Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемzelenkov.ucoz.ru
1 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Учебное пособие: комментарии, схемы, афоризмы Часть 1 (темы 1 – 3) М.Ю. Зеленков МОСКВА-2009
2 Структура и содержание соответствуют авторскому учебному курсу «Религиоведение». Используя данное учебное пособие при подготовке к сдаче экзамена (зачета), студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерный план ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данное пособие не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзамена (зачета). Предназначается студентам при изучении специального курса, а также будет полезно студентам и преподавательскому составу, аспирантам при изучении курсов «Философия», Культурология», «Политология», «Социология». Автор - составитель: Зеленков М.Ю. - доктор политических наук, действительный член (академик) Академии военных наук, член - корреспондент Академии педагогических и социальных наук, профессор Юридического института МИИТа, заведующий кафедрой «Общественные науки». Учебное пособие: комментарии, схемы, афоризмы «Религиоведение ». –М.: Юридический институт МИИТа, – 160 Юридический институт МИИТа, 2009
3 Духовная жизнь - это жизнь сокровенная, и, самая трудная борьба происходит в душе каждого человека. Вера в Бога, любовь к ближнему и семья для большинства россиян - основные христианские ценности. На соответствующий вопрос социологов так ответили соответственно 93%, 90% и 84% участников опроса, который в конце марта 2005 года провели эксперты компании "Башкирова и партнеры". Исследование было посвящено отношению граждан России к христианским ценностям и их месту в нашей жизни. Как показал опрос, распределение ответов на данный вопрос мало зависит от таких социально-демографических характеристик респондентов, как пол, возраст, уровень дохода и т.д. Между тем такие ценности, как работу, патриотизм, свободу и веру в загробную жизнь отнесли к христианским примерно половина опрошенных (51-57%). Сегодня в России в той или иной мере убежденными и последовательными приверженцами религии являются не менее половины взрослого населения страны, действуют более 12 тыс. религиозных объединений, представляющих десятки различных вероисповедных направлений. Религиозная активность не ограничивается богослужебно-культовой практикой в стенах храма, развивается миссионерская, просветительская, благотворительная деятельность религиозных организаций. За последние годы возник ряд общественных движений и партий конфессиональной направленности. Наличие многих религий приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие - неистинными, не ведущими к подлинному спасению. Вопрос об истинной вере вне компетенции науки, так как ее методы разрабатывались для познания зримого мира. Попытки создать синкретическую религию также не увенчались успехом. Говоря об истинности религии, следует, прежде всего, основываться на том, что понятие Абсолюта, о котором учит религия, превосходит конечного человека и церковную организацию. Богословы говорят о степени приближения к Абсолютной Истине. Данный курс лекций ставит своей целью предложить гуманитарное толкование религиозных процессов. В прошлом религия служила важным источником формирования культуры. Сегодня, несмотря на утрату роли мировоззренческого ориентира для индивида в целом, мы не можем утверждать, что религия стала в меньшей степени влиять на жизнь общества в других сферах. Это позволяет считать, что изучение религии и преподавание религиоведения сохраняет свою актуальность. Особенно эта актуальность проявляется в нашей стране, где прежняя идеология естественным образом оказалась замещенной именно религией. Религиоведческое знание имеет и практическую функцию. Современный человек, получивший высшее образование должен обладать пониманием религии и процессов, которые мы называем религиозными. Те студенты, которые станут государственными служащими, вынуждены будут сталкиваться в своей работе с представителями разных конфессий. Для этого необходимо знать, чего можно ждать от последователей тех или иных религий, каковы их убеждения. В В Е Д Е Н И Е 3
4 Ознакомление с историческими и социальными корнями мировых религий, их основными мировоззренческими позициями, традициями и обычаями, ролью и местом в сознании личности, обществе и в государстве - дать знания о структуре религии и методологическим основам религиоведения; - прояснить роль, генезис и эволюцию религии в жизни общества; - разъяснить подходы к происхождению религии, древнейшие истоки, особенности возникновения конкретных религий (христианство, православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам); - научить классифицировать современные мировые религии; - сформировать умения анализировать религиозную обстановку в обществе, коллективе; - разъяснить политико-правовые основы государственно-религиозных отношений, зарубежный и отечественный опыт в этой сфере; - раскрыть соотношение религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире в зависимости от исторических обстоятельств, от содержания религиозных и научных концепций; - дать целостное представление о тенденциях изменения религии в современном мире, о состоянии, уровне, характере и динамике религиозности, о