Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmedia.oprb.ru
1 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
2 ЦЕЛИ: ДАТЬ ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ (ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СРЕДСТВА ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ); СРАВНИТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ; ДАТЬ ПОНЯТИЕ О СИНТАКСИЧЕСКОЙ РОЛИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ; РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ, КЛАССИФИЦИРОВАТЬ, ОБОБЩАТЬ; РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ НАБЛЮДАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД; ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО ДРУЖБЫ, УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ; УЧИТЬ АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ
3 «Что было бы, если бы пропали все существительные?» Продолжайте по принципу «снежного кома», каждый раз повторяя все, что было сказано до вас. Фантазируйте, сочиняя сказку, вспоминая все, что вы знали о существительных до сегодняшнего урока.
4 Как будто о существительном мы знаем все. Но это только так кажется. В 6 классе вы узнаете о существительном много интересного: Почему эта часть речи так называется? Почему она самая главная? Разве человек, соловей, ветер – это предметы? Одушевленное и живое – это одно и то же? Что мы знаем об именах собственных? Какого рода слова кофе, какао, какаду, и шимпанзе? Чем отличаются ворота от забора? Как правильно сказать: плацкарта или плацкарт, чашка чаю или чая? Есть ли существительные в других языках и чем они отличаются? Какова роль существительных в нашей речи?
5 - Что такое имя существительное? - Это всё, что существует. В этом шутливом диалоге содержится истина. Действительно, всё, что существует в мире, вокруг нас, названо именем существительным. Имена существительные – самая многочисленная армия слов, они составляют 40% всех слов русского языка, то есть почти каждое второе слово – имя существительное.
6 Итак, без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место. Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. С помощью существительных мы называем того, кто что-то делает. Шьёт кто? Лечит людей…. Выращивает хлеб…. Работает на заводе….Доит корову….Лает кто? Мяукает…. Пищит…. Квакает …. Шипит…. Рычит …. С помощью существительных мы говорим, кто есть кто, что есть что: Мой папа шофёр (кто?). Моя мама….Мой брат…. Парта – это мебель. Чашка – это …. Ласточка – это …. Медведь – это …. С помощью существительных мы называем то, с чем связано действие: Я читаю книгу (что?). Я пишу что? Я смотрю на что? Ты встретил кого? Он разговаривает с кем? Булат подарил что? Кому? Я посоветовался с кем? О чём?
7 Распределите данные слова в две колонки, в зависимости от того, к каким частям речи они относятся: рассказ, рассказать, делать, занятие, дружить, счастье, деловитость, деловой, заниматься, первенство, первый, первоклассник, заниматься, занятно, деловито, делая, доброта, добрый. Имя существительное ? Другие части речи ?
8 Проверьте себя Имя существительное: рассказ занятие счастье деловитость первенство первоклассник доброта Другие части речи: рассказать делать деловой заниматься занятно деловито делая добрый
9 Послушайте, какую поэтическую картину могут создать существительные: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала. И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. А.Блок
10 Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. А.Фет Перечислите встретившиеся в этих текстах существительные. Поставьте к ним вопросы.
11 Имя существительное – знаменательная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
12 Итак, мы дали определение Среди существительных, которые вы сегодня называли, есть слова, обозначающие не только конкретные предметы, как фонарь или соловей, но и слова, называющие чувства, вещества, цвет, даже действие? Так что же объединяет все эти слова в один класс существительных? Расскажите об этом, изучив схему: имя существительное род не изменяется число изменяется падеж изменяется
13 Вывод: Существительные обозначают предмет, и это выражается тем, что они изменяются по падежам и числам и не изменяются, а распределяются по родам. Это грамматические категории имен существительных.
14 Синтаксическая роль имен существительных Прочитайте предложения, сделайте вывод о синтаксической роли существительного. Расскажите о пословицах, Для чего они нужны в речи ? Приведите примеры пословиц о родине. 1. Родина – мать, умей за нее постоять 2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. 3. На чужой сторонушке рад и родной воронушке 4. Любовь к Родине сильнее смерти. 5. За Родину, за честь – хоть голову снесть.
15 Синтаксическая роль имен существительных Проверьте себя Расскажите о пословицах, Для чего они нужны в речи ? Приведите примеры пословиц о родине. 1. Родина ( что ? подлежащее )– мать ( что это такое ? сказуемое ), умей за нее постоять 2. Для Родины ( чего ? дополнение ) своей ни сил ( чего ? дополнение ), ни жизни ( чего ? дополнение ) не жалей. 3. На чужой сторонушке ( где ? обстоятельство ) рад и родной воробушке ( кому ? дополнение ). 4. Любовь ( что ? подлежащее ) к Родине ( к чему ? дополнение ) сильнее смерти. ( чего ? дополнение ) 1. За Родину ( за что ?), за честь ( за что ? дополнение )– хоть голову ( что ? дополнение ) снесть. Имена существительные в предложении обычно бывают подлежащим или дополнением. Это его родные роли. Существительное может быть также обращением или любым другим членом предложения.
16 Домашняя работа Собирать материалы для сочинения о школе, родном городе, своей стране.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.