Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемelva.webasyst.net
2 Схемы орфограмм по русскому языку Подготовила учитель начальных классов МОУ ОГ 21 г. Архангельска Зуева Т.В. Из опыта работы
3 Немного теории Актуальной проблемой школы является низкая орфографическая грамотность учащихся. Это вызвано рядом причин. Одной из них методисты и учителя-практики считают отсутствие целостного представления о системе русской орфографии. Попытки систематизировать орфографический материал, составить некую схему, опору предпринимались неоднократно. И такая система появилась и даёт свои плоды. См. Но эта система должна быть не просто представлена ученику в готовом виде. Важно, чтобы ученик «сделал открытие» самостоятельно. И здесь надо остановиться на таком термине как «когнитивность»
4 Когнитивность – способность к умственному восприятию и переработке информации. С этим понятием связано ещё одно - «когнитивизм». Вот какое определение даёт этому понятию большой толковый словарь: «Когнитивизм – теория, которая утверждает, что люди не просто машины, механически реагирующие на внешние или внутренние факторы, а именно то, что разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне». В психологии когнитивизм - это теоретический подход к пониманию ума, который утверждает, что функционирование ума может быть понято при помощи количественных, позитивистских и научных методов. Эти функции могут быть названы моделями обработки информации. Немного теории
5 Усвоить навык грамотного письма младшему школьнику весьма непросто… Правила забываются… Ошибки повторяются… Значит, необходимо научить детей особым образом перерабатывать информацию. Уже несколько лет подряд я со своими детьми «открываю» новую орфограмму, а результатом этого открытия является схема, опора. Иногда таких схем одновременно появляется несколько. И тогда мы вместе их анализируем, выбираем самую- самую… Ученик, будучи автором схемы, легко узнаёт орфограмму, воспроизводит материал, вспоминает правила проверки. Подобная когнитивная (посредством составления схем) переработка материала способствует прочному усвоению знаний. Немного теории
6 Гласные после шипящих В сочетаниях ЖИ-ШИ Только И всегда пиши. Сочетанья ЧА и ЩА Пишем только с буквой А. Сочетанья ШУ и ЩУ только с буквой У.
7 Безударные гласные в корне ? ? изменение Если буква гласная вызвала сомнение – Если буква гласная вызвала сомнение – Ты её немедленно ставь под ударение.
8 Парные и непроизносимые согласные изменения ? Звук согласный проверяй, Следом гласный подставляй.
9 Гласные после Ц Исключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц
10 Правописание Ъ Ъ пишем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными корня Е, Ё, Ю,Я.
11 Роль и правописание Ь Разделительный мягкий знак Показатель мягкости согласного
12 Правописание О и Ё после шипящих в корне слова Исключения: крыжовник, капюшон, чащоба, чопорный, обжора, чокаться, трещотка, шов … Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.
13 Правописание Ь глагол 2 лица имя сущ. 3 скл.
14 Правописание Ь в наречиях наречие Исключения: Исключения: уж, замуж, невтерпёж уж, замуж, невтерпёж
15 Суффиксы наречий Исключения: связно, доверчиво
16 Правописание приставок или В приставках, оканчивающихся на -З перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.
17 Правописание И, Е в суффиксах имён существительных Суффикс -ек- пишется в словах, при склонении которых, гласный Е выпадает. Суффикс -ик- пишется в словах, которые при склонении сохраняют И.
18 Правописание О и Ё в суффиксах некоторых частей речи ещё В суффиксах существительных, прилагательных и наречий под Исключение: ударением пишется ещё О, без ударения - Е.
19 Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени глагол пр.вр начальная форма ? Чтобы узнать, какую гласную следует писать в суффиксе глагола прошедшего времени, надо поставить глагол в начальную форму. Какая гласная пишется перед –ТЬ, та же гласная пишется и перед –Л, т.к. основы прошедшего времени и начальной формы совпадают.
20 И в заключение… Подобных схем много. Здесь представлена лишь часть. В 1 классе я показываю детям, как можно «зашифровать» наш секрет. Мы вместе «договариваемся» об особых значках и символах. В дальнейшем дети сами делают схемы. Эти схемы являются результатом работы моих учеников разных лет…А так как я – учитель начальных классов и «открывать новые знания» мне доводится каждые четыре года - схемы могут несколько видоизменяться, но суть остаётся. Я не исправляю то, что получилось у детей – ведь это – их труд По такому же принципу мы создаём схемы и на уроках математики. Ученики заносят их в ТЕТРАДЬ СЕКРЕТОВ и пользуются ими в дальнейшем. Как строится работа по «Открытию» новой орфограммы показано на примере фрагмента урока русского языка.
21 Желаю творческих успехов!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.