процессах секуляризации, сакрализации, политизации, о модернизме и фундаментализме, об интеграционных процессах в религиях; - раскрыть содержание принципа свободы мысли, совести, религии и убеждений, историю формирования и развития представлений о свободе совести, религии, вероисповедания и неисповедания; - ознакомить с положениями конституций, государственно-правовых документов России и зарубежных стран, а также международно-правовых документов по вопросам религии; - показать роль юридических и таможенных органов в государственно-религиозных отношениях. - дать знания о структуре религии и методологическим основам религиоведения; - прояснить роль, генезис и эволюцию религии в жизни общества; - разъяснить подходы к происхождению религии, древнейшие истоки, особенности возникновения конкретных религий (христианство, православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам); - научить классифицировать современные мировые религии; - сформировать умения анализировать религиозную обстановку в обществе, коллективе; - разъяснить политико-правовые основы государственно-религиозных отношений, зарубежный и отечественный опыт в этой сфере; - раскрыть соотношение религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире в зависимости от исторических обстоятельств, от содержания религиозных и научных концепций; - дать целостное представление о тенденциях изменения религии в современном мире, о состоянии, уровне, характере и динамике религиозности, о процессах секуляризации, сакрализации, политизации, о модернизме и фундаментализме, об интеграционных процессах в религиях; - раскрыть содержание принципа свободы мысли, совести, религии и убеждений, историю формирования и развития представлений о свободе совести, религии, вероисповедания и неисповедания; - ознакомить с положениями конституций, государственно-правовых документов России и зарубежных стран, а также международно-правовых документов по вопросам религии; - показать роль юридических и таможенных органов в государственно-религиозных отношениях. ЦЕЛЬ КУРСА ЗАДАЧИ КУРСА 4
5 Тема 5. Новыерелигиозныедвижения Новыерелигиозныедвижения Тема 1. Религия как предмет религиоведения и как социальный институт Тема 1. Религия как предмет религиоведения и как социальный институт Тема 3. Национальныерелигии Национальныерелигии Тема 6. Государственно-религиозные отношения: мировой и отечественный опыт Тема 6. Государственно-религиозные отношения: мировой и отечественный опыт Тема 2. Дорелигиозная эпоха и возникновение религии Тема 2. Дорелигиозная эпоха и возникновение религии Тема 4. Мировыерелигии Мировыерелигии 5
6 Тема 1 Религия как предмет религиоведения и как социальный институт Учебные вопросы: 1. Современная религиозная обстановка в мире и России. 2. История возникновения, предмет, методы, цели и задачи религиоведения. 3. Сущность, структура и функции религии. 6
7 «...Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна, и убога, Но всё в себе вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога» Н.Гумилёв 7
8 СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОБСТАНОВКА 8
9 ЧИСЛЕННОСТЬ ОСНОВНЫХ РЕЛИГИЙ МИРА (по данным Всемирной христианской энциклопедии, в %.) (по данным Encyclopedia Britannica, в %.) 9
10 ДОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТРАН МИРА, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО РЕЛИГИЯ ИГРАЕТ «ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ» РОЛЬ В ИХ ЖИЗНИ (в %) «Попытки составить представления о боге с позиции разума есть похоть любознательности. Бога можно постигнуть только верой. Верую, потому что нелепо» (Тертуллиан, Христианский богослов) 10
11 ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РОСТ ЧИСЛА ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ В МИРЕ (млн. чел.) Считается, что «талантом» религиозного восприятия мира обладает не более 15% людей, остальные 85% могут верить и приобщаются к религии, ходят в церковь, потому что так принято 11
12 ПРОГНОЗИРУЕМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛИ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ В ОБЩЕМ РОСТЕ НАСЕЛЕНИЯ МИРА В ПЕРИОД ДО 2025 Г. (в %) 12
13 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Религиоведение - гуманитарная дисциплина, изучающая сущность религии, исторические этапы ее развития и современное состояние Выявление сущности религии, определение ее роли в жизни человека и общества Характеристика основных этапов развития религии и ее исторических форм Анализ содержания наиболее распространенных мировых и национальных религий, их прошлого и настоящего Определение роли и места религии в системе духовной культуры человечества Анализ точек зрения на причины и обстоятельства возникновения религии Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь населения Земли, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций, их взаимоотношения с обществом и государством Строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета Толерантность, терпимость, диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений Рассмотрение религии в контексте развития духовной культуры человечества Недопустимость воспитания обучаемых в духе какой-либо веры Свобода совести (т.е. свободное вероисповедание и свобода атеистических учений) 13
