Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемvso-ippo.at.ua
1 Реабилитация детей с аутизмом при помощи музыкальных занятий
2 Музыкальная коррекция – это направление, которое основывается на лечебном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. Доказано, что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.
4 Классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РДА: Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию; Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию; Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии; Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии; Релаксационные методы; Релаксационные методы; Коммуникативные методы; Коммуникативные методы; Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности. Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности.
5 Данные методы направлены на коррекцию составляющих аутичной проблематики: - нарушения социального взаимодействия и коммуникации; - неадекватность функционирования эмоциональной сферы; - отсутствие гибкого поведения в социуме; поведения в социуме; - наличия стереотипного поведения. поведения.
6 Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях с детьми аутистами: формирование и развитие слухо–вокальной, слухо–двигательной, зрительно–двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной их в одной деятельности. деятельности.
7 Мы не стараемся превратить этих Мы не стараемся превратить этих детей в хороших исполнителей, а пытаемся с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации.
8 Принципы построения занятий: 1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия. на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.
9 2) Постепенное усложнение материала: Построение занятия от простого к сложному: от определенных операций к целостному вокально–пластическому действию. 3) Максимальное использование непроизвольных двигательных реакций в комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами: Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо– двигательным процессом.
11 Рекомендуемая структура музыкального занятия с детьми аутистами Приветствие как ритуал; Приветствие как ритуал; Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания); Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания); Коррекционно – развивающие упражнения ( основной блок); Коррекционно – развивающие упражнения ( основной блок); Прощание как ритуал Прощание как ритуал
12 Єтапы основного блока музыкального занятия І этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах. І этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах. ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние. ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние. ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы. ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы.
13 Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т.к. реакции аутичного ребенка на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы. нравятся фонограммы.
15 Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РДА. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому мы стараемся сохранять Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РДА. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому мы стараемся сохранять в целом, ту обстановку, в целом, ту обстановку, к которой ребенок к которой ребенок привык. привык.
16 Особенности обучения игре на музыкальных инструментах (из опыта работы музыкального руководителя КДОУКТ 168 «Особенный ребенок» Василевской О.О.) Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Для ребенка с аутизмом звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. Для ребенка с аутизмом звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. При игре на музыкальном инструменте развиваются перцептивные и двигательные взаимоотношения, что приводит к контролю над скоростью, силой и амплитудой движения. При игре на музыкальном инструменте развиваются перцептивные и двигательные взаимоотношения, что приводит к контролю над скоростью, силой и амплитудой движения.
17 Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук. Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха. Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха. Инструменты, которые мы предлагаем детям, не требуют никаких специальных навыков. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Инструменты, которые мы предлагаем детям, не требуют никаких специальных навыков. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны.
18 На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения.
19 На следующих этапах работы с детьми мы придумываем графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначаем последовательность игры инструментов. (Метод визуализации очень важен при обучении детей с РДА.) На следующих этапах работы с детьми мы придумываем графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначаем последовательность игры инструментов. (Метод визуализации очень важен при обучении детей с РДА.)
20 Для визуализации длительности звука используем разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины. Используем также схематические изображения, выкладывая ритм на фланелеграфе: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска…), короткий звук – маленькая. Для визуализации длительности звука используем разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины. Используем также схематические изображения, выкладывая ритм на фланелеграфе: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска…), короткий звук – маленькая. Например: ритм – два коротких звука, один длинный.
21 Такой метод схематического изображения длительности звуков помогает детям аутистам наглядно представить и отобразить этот ритм.
22 Метод использования схематической партитуры После того, как дети хорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле.
24 Используя визуальный метод музыкальный руководитель имеет возможность изменять количество активных каналов восприятия, громкость музыки и т.д. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и переутомления и перевозбуждения ребенка. перевозбуждения ребенка.
26 Итогом всей коррекционно – развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РДА со своими сверстниками: - игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле; - танцы в парах, хороводе; участие в музыкальных участие в музыкальных играх – драматизациях, играх – драматизациях, праздниках, развлечениях. праздниках, развлечениях.
27 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.