамена Переосмысление целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе» Переосмысление целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе» Реализация деятельностного подхода в обучении родному языку Реализация деятельностного подхода в обучении родному языку Развитие у учащихся компетенций: Развитие у учащихся компетенций: -коммуникативной; -коммуникативной; -лингвистической; -лингвистической; -языковой; -языковой; -культуроведческой; -культуроведческой; -способности и готовности -способности и готовности к дальнейшему саморазвитию к дальнейшему саморазвитию
5 5 ИХ ФАМИЛИИ НАДО ЗНАТЬ ИХ ФАМИЛИИ НАДО ЗНАТЬ Болотов В.А., руководитель Рособрнадзора Болотов В.А., руководитель Рособрнадзора Цибулько Ирина Петровна, председатель Федеральной комиссии по русскому языку Цибулько Ирина Петровна, председатель Федеральной комиссии по русскому языку Степанова Людмила Сергеевна, руководитель предметной группы по русскому языку ( 9-й класс) Степанова Людмила Сергеевна, руководитель предметной группы по русскому языку ( 9-й класс)
6 6 Задачи учителя, работающего в 9 классе Задачи учителя, работающего в 9 классе Стремиться к повышению своего образовательного уровня: Стремиться к повышению своего образовательного уровня: -Внимательно познакомиться с нормативной базой ЕМЭ. -Познакомиться с различными типами тестовых заданий (А,В,С2.1 и С2.2). -Научиться выполнять тесты ЕМЭ и добиваться адекватных результатов. -Овладеть методикой составления КИМ тренировочного характера.
7 7 Учителю необходимо проанализировать Образовательные стандарты и созданный на их основе кодификатор, представляющий основные проверяемые элементы содержания образования. Образовательные стандарты и созданный на их основе кодификатор, представляющий основные проверяемые элементы содержания образования. Спецификацию, отражающую структуру работы, типы заданий, время выполнения заданий. Спецификацию, отражающую структуру работы, типы заданий, время выполнения заданий.
8 8 Структура экзаменационной работы Структура экзаменационной работы ПЕРВАЯ ЧАСТЬ – написание сжатого изложения по послушанному тексту ПЕРВАЯ ЧАСТЬ – написание сжатого изложения по послушанному тексту ВТОРАЯ ЧАСТЬ – задания А1–А7 (выбор одного ответа из четырех предложенных) и задания В1- В14 (запись найденного ответа цифрами и словами) ВТОРАЯ ЧАСТЬ – задания А1–А7 (выбор одного ответа из четырех предложенных) и задания В1- В14 (запись найденного ответа цифрами и словами) ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – два альтернативных творческих задания С 2.1(сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и С2.2(самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста) ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – два альтернативных творческих задания С 2.1(сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и С2.2(самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста)
9 9 Сжатое изложение Сжатое изложение ОБЪЁМ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ: ОБЪЁМ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ: -незначительное сжатие; -незначительное сжатие; -1/2 исходного текста; -1/2 исходного текста; -1/3исходного текста -1/3исходного текста ЗА СЧЕТ ЧЕГО ЗА СЧЕТ ЧЕГО ДОСТИГАЕТСЯ СЖАТИЕ? ДОСТИГАЕТСЯ СЖАТИЕ? -отбор главного и отбрасывание второстепенного; -отбор главного и отбрасывание второстепенного; -нельзя, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное -нельзя, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное
10 10 Сжатое изложение Сжатое изложение ЧТО СОХРАНИТЬ ЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ? ПРИ СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ? -связность текста, содержание текста, тему, идею высказывания; -связность текста, содержание текста, тему, идею высказывания; -последовательность изложения; -последовательность изложения; -четкий переход от одного к другому; -четкий переход от одного к другому; -микротемы; -микротемы; -ключевые слова и обороты речи; -ключевые слова и обороты речи; -наиболее характерные изобразительно- -наиболее характерные изобразительно- выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста
11 11 Сжатое изложение Сжатое изложение ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА? ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА? -примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления; -обобщающие слова и предложения; -однородные члены; -повторы;-диалог; -пространное описание природы, чувств, настроений; -обязательна замена прямой речи косвенной; -обязательна замена 1 лица на 3-е
12 12 Сжатое изложение Сжатое изложение МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ИЗЛОЖЕНИЯ? ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ИЗЛОЖЕНИЯ? Желательно оставить той же. Желательно оставить той же.
13 13 Сжатое изложение Сжатое изложение МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА И ТИП РЕЧИ? СТИЛЬ ТЕКСТА И ТИП РЕЧИ? -при сжатии художественного повествования утрачивается образность и эмоциональность, оно превращается в подобие информационного сообщения, описываются действия, их характеристики, описания исключаются; -при сжатии художественного повествования утрачивается образность и эмоциональность, оно превращается в подобие информационного сообщения, описываются действия, их характеристики, описания исключаются; -при сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив лишь излишние подробности -при сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив лишь излишние подробности
14 14 Сжатое изложение Сжатое изложение АЛГОРИТМ СЖАТИЯ ТЕКСТА: АЛГОРИТМ СЖАТИЯ ТЕКСТА: -определение стиля исходного текста; -уточнение темы и основной мысли(обратить внимание на заглавие и подтекст); -определить тип речи; -анализ содержания текста(выделение микротем, составление плана, уточнение основной части); -выполнение чернового варианта; -проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств(не менее 2 раз): 1 раз-соответствие исходному тексту, логика работы, выделение абзацев; 2 раз-разнообразие языковых средств, лексики, синтаксиса, исключение повторов, исправление речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок
15 15 Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1)Создать текст типа рассуждения: -выдвинуть тезис, -обосновать тезис и привести примеры, -сделать вывод, подтверждающий тезис; 2)Показать знание русского языка в соответствии с темой дискуссии героев; 3)Найти два примера-иллюстрации и использовать их в собственном сочинении-рассуждении; 4)Создать текст в соответствии с его основными признаками и заданной композицией (текст типа рассуждения)
16 16 Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему ПОРЯДОК УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОРЯДОК УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА: ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА: -чтение задания и текста; -отбор необходимых для раскрытия темы терминов-понятий и объяснение их содержания; -нахождение в тексте для чтения примеров(в скобках указать номера предложений); -отбор языковых средств связи частей текста сочинения; -этически корректная формулировка собственного мнения (согласие или несогласие с позицией указанных героев дискуссии)
17 17 Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: 1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос. 3)Вывод (подтверждение тезиса).
18 18 ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) 1) фраза, принадлежащая герою дискуссии; 2) собственное высказывание
19 19 ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)
20 20 ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР: -именительного темы(Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?) -парного соединения однородных членов(Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?) -антитезы(Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой) -умолчания(Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?) -вопроса и ответа на него(Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны) -риторического восклицания(Какая же она трудная, русская орфография!)
21 21 ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)
22 22 ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)
23 23 Основная часть сочинения- рассуждения Основная часть сочинения- рассуждения ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Глаголов 1-го лица мн.числа Глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим) (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)
24 24 Основная часть сочинения- рассуждения Основная часть сочинения- рассуждения ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Союзов и союзных слов Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы)
25 25 Основная часть сочинения- рассуждения Основная часть сочинения- рассуждения ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: вводных слов вводных слов (например, следовательно); (например, следовательно); (Я согласен с Ильей. Во-первых,…; во-вторых,…;в-третьих,…)
26 26 Основная часть сочинения- рассуждения Основная часть сочинения- рассуждения ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ: ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ: это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что… это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…
27 27 Основная часть сочинения- рассуждения Основная часть сочинения- рассуждения ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: -СПП с придаточными причины -СПП с придаточными причины (Я разделяю точку зрения Николая, потому что…); -использование вопроса и ответа на него -использование вопроса и ответа на него (Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)
28 28 Заключение сочинения - рассуждения Заключение сочинения - рассуждения СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ: СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ: -вводных слов(таким образом, итак) -синтаксических конструкций (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )
29 29 Список тем сочинения- рассуждения С2.1 Список тем сочинения- рассуждения С2.1 (из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009): -Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи; -Роль книжных слов в публицистической речи; -Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении; -Роль антонимов в речи; -Роль антонимов в публицистической и художественной речи; -Роль тире на письме; -Роль тире в тексте; -Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи? -В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
30 30 Список тем сочинения- рассуждения С2.1 Список тем сочинения- рассуждения С2.1 (из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009) -Зачем нужны вводные слова? -Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи; -Зачем нужны обращения? -Роль риторических вопросов в тексте; -Роль риторических вопросов в тексте; -Зачем нужны риторические вопросы? -Роль риторических вопросов в художественном произведении; -Как правильно написать письмо; -Особенности текстов публицистического стиля; -Как строится рассуждение; -Роль цитат в речи; -Роль лексического повтора в художественном произведении
31 31 Модель урока подготовки к сочинению Модель урока подготовки к сочинению 1)Актуализация знаний(слово учителя, беседа, работа с терминологией) 2)Работа с текстом(задания, вопросы) 3)Наведение на тему(постановка дискуссионного вопроса) 4)Работа с изречениями, которые связаны с темой урока 5)Рассмотрение языкового явления на примере других(художественных) текстов 6)Устное рассуждение уч-ся на данную тему 7)Самостоятельная работа 8) Итоги, выводы, рефлексия 9)Домашнее задание
32 32 ДОПУЩЕННЫЕ ошибки (аттестация 2008года) -ИК2-незнание приемов сжатия текста -А5-определение лексического значения слова -В7-знаки препинания в ССП -В9-определение предикативной основы предложения -В10-простое осложненное предложение(знаки препинания при однородных членах) -В14-сложные предложения с различными видами связи -С1К4-нарушения в композиции сочинения
33 33 МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ -ознакомить учащихся с критериями оценки экзаменационной работы; -учить 9-классников находить и классифицировать ошибки в изложении и сочинении в соответствии с критериями оценивания; -учить 9-классников основам редактирования текста; -по результатам выполнения обучающих, контрольных работ, пробного экзамена вести диагностические карты, выстраивать рейтинг учащихся; -учить 9-классников работать над текстом маркером- выделителем; -на каждом занятии использовать мини-тесты
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.