Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемvanichkinasv201.ucoz.ru
1 Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» Учитель русского языка и литературы Ваничкина С.В.
2 Задание 1. Подчеркните предложения или части предложений, в которых заключена главная мысль каждого из абзацев. Текст для анализа В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почётных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик… Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты. Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец-киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело.
3 Задание 2. Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Запишите обобщённый вариант этих фрагментов. Текст для анализа Задолго до создания Интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» - сеть метеорологических станций. Первые из них появились в середине 17 века в Италии. Каждая метеостанция имела термометр, барометр, гидрометр для измерения влажности воздуха, флюгер и анемометр, чтобы определять направление и силу ветра. На каждой станции работал метеоролог. Ежедневно, в строго определённые часы, он снимал показания приборов, определял тип облаков, записывал, что идёт - дождь, снег, или град, отмечал туман, грозу, обледенение и заносил данные в дневник. Курьр – верхом или в почтовой карете – доставлял собранную информацию в ближайшую обсерваторию. С середины 19 века данные стали передавать по телеграфу. На основании собранных данных в обсерваториях составляли прогнозы погоды.
4 Способы сжатия текста Исключение подробностей: Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности, детали. Обобщение: Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.
5 Приёмы исключения исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; исключение повторов; исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
6 Основные приёмы обобщения Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения предложением простым; замена прямой речи косвенной. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
7 Ни для кого не секрет, что, читая, человек в разы расширяет свой кругозор. И это лишь малая часть того влияния, которое на него может оказывать художественная литература. К сожалению, в наше время далеко не все подростки притрагиваются к книгам в свободное время, считая, что их вполне могут заменить телевидение и Интернет. Кроме эстетического удовлетворения, что немаловажно и является одним из ключевых факторов в чтении книг, существует ещё множество положительных факторов, побуждающих людей к чтению. Очень часто в книгах можно найти ответы на многие волнующие человека вопросы, а порой и пути решения каких-либо проблем, связанных не только с романтическими отношениями, как это может показаться на первый взгляд, но и с глобальными проблемами поиска смысла жизни, выбора правильного пути. Это связано с тем, что в героях книг мы зачастую можем обнаружить не чуждые нам черты характера, мировоззрения и отношения к жизни. Ведь не зря же у большого количества людей есть свои любимые литературные герои, прочитав о которых на страницах того или иного произведения, человек узнаёт, познает себя, обнаруживает скрытые возможности своего характера. Зачастую возможно, увидев ошибки героев, уследить свои промахи в повседневной жизни, провести параллели и сделать соответствующие выводы. В наше время большая часть молодёжи предпочитает литературе художественные фильмы, Но, к сожалению, далеко не всегда экранизируется стоящий материал, кинематограф зачастую идёт на поводу у отнюдь не интеллектуальной публики, создавая низкопробные «произведения искусства». И, безусловно, ни один фильм, пусть даже снятый очень хорошим режиссёром по самому замечательному сценарию, не заменит литературного произведения. Что же касается Интернета как источника литературы, то тут главным минусом является неудобство чтения и значительный урон, наносимый зрению. Не стоит также отрекаться от чтения книг, мотивируя это восполнением необходимой информации на огромных просторах Интернета. Ведь уже давно ни для кого не секрет, что качество информации, почерпнутой во всемирной паутине, весьма сомнительно. Словом, каждый из нас сам. выбирает, что ему читать, пусть этот выбор даже займёт немало времени. Но читать всё же необходимо, ведь нельзя не согласиться со словами Д.Дидро, что «люди перестают мыслить, когда перестают читать».
8 Рассуждение основное положение (тезис); доказательства с привлечением аргументов; вывод.
9 План текста 1. Книга расширяет кругозор человека. 2. Книги содержат ответы на многие вопросы. 3. Литературные герои помогают человеку познать себя. 4. Художественный фильм не заменит книгу. 5. Минусы Интернета. 6. Читать необходимо!
10 Возможный вариант сжатого изложения Читая, человек расширяет свой кругозор. Но в наше время многие подростки заменяют книги телевидением и Интернетом. В чтении книг много положительных факторов. Кроме эстетического удовлетворения в них можно найти ответы на многие волнующие человека вопросы, пути решения проблем, связанных не только с романтическими отношениями, но и с поиском смысла жизни, выбором правильного пути. Это связано с тем, что в героях книг можно обнаружить близкие нам черты характера, мировоззрения и отношения к жизни. Поэтому у многих людей есть любимые литературные герои. Часто, увидев ошибки героев, человек может сделать для себя соответствующие выводы. В наше время большая часть молодёжи предпочитает литературе художественные фильмы. Но ни один фильм, даже очень хороший, не заменит литературного произведения. Интернет как источник литературы тоже имеет свои минусы: наносится урон зрению, качество информации во всемирной паутине сомнительно. Каждый из нас выбирает, что ему читать. Но нужно помнить слова Дидро о том, что «люди перестают мыслить, когда перестают читать».
11 Памятка «Как писать сжатое изложение» Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы). Найдите среди них главную мысль. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. Составьте план, озаглавив каждую микротему. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? Обдумайте средства связи между частями. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
12 Как проверить написанное 1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза. 2.Первый раз читай с целью проверки содержания. Ответь на вопросы: Передано ли основное содержание исходного текста? Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении? 3.Второй раз читай с целью корректировки текста. Ответь на вопросы: *Можно ли текст назвать связным? *Правильно ли выделены абзацы? *Нет ли грамматических ошибок? *Нет ли речевых ошибок? *Выразительна ли речь? 4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
13 Критерии оценивания сжатого изложенияБаллы ИК1Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1-ой микротемы 0 ИК2Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3 Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 3-х микротем текста. 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2-х микротем текста. 1 Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1-ой микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приемы сжатия текста 0
14 ИКЗСмысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; -в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.