14 Философия религии Это картина мира в тех или иных вероучениях, включающая в себя ответы на вопросы: Что такое человек? Что есть внешний мир? Что я должен делать? Во втором значении, философия религии - это теоретическое осмысление религиозного феномена с помощью философских методов познания. Феноменология религии Объектом служат повторяющиеся структуры в разных религиях, снятая форма религиозности. Во всех религиях есть некоторые базисные элементы, безотносительные к пространственно-временному наполнению. Это символы, с помощью которых осуществляется сакральная коммуникация, а также субъективные и объективные явления как следствие этой коммуникации. Субъективные феномены в религии – это религиозное чувство, убежденность, благочестие, набожность, святость, неудовлетворенность земным, вера в посредника. К объективным явлениям можно отнести ритуалы, молитвы, жертвоприношения, понятие греха и искупления. История религии Исследует движение религии во времени. С помощью сопоставительного, структурного, системного анализа она обрабатывает массив исторических фактов, прямо и косвенно имеющих отношение к возникновению, сохранению и угасанию религиозных процессов. Психология религии Изучает религиозное сознание и поведение индивида, а также процессы принятия религиозных убеждений, приспособления адепта религии к общественной жизни, воздействия религиозных практик на психику. Социология религии Исследует функционирование религии в обществе, ее влияние на формирование социальных групп, а также взаимоотношения религии и политики, религии и власти. Здесь религия рассматривается как общественная подсистема. 14
15 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИИ (от лат. церковный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям (церквям, религиям), в связи с этим, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, они имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рассматриваться отдельно, вне общего течения истории, по особой методологии. Такой подход можно назвать еще апологетическим (от греч. защитительный). Рассматривает веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное. (от гр. явление, данность) Подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время. Их может интересовать историческая роль церкви, которую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной, либо нейтральной к нему. «Религия – особая система духовной деятельности людей, специфика которой определяется ее направленностью на иллюзорные сверхъестественные объекты» (Научный атеизм) 15
16 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РЕЛИГИЯ» Философские Т.Гоббс : Религия - выдумки, допущенные государством. (А не допущенные им выдумки - это суеверия). Г.Гегель: Религия - это своего рода понимание и представление сущего человеком. Психологические З.Фрейд : Религия - универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями. К.Юнг: Религия продукт «коллективного бессознательного», развитые и переработанные в систему символов древние архетипы человечества. Культурологические Э.Тейлор : Религия - результат психической деятельности индивидов, вера в «духовные существа», основанная на интересе человека к особым состояниям: сну, обморокам, болезням. Богословские А.Мень: Религия - «преломление бытия в сознании людей». 16
17 СТРУКТУРА РЕЛИГИИ Религиозное сознаниеРелигиозная деятельностьРелигиозная организация Специфическая форма общественного сознания, включающая два уровня Представляют собой упорядоченные группы людей, которые совместно отправляют религиозные обряды Религиозная психология совокупность религиозных чувств, образов, разрозненных идей, хаотических видений, эмоций, настроений верующих Религиозная идеология стройная система идей и теорий, в которых изложены основы вероучения той или иной религии Осуществляется в культовой и некультовой форме Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная: производство религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии. Практическая: миссионерство, религиозная пропаганда и т.п. Культ система особых действий, с помощью которых люди стремятся повлиять на сверхъестественные существа, свойства и отношения, выступающие предметом их веры Церковь - тип религиозной организации, сообщество верующих, связанных единством христианского вероучения, иерархией и таинствами. Секта религиозная (лат. – учение, направление, школа) – возникает как оппозиционное течение по отношению к ранее утвердившимся, господствующим религиозным направлениям, часто в результате их раскола, в результате протеста против их доктрины, культа, организационной структуры. Харизматический культ – одна из разновидностей секты, создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности (харизмы). Деноминация – промежуточный тип, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющий в себе черты церкви и секты. «Религия – вера, духовная вера, исповедание, богопочитание или основные духовные убеждения» (В.Даль) 17
