Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемprikladnaja.narod.ru
1 Изучение имен концептов отрицательных эмоций на интегрированных уроках развития речи в профильной школе (на примере концепта Тоска)
2 Целью исследования является разработка и обоснование методической системы работы по формированию у старшеклассников ценностной картины мира на основе лингвоконцепта Тоска в процессе их речевого развития.
3 Задачи: Выявление уровня сформированности лингвокультурологических знаний старшеклассников на основе осмысления и переживания ими эмоционально значимого концепта Тоска. Разработка учебного лингвокультурологического сценария изучения концепта Тоска как средства приобщения к «культурной теме» в языке. Разработка системы лингвокультурологических интегрированных уроков развития речи (русский язык, литература, развитие речи) для профильной школы.
4 Научный результат исследования: Определена структура концепта тоска (его понятийная, образная, значимостная и ценностная составляющие), как основа для создания учебного лингвокультурологического сценария изучения данного концепта в классах. Выявлены тематические доминанты изучения концепта тоска в профильной школе (на основе КЭ).
5 Тоска в словарях определяется так: 1. Душевная тревога, уныние. 2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное. С. И. Ожегов 1. Тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога. 2. Скука, уныние, царящие где-л., вызываемые однообразием обстановки, отсутствием дела, интереса к окружающему. 3. О том, что вызывает у кого-л. состояние душевного томления, сильной скуки, уныния. А. П. Евгеньева 1. а) Душевная тревога в соединении с грустью, унынием. б) Выражение такого состояния. 2. разг. Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п. Т.Ф. Ефремова
6 Обобщающее определение, рассматриваемое в дальнейшем как системное значение слова, имеет следующий вид: тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога, скука, уныние.
7 Написать своими словами, как они понимают, что такое тоска. Описать отрицательные стороны переживания тоски. Описать положительные стороны переживания тоски. Описать способы преодоления тоски. Ответить на вопрос: «Испытывали ли Вы когда-нибудь тоску?»
8 Наличие возрастных значений, отмирающих во временной динамике (тоска по маме, по близким людям, друзьям – наличие устойчивых идиоматических конструкций). Наличие возрастных семантических компонентов (способы преодоления тоски: съесть коробку конфет, поиграть в компьютер (9 кл.) общение (излить душу) (10-11кл.). изменение яркости значений и отдельных компонентов значения во временной динамике (тоска о близком человеке, доме (9-11 кл.) тоска жизни, высокая тоска (10-11кл.).
9 Эксперимент показывает, что ряд значений концепта тоска, зафиксированных в словарях, не находит подтверждения в сознании старшеклассников (например, уныние). К 11 классу возрастает интерес к метафизической сущности тоски. Отсутствие в понимании концепта тоска специфически русского компонента (русская тоска).
10 Учебный лингвокультурологический сценарий изучения концепта «Тоска» Концепт тоска как одна из доминант русской ментальности. Чувство тоски в фольклоре: экспрессивные композиты грусть-тоска, тоска-печаль, тоска-кручина. «Культурная память» слова: тоска, теснота, тощий, туга. Определение вариативности «состава» чувства тоски: тревога, скука, боль, страх. Круг лексем, участвующих в выражении одного из центральных концептов русской культуры – концепта тоска. Разграничение близких эмоциональных состояний в русском языке: тоска – печаль – грусть – скука. Сплин, хандра как средство выражения специфических понятий, порожденных той или иной «модной», актуальной для эпохи системой взглядов. Метафорические образы тоски. «Чувство тоски» в языке и в художественном тексте: общеязыковые и индивидуально-авторские смыслы.
11 Учебный лингвокультурологический сценарий изучения концепта «Тоска» отвечает следующим критериям построения: 1) идеографический (тематический) критерий, когда отбирается тематически организованная лексика; 2) парадигматический критерий, который предполагает отбор слов, обладающих широким спектром семантических связей (синонимией, антонимией и др.); 3) частотный – как требование введения в содержание курса активно употребляемой лексики; 4) градуальный критерий, когда концепт вводится и изучается с постепенным расширением его значений, с постепенным углублением понятия.
12 Система интегрированных лингвокультурологических уроков развития речи(русский язык, литература) Лингвокультурологический интегрированный Урок 1: «...Такая тоска, барин. У русского человека она особенная». Лингвокультурологический интегрированный Урок 2: «Русская хандра под лингвистическим микроскопом». Лингвокультурологический интегрированный Урок 3: «Диалог с поэтическим текстом: «Моя Тоска – это моя Тоска» (И. Анненский)». Лингвокультурологический интегрированный Урок 4-5: ««Загадочность тоски» (В. Высоцкий)».
13 Удалось сформировать целостное представление учащихся о концепте «Тоска». Расширились фоновые знания учащихся. Появилась речевая свобода в моделировании личностного концепта «Тоска» на основе знаний об общеязыковом и художественном концептах. В работах появился специфический русский компонент значения концепта «Тоска», отсутствие которого в сознании старшеклассников было выявлено нами в ходе КЭ. В работах отражено увеличении образных ассоциаций концепта «Тоска», метафорическое поле концепта становится шире. Повысился интерес учащихся к интегрированным урокам развития речи, в центре которых лежит исследование внутреннего мира человека.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.