Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmethod.rcde.nov.ru
1 Использование опорных схем в системе упражнений на уроках русского языка по формированию орфографической грамотности Русакова Валентина Александровна, учитель начальных классов АМОУ СОШ п. Парфино
2 1. Актуальность. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Программа по русскому языку Т.Г. Рамзаевой Недостатки: Орфографическая грамотность не достигает достаточно высокого уровня: учащиеся допускают ошибки на замену и пропуск букв; орфографические правила; не могут найти орфограмму в слове и объяснить какое правило надо применить; В связи с этим можно выделить проблему: у детей не сформированы навыки грамотного письма. Такое положение дел в начальной школе происходит: из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы; из-за не разработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
3 2. Теоретические предпосылки. Исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н.Алгазина, Ю.К. Бабанский, Т.Г.Рамзаева, Н.С.Рождественский, М.Р.Львов). О работе по формированию орфографической грамотности (Н.Н. Алгазина, М.Г.Баранов, А.И.Власенков, Л.Н. Живикина, А.А.Мурашов, Л.Л.Покровский, М.М. Разумовская, Л.Б.Селезнева, М.С.Соловейчик, Л.П.Федоренко, Л.В.Щерба и другие); О психологических основах обучения орфографии (Д.Н.Богоявленский, С.Ф.Жуйков, Г.Г.Граник, П.С.Жедек, В.В.Репкин; Критерии формирования орфографической грамотности: узнавание изучаемого орфографического явления (или орфограммы) в ряде слов, в предложении, в тексте; отнесение частного случая к тому или иному правилу; применение правила к данному орфографическому случаю; автоматизация навыка, для достижения которой необходимы упражнения главным образом конструктивного характера, когда учащимся приходится применять данное правило наряду с другими, ранее усвоенными.
4 3. Сущность опыта. Система работы по использованию опорных схем. Этапы и дидактические приёмы формирования орфографической зоркости: Работа со звуковыми схемами. Составление звуковой схемы. Орфографическое проговаривание Знакомство с орфографическими правилами и с запись каждого правила в виде схемы. Составление схем-опор, алгоритма правил, таблиц. Устные и письменные упражнения в подборе слов из текстов, из своего словарного запаса, из орфографического словаря к схемам – правил. Использование опорных карточек – схем на определённые правила для нахождения орфограмм после написания диктантов всех видов, творческих работ, упражнений из учебника и т.д. «Обратная» связь: учитель говорит слово на определённое правило, а дети показывают карточку – схему правила. Подбор словарных слов к схемам. Использование приёма какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками. Использование зрительных диктантов. Списывание текста с заданием: подчеркнуть орфограммы и указать номер применённого правила. Выполнение тестов на изученные правила.
5 4. Результативность. Диагностика орфографической зоркости, осуществляемая в ходе проведения контрольных работ, словарных диктантов, внешнего централизованного тестирования, показала сформированность орфографической грамотности по следующим критериям: Узнавание изучаемой орфограммы – 81,8%. Отнесение орфограммы к тому или иному правилу – 77,27%. Применение правила к данной орфограмме – 72,72%. Автоматизация навыка - 77,06%. Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты: - учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные; - достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся; - возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.
6 5. Практическая значимость. Работая над данной проблемой мною разработаны: схемы – опоры, таблицы на орфографические правила; подвижные съёмные таблицы по темам «Сводная таблица склонений имени существительного», «Сводная таблица склонений имени прилагательного»: система упражнений; сигнальная карточка-схема правила. Эти разработки могут представлять интерес для моих коллег. Мой опыт получил высокую оценку на районном методическом объединении учителей начальных классов. Опыт транслировался на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.
7 Перспективы Перспективным направлением развития данного опыта может быть разработка по критериям системы контроля сформированности орфографической грамотности по годам обучения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.