18 СТРУКТУРА РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА Религиозный культ есть социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов Культовая система представляет собой совокупность определенных обрядов ОБРЯД Совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления ОчистительныеУмилостивительные погружение в воду обливание водой крещение жертвоприношениемолитва вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры Особые таинства поклонение святым, иконам и др. пост Круг годового богослужения Круг недельного богослужения Круг суточного богослужения - девять служб «Религия будет вечно нужна индивиду, чтобы преодолеть предчувствия и страх смерти, несчастий и роковой судьбы» (Б.Малиновский) 18
19 КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦЕРКОВЬДЕНОМИНАЦИЯСЕКТАКУЛЬТ Пример Римский католицизм, Англиканская церковь Методизм, Конгрегациализм «Свидетели Иеговы», «Христианские науки» «Отца небесного», «Храм людей» Источник членства Все или большинство членов общества преданы церкви Набор путем обращения в веру детей членов общины; в некоторой мере обращение в веру новых людей Братство преданных верующих; обращение в веру на основе убеждения Братство преданных верующих, обращение в результате эмоционального кризиса Отношение к государству и другим религиям Тесно связана с государством и нерелигиозными организациями В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру Выступает против других религий, а также государственных и светских органов власти Отрицание других религий, а также государственных и светских органов власти Тип руководства Профессиональные священники, работающие полный рабочий день Профессиональные священники Непрофессиональные лидеры, имеющие слабую подготовку Харизматические лидеры Тип вероучения Формальная теология Терпимость к различным точкам зрения и спорам Упор на чистоту вероучения и возврат к изначальным принципам Новые принципы; откровение и проникновение в духовную сущность Вовлеченность членов Сведено до минимума или совсем не требуется для многих членов Незначительная вовлеченность, разрешается иметь и другие обязательства Необходимо глубокое чувство преданности Необходима полная преданность Тип религиозных действий Наличие ритуалов Наличие ритуалов, слабая эмоциональная выразительность Глубокая эмоциональность 19
20 ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ Мировоззренческая Заключается в передаче религией человеку миропонимания, миросозерцания, мирочувствования, мироотношения Экзистенциальная Состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором Интегрирующая Заключается в единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития Политическая Заключается в ее способности влиять на государственный строй Легитимизирующая Суть состоит в том, что для стабильного существования общественной системы необходимо соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения Регулирующая С помощью этой функции религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система Идеологическая Религия является надстроечным явлением, формой общественного сознания Дезинтегрирующая Выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей на базе того или иного вероучения, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформированным на базе другого вероучения Социальная Суть в том, что воздействия религии на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях могут привести к различным последствиям Под функциями религии понимается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что дает религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу, обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей Воспитательная Побуждает человека принять и реализовать в своей жизни определенную систему моральных ценностей 20
21 ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМ Religious (лат.) – связь с Богом, почитание богов; означает веру, особый взгляд на мир, убежденность в существовании сверхъестественного, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в особую организацию Вера во многих богов (язычество) Вера в единого Бога Отождествление Бога с природой 21
22 СТРУКТУРНАЯ ИЕРАРХИЯ РЕЛИГИИ РЕЛИГИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕЧЕНИЯ ДЕНОМИНАЦИИ христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и новые, образованные в XIX – XX вв. (бахаизм и др.) НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСТВА: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм, адвентизм, реставрационизм, методизм, перфекционизм, пятидесятничество, сальвационизм и др. НА ПРИМЕРЕ АДВЕНТИЗМА: адвентисты седьмого дня, адвентисты- реформисты и др. 22
23 ИУДАИЗМ (Израиль) ИНДУИЗМ (Индия) ЗОРОАСТРИЗМ (Иран, Индия) ДЖАЙНИЗМ (Индия) СИКХИЗМ (Индия) ДАОСИЗМ (Китай) КОНФУНЦИАНСТВО (Китай) СИНТОИЗМ (Япония) МАНДЕИЗМ (Ирак, Иран) БАХАИЗМ (Индия, Уганда) ТЭНРИ (Япония) КАОДАЙ (Вьетнам) 23
24 БУДДИЗМ возник в VI в. до н.э. в Индии ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н.э. в восточной части Римской империи ИСЛАМ возник в VII в. н.э. в Западной Аравии Хинаяна Ламаизм Махаяна Православие XI в. Католицизм XI в. Хариджизм Суннизм Шиизм Протестантизм XVI в. Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Индия, Бирма Китай, Корея, Япония Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия В православии существуют 15 автокефальных церквей Существуют в Европе и Америке, на территории бывшего СССР распространен в Литве, на Украине, Белоруссии Исповедуется азербайджанцами, персами и курдами из Туркмении и Бухары Исповедуют коренные национальности Средней Азии, Казахстана, некоторые народности РФ Исповедуют жители Омана, ОАЭ, Алжира, Туниса, Ливии, Марокко и о-ва Занзибар в Танзании ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ Характерные черты: отсутствие этноцентризма, социальная гибкость, прозелитизм 24
25 РЕЛИГИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ Религия - это устойчивая вера в сверхъестественное и возможность контакта с ним посредством определенных действий (обрядов) СОСТАВ РЕЛИГИИ, КАК ЯВЛЕНИЯ Система догматов, ведущая начало от мифологии данной религии Верховная сущность, наделенная высшим разумом Совокупность обрядовых и/или магических действий, выполняемых в соответствии с каноническими установлениями данной религии Общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии Верование Бог Культ Церковь Норма Нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии «Религия человека - социальный костюм, который можно снять и переменить. Если бы этот костюм был чисто идеологическим, то такие верования менялись бы очень часто, ибо верования вообще изменчивы. Но в религии суть дела не в верованиях, не в тех или иных комплексах идей, а в чувственно- эмоциональных переживаниях веры человеком.» (П.Сорокин) 25
26 Тема 2 Дорелигиозная эпоха и возникновение религии Учебные вопросы: 1. Возникновение религии. 2. Ранние и родоплеменные формы религиозных верований. 26
27 КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ Религия, как и человек была создана Богом, который дал людям знания о себе, правилах поклонения и об устройстве религиозной организации ИСТОРИЧЕСКАЯ Религия – плод исторического развития человечества (И.Бахофен, Ф.Баур, Э.Ренан) МАРКСИСТСКАЯ Религия появилась вследствие невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления; человек представлял их как проявление воли разумного начала; высшим силам приписывались человеческие эмоции и поступки, взаимодействие между этими силами переносились на соответствующую им организацию общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ Религия – психофизиологическая функция человека, мировые архетипы (З.Фрейд, К.Юнг) СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ Религия вызвана потребностью общественного развития (И.Кант, О.Конт, М.Вебер) МИФОЛОГИЧЕСКАЯ Религия – следствие мифологических аллегорий, отражающих окружающий мир (М.Мюллер, Дж.Фрейзер) АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ Религия вызвана страхом, страх породил богов (Демокрит, Б.Спиноза, Л.Фейербах, Э.Тейлор) 27
28 Создание человеком правдоподобного фантастического толкования путем проведения аналогии с понятными ему фактами для логического объяснения природных и социальных явлений Необходимость в регулирующей силе, способной неотвратимо наказывать за отступление от общепринятых норм, для контроля отношений между людьми Поиск поддержки могущественных сил, способных защитить человека от мнимых и реальных опасностей, избавить его от страха смерти и дать надежду на вечное существование Потребность в идеологической поддержке власти для сохранения стабильности ее политических структур 28
29 ВЗГЛЯДЫ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ Религия возникает при определённом уровне сознания в силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления. Будучи стихийным материалистом, первобытный человек приписывал всем явлениям разумные действия, объясняя проявления природных сил волей некоего разумного начала, однако гораздо более могущественного, чем человек, поэтому высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а затем и взаимодействия между этими силами калькировались с соответствующей организацией общества. Учитывает современное состояние научных знаний и общественные настроения, базируется на главном постулате религии о сотворении Богом человека: человек в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Поэтому он вынужден заново искать путь к Богу, а каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу. Атеистический РелигиозныйПромежуточный Человек был сотворён Богом, когда-то общался с ним напрямую и никогда не прерывал этого общения, менялись лишь формы вследствие совершаемых человеком грехов (Адам и Ева попробовали плод с древа познания добра и зла – в трактовке иудаизма и христианства). После грехопадения общение с Богом напрямую не разрешено, необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы, использовать особые предметы. Вся эта регламентация находится в руках религиозных систем, заявляющих о своём праве на посредничество между человеком и божеством. 29
30 СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ КатегорияПримерСистема символов Религиозное действие Религиозная организация Социальное значение ПримитивнаяАвстралийская Родовые мифические изображения людей и предметов Идентификация и «воспроизве- дение» историй о родовых изображениях Церковь отсутствует; единство религии и общества Укрепляет религиозную солидарность Архаичная Полинезийская и африканская Могущественные мифические существа Поклонение и жертво- приношение Различные культы Требование социального конформизма ИсторическаяДревнееврейская Разрыв между естественным и сверх- естественным Спасение душ на основе добрых деяний; концепция свободной воли Церковь; отделение религиозной организации от других аспектов общества Напряженность между религией и обществом Ранне- современная Протестантская религия эпохи Реформации Прямая связь между индивидом и сверх- естественной силой Соответствует всей жизни; концепция веры Добровольное членство в религиозной общине Основная перемена в социальных системах СовременнаяСовременные религии Личность и ее долг Поиск личностных этических принципов В какой-то мере членство в церкви, но главное – личная ответственность Возможно постоянное совершенствова ние всей культуры общества и ценностей личности 30
31 РАННИЕ И РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ ФЕТИШИЗМ АНИМИЗМ МАГИЯ ТАБУ ТОТЕМИЗМ ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК КУЛЬТЫ 31
32 ФЕТИШИЗМ Религиозное поклонение предметам (фетишам) – носителям таинственной силы Форма первоначальной, непосредственной религии – колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства – фетиша, достигая того, что ему нужно Суть фетишизма Суть фетишизма МЕСТО ФЕТИШИЗМА В ВЕРОВАНИЯХ У австралийцев фетиши – чуринги – символы и заменители тотемов У северо- американских индейцев – воплощение родовых покровителей У народов Западной Африки – личные покровители ФОРМЫ ФЕТИШЕЙ Части животного Куски дерева Другие Идолы Камни Идол – материальный предмет, которому придана форма человека или животного 32
33 МАГИЯ Совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении КЛАССИФИКАЦИИ МАГИИ ПО ЦЕЛЯМ ВОЗДЕЙСТВИЯ Вредоносная Лечебная Любовная Промысловая Другие Магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества других факторов Сферы проникновения магии Социальная Политическая Экономическая Духовная Другие Магия делится на: Белую – обращение к чистым духам Черную – обращение к злым духам 33
34 АНИМИЗМ Вера в то, что духовная сущность человека может бытовать отдельно от материальной – вера в духов Признание самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать Суть анимизма Суть анимизма ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ АНИМИЗМА Вера в духов Заключение, что в окружающем мире наряду с телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности Классификация духов: Наделение мира духов таинственной силой ДобрыеЗлые Вера в относительно самостоятельное существование души РАЙОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ - Африка; - Южная Америка; - Океания ШАМАНИЗМ Совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность профессиональных служителей культа быть посредниками между людьми и духами 34
35 ТОТЕМИЗМ Вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений или иных явлений природы Тотем (род его) считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса кровным родственником (например, член группы, тотемом которой был кенгуру считал себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы) Деление всех людей на «своих» и «чужих» Определенные ограничения в деятельности и общении: что можно делать, а чего нельзя, с кем можно общаться, а с кем – нельзя Многочисленные обрядные действия по поклонению тотему, его умилостивлению и приобщению к ему ОСОБЕННОСТИ ТОТЕМИЗМА Тотемизм – это вырастающая прямо из родовой практики форма идеального отражения и выражения в определенном социальном институте первобытного общества реального единства коллектива первобытных людей, социального способа их существования, противостоящего природе и другим аналогичным коллективам 35
36 ТАБУ Система специфических запретов – табу (особо выделенный) охватывает все сферы жизни и является единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается моралью, религией, правом ОСОБЕННОСТИ Действия табуированных объектов являются двойственными: Опасные Полезные Деление всех объектов на: Система специфических запретов Чистые невредимые, с ними можно иметь дело Нечистые несут в себе нечто губительное В основном большинство запрещений и обрядов, созданных этой системой являются непонятными, иррациональными даже с точки зрения ее последователей Система табу подчеркивает «отдаленность» человека от природного мира. Ибо только человек способен оперировать иррациональными категориями. 36
37 КУЛЬТЫ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КУЛЬТ Наделение сверхъестественными свойствами природных явлений, оказывающих воздействие на состояние земледелия ПРИЧИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ - необходимость повышения урожайности; - незнание аграрной науки ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ - МАГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ; - ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ; - МОЛИТВЫ КУЛЬТ ПРЕДКОВ Вера в существование сверхъестественной связи между людьми и их старшими предками ПРИЧИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ - дифференциация общества по возрастному признаку; - разделений функций между поколениями ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ - ПОСМЕРТНОЕ ПОЧИТАНИЕ ОБРАЗА УМЕРШИХ; - УВАЖЕНИЕ СТАРШИХ КУЛЬТ ВОЖДЕЙ Вера в наличие у племенных вождей сверхъестественных способностей, отсутствующих у других людей ПРИЧИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ - начало социального расслоения общества; - выделение вождей из общей массