Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемamurschool.ucoz.ru
1 Солженицын Александр Исаевич
2 Семья писателя Александр Исаевич Солженицын родился в декабре 1918 года в г. Кисловодске. Отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын оканчивает в Ростове-на-Дону физико- математический факультет университета, одновременно поступает заочником в московский институт философии и литературы. Не окончив последних двух курсов, уходит на войну
3 Великая Отечественная война. С 1942 по 1945-й годы командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями.
4 Арест. В феврале 1945 в звании капитана арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и в пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных - на общих работах в политическом Особлаге.
5 Повесть «Один день Ивана Денисовича». Затем А. И. Солженицын жил в Казахстане в ссылке "навечно", однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. повести "Один день Ивана Денисовича" был принят в Союз писателей
6 Изгнание. В 1969 Солженицын был исключен из Союза писателей, в 1970 удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" Александр Исаевич был насильственно изгнан на Запад. Его посадили в самолет и переправили в Германию.
7 На чужбине. До 1976 г. Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.
8 Литературная деятельность. В преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений, к 1988 г. вышли в свет уже 18 томов. Сам писатель и утверждает, что наиболее влекущая его в литературе форма - "полифоническая с точными приметами времени и места действия". Романом в полном смысле является "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ».
9 История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича». "Один день Ивана Денисовича" задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. "Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем."
10 Заключённый Щ-262 Рассказ "Один день Ивана Денисовича" был написан в 1959 году за сорок дней, когда писатель работал над главами романа "В круге первом".
11 Главный герой рассказа. Главный герой - обыкновенный крестьянин, простой, незатейливый мужик. Подобные люди, по мысли Солженицына, и решают судьбы страны, будучи носителями заряда народной нравственности, духовности. Обыкновенная и в то же время неординарная биография Ивана Денисовича Шухова - главного героя рассказа - позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия.
12 Сюжет рассказа. Шухов родился в 1911 году, жил в деревне с типично русским названием Темгенево. Как и миллионы солдат, честно воевал. Раненый, не долечившись, Иван Денисович поспешил вернуться в строй. Затем бежал из плена и вместе с тысячами других окруженцев попал в лагерь как агент немецкой разведки, выполнявший некое задание. "Какое же задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто - задание".
13 Вот уже как восемь лет Иван Денисович скитается по лагерям, сохраняя при этом внутреннее достоинство. Он не изменяет традиционным мужицким привычкам ("себя не роняет"), не унижается ради курева или пайки и подавно не вылизывает тарелки и не доносит на своих товарищей ради лучшей для себя участи. По той же крестьянской привычке Иван Денисович Шухов почитает хлеб (его он носит в специальном кармашке, в чистой тряпочке), а когда ест - снимает шапку. Не чуждается он и приработков, но всегда зарабатывает честным трудом. Совестливость, нежелание существовать за чужой счет, причинить кому-то неудобства заставляют Ивана Денисовича запретить жене собирать ему в лагерь посылки, оправдать жадноватого Цезаря и "на чужое добро брюха не распяливать".
14 Колоритный народный характер Ивана Денисовича вырисовывается в сценах работы. Главный герой и каменщик, и печник, и сапожник, и резчик толя. "Кто два дела руками знает, тот еще и десять подхватит", - подмечает А. Солженицын. Даже в условиях неволи Иван Денисович бережет и прячет мастерок. Обломок полотна пилы в его умелых руках превращается в сапожный нож. Мужицкий хозяйственный ум Ивана Денисовича не может смириться с переводом добра. Рискуя опоздать в строй и быть наказанным, он не уходит со стройки, чтобы не выбрасывать раствор
15 Сцена из спектакля ( режиссёр А.Жолдак.) Как считает Солженицын, человеческое достоинство, равенство, свобода духа устанавливаются в труде. Именно в процессе работы зеки шутят и даже веселятся. (сцена из спектакля)
16 В рассказе автор показал всего один, как считает в финале его герой, удачный день: "в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый". "Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось".
17 Творчество Солженицына А.И. Роман Архипелаг «ГУЛаг» Роман «В круге первом» Роман «Красное колесо»
18 «Дороженька»(рассказы)
19 Рассказ «Матрёнин двор»
20 Эпиграф к рассказу «Матрёнин двор» … Все, все настоящее русское было, С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы, Что русской душе так мучительно мило, Что русские мысли вселяет в умы. Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти – дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви! Н.А.Некрасов. Крестьянские дети.
21 Тема русской деревни Рассказ о тяжелой и страшной судьбе русской деревни. Повествование ведется от лица сельского учителя математики, недавно вернувшегося из заключения и осевшего в небольшой деревушке Тальново, в 184 километрах от Москвы. В центре внимания повествователя – трагическая судьба простой русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой.
22 История создания рассказа Рассказ Матренин двор написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России, найти тихий уголок России подальше от железных дорог. После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
23 Жизненный путь Матрёны. Прожившая безотрадную, полную забот и лишений жизнь (несостоявшаяся любовь, смерть шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал), Матрена погибает нелепой и страшной смертью на железнодорожном переезде, и это драматическое событие становится толчком для осмысления ее личности и ее судьбы
24 Легко ли быть праведником? Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. Нравственная позиция рассказчика, сумевшего проникнуться душевной добротой и народной мудростью, позволяет читателю предположить в нем праведничество.
25 Праведники - грешники Изначально автор назвал свое произведение Не стоит село без праведника. Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название- мысль о праведничестве,которая отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века.
26 Слово правды спасёт ли мир? Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории? Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь мир перетянет.
27 Какое будущее русской деревни? Рассказ Матренин двор раскрывает путь к изучению душевного и духовного разлада в русском человеке, а также причины нравственного и вместе с тем социального распада в русской деревне. В черных образах, окружающих праведницу Матрену, проявился тот страшный процесс деградации, о котором по отношению к героям Шукшина напишет В.Ф.Горн: … неслышно выгорает душа.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.