Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемirs60.narod.ru
1 ЕГЭ по химии: решение заданий части 3 МЕДВЕДЕВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ профессор кафедры неорганической химии МПГУ, член редколлегии журнала «Химия в школе», член Федеральной комиссии по разработке заданий ЕГЭ по химии
2 Результаты ЕГЭ 2009 г. по химии Общее число сдававших ЕГЭ в 2009 г. – чел. Из них сдавали химию – чел. (7,4%) В 2008г. – чел. (2,9%) Средний тестовый балл – 54,3 Минимальный тестовый балл - 33 Набрали 100 баллов – 137 чел. (0,18%) Не преодолели минимальной границы – чел. (9%)
3 Минимальное количество баллов ЕГЭ по химии На основе минимальных требований, предъявляемых государственным стандартом к базовому уровню подготовки выпускников, установлено минимальное количество баллов ЕГЭ по химии – 33 балла (12 первичных). Для получения указанного числа баллов экзаменуемому необходимо было продемонстрировать: понимание смысла наиболее важных химических понятий, относящихся к основным разделам курса химии; умение определять принадлежность веществ (по их формулам и названиям) к основным классам неорганических и органических веществ; умение определять тип реакции, умение составлять уравнения, отражающие наиболее важные химические свойства основных классов соединений.
4 Результаты ЕГЭ 2009 года по химии. Москва. Число участников – 3647 чел. Не преодолели минимальной границы – 363 чел. (10%) 100 баллов набрали 8 чел.
5 Данные о качестве КИМов 2009 г. ПредметНадёжность теста Дифференцирующая способность заданий части С Математика0,890,33 Русский язык0,930,48 Физика0,900,42 Химия0,930,49 Биология0,910,43 География0,920,42 История0,920,46 Литература0,890,32 Английский язык 0,900,56
6 Задания части 3
7 Нормативные документы для составления КИМов по химии – Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России 1236 от г.); – Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России 56 от г.); – Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России 1089 от г.).
8 Структура и содержание экзаменационной работы 2010 г. Сохранено общее количество заданий – 45. Порядок их распределения по частям: часть 1 – 30 заданий, часть 2 – 10 заданий, часть 3 – 5 заданий. Целесообразность сохранения такой структуры работы подтверждена результатами ЕГЭ последних лет.
9 Задание С1 Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Cr 2 O 3 + … + KOH KNO 2 + K 2 CrO 4 + … Определите окислитель и восстановитель.
10 Элементы усложнения задания С1 В схеме реакции не указаны 1 или 2 вещества: Восстановитель, Окислитель, Продукт окисления, Продукт восстановления, Среда (кислота, щёлочь, Н 2 О)
11 Элементы ответа: 1) Составлен электронный баланс: 3131 N ē N +3 2Cr +3 – 6ē 2Cr +6 2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции: Cr 2 O 3 + 3KNO 3 + 4KOH = 3KNO 2 + 2K 2 CrO 4 + 2H 2 O 3) Указано, что хром в степени окисления +3 является восстановителем, а азот в степени окисления +5 (или нитрат калия за счет азота в степени окисления +5) – окислителем.
12 Пример из реальной ученической работы: 1) Составлен электронный баланс: 3131 N ē N +3 2Cr +3 – 6ē 2Cr +6 2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции: Cr 2 O 3 + 3НNO 3 + 7KOH = 3KNO 2 + 2K 2 CrO 4 + 5H 2 O Оценка экспертов: 1 балл
13 Критерии оценивания Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы 3 В ответе допущена ошибка только в одном из элементов 2 В ответе допущены ошибки в двух элементах1 Все элементы ответа записаны неверно0 Максимальный балл3
14 Результаты выполнения в 2009 г. 1 балл2 балла3 балла0 баллов 14%23%27%36%
15 Подбор коэффициентов – химия или арифметика? HNO 3 + 3HCl NOCl + Cl 2 + 2H 2 O HNO 3 + HCl H 3 NO 5 + H 4 Cl Главные коэффициенты: 3HNO 3 + 2HCl 3H 3 NO 5 + 2H 4 Cl 3 N +5 -2e N +7 2 Cl -1 +3e Cl - 4 3HNO 3 + 2HCl + 6H 2 O 3H 3 NO 5 + 2H 4 Cl
16 Задание С2 Даны вещества: диоксид марганца, соляная кислота, хлорат калия (бертолетова соль) и гидроксид цезия. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами
17 Задание С2: новое – это хорошо забытое старое Задание 1. С какими из оксидов: Na 2 O, CO 2, CuO, SO 3, FeO, MnO, MnO 2 будет реагировать HCl в водном растворе? Напишите уравнения возможных реакций. Задание 2. Даны вещества: оксид кальция, гидроксид бария, азотная кислота, оксид серы (IV), оксид цинка, гидроксид натрия, сероводород. Какие из этих веществ будут взаимодействовать между собой? Напишите уравнения возможных реакций.
18 Главная проблема- что с чем взаимодействует? MnO 2 HClKClO 3 CsOH MnO HCl ++ KClO 3 _ CsOH
19 Уравнения возможных реакций: 1). HCl + CsOH = CsCl + H 2 O 2). MnO 2 + 4HCl MnCl 2 + Cl 2 +2H 2 O 3). 3MnO 2 + KClO 3 + 6KOH 3K 2 MnO 4 + KCl + 3H 2 O 4). KClO 3 + 6HCl = KCl + 3H 2 O + 3Cl 2 5). MnO 2 + 2CsOH Cs 2 MnO 3 + H 2 O
20 Традиционный вопрос: Какие вещества можно дополнительно использовать при составлении уравнений реакций в задании С2? В качестве среды можно использовать: Воду (Н 2 О) Кислоту (H 2 SO 4 ) Щёлочь (КОН)
21 Критерии оценивания Правильно записаны 4 уравнения возможных реакций 4 Правильно записаны 3 уравнения реакций3 Правильно записаны 2 уравнения реакций2 Правильно записано 1 уравнение реакции1 Все элементы ответа записаны неверно0 Максимальный балл4 *Примечание. Дополнительно записанные (правильно или ошибочно) уравнения реакций не оцениваются.
22 Результаты выполнения в 2009 г. 1 балл2 балла3 балла4 балла0 баллов 36%32%13%4%15%
23 Совет: необходимо проанализировать все свойства веществ, предложенных в задании. H 2 S или H 2 SO 3 – и кислоты, и сильные восстановители, и образуют нерастворимые осадки со многими катионами металлов. H 2 SO 4 – не только кислота, но и сильный окислитель (конц.), образует нерастворимые соли. NH 3 основание, хороший восстановитель за счёт азота (-III), окислитель за счёт водорода (+I), образует комплексы.
25 Задание С3 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
26 Схема превращений:
27 1) CH 4 + Br 2 HBr + CH 3 Br 2) CH 3 Br + 2NH 3 CH 3 NH 2 + NH 4 Br 3) CH 3 NH 2 + HNO 2 CH 3 OH + N 2 + H 2 O 4) CH 3 OH + CuO H 2 CO + Cu + H 2 O 5) 5H 2 CO + 4KMnO 4 + 6H 2 SO 4 5CO 2 + 4MnSO 4 + 2K 2 SO H 2 O Уравнения реакций:
28 Критерии оценивания: Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы 5 Правильно записаны 4 уравнения реакций 4 Правильно записаны 3 уравнения реакций 3 Правильно записаны 2 уравнения реакций 2 Правильно записано 1 уравнение реакции 1 Все элементы ответа записаны неверно0 Максимальный балл5
29 Результаты решения С3: 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 0 балл ов 35%18%11%3%2%31%
30 Из реальной работы:
32 Задание С4 Нитрит натрия массой 13,8 г внесли при нагревании в 220 г раствора хлорида аммония с массовой долей соли 10%. Какой объём (н.у.) азота выделится при этом и какова массовая доля хлорида аммония в получившемся растворе?
33 1) Записано уравнение реакции и рассчитаны количества исходных веществ: NaNO 2 + NH 4 Cl = N 2 + NaCl + 2H 2 O n(NaNO 2 ) = 13,8/69 = 0,2 моль n(NH 4 Cl) = 2200,1/53,5 = 0,41 моль в избытке 2) Рассчитан объём выделившегося азота: n(N 2 ) = n(NaNO 2 ) = 0,2 моль V(N 2 ) = 0,2 моль 22,4 л/моль = 4,48 л 3) Рассчитана масса хлорида аммония, оставшегося в избытке: n(NH 4 Cl) изб = 0,41 0,2 = 0,21 моль m(NH 4 Cl) изб = 0,21 53,5 = 11,2 г 4) Рассчитана массовая доля хлорида аммония: m(p-pa) = 13, ,228 = 228,2 г w(NH 4 Cl) = 11,2/228,2 = 0,049 или 4,9% Элементы ответа:
34 Критерии оценивания Ответ правильный и полный, включает все названные элементы 4 В ответе допущена ошибка в одном из названных элементов 3 В ответе допущена ошибка в двух из названных выше элементов 2 В ответе допущена ошибка в трех из названных выше элементов 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл 4 *Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из элементов, которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.
35 Результаты 2009 г. 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 0 баллов 34%18%6%6%3%39%
36 Задание С5 Установите молекулярную формулу диена, относительная плотность паров которого по воздуху 1,862. При полном сгорании углеводорода образовалось 27 г воды и 33,6 л СО 2 (н.у.). Относительная плотность углеводорода по аргону равна 1,05. Установите его молекулярную формулу.
37 Решение задачи С5 Элементы ответа: 1) Рассчитана молярная масса диена: M = 29D возд = 1,86229 = 54 г/моль 2) Найдено число атомов углерода в молекуле диена и установлена его формула: Общая формула диенов C n H 2n2 12n + 2n 2 = 54 n = 4 Формула диена C 4 H 6
38 Критерии оценивания С5 Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы 2 Правильно записан первый элемент ответа 1 Все элементы ответа записаны неверно0 Максимальный балл2
39 Из реальной работы:
41 Результаты выполнения заданий части 3 (в 2009 г.) Задание Элемент содержания % выполнения С1 Реакции окислительно-восстановительные. 33,2 С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ. 4,4 С3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. 11,5 С4 Расчеты: массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. 17,3 С5 Нахождение молекулярной формулы вещества. 69,1
42 Самое распространённое заблуждение: «Если задача в части С будет решена не так, как записано в рекомендациях по оцениванию, то экзаменуемый получит за решение 0 баллов». Критерии оценивания начинаются с фразы: Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
43 Из официальных публикаций ФИПИ: «Особо отмечаем, что задания части С могут быть выполнены разными способами. В критериях, в качестве образца, приведён один из возможных вариантов решения. Возможны и другие варианты решения. Решение задачи способом, не соответствующим критериям, не может служить основанием для снижения оценки. Правильность нестандартного решения должны определить эксперты-экзаменаторы на месте при проверке экзаменационных работ».
44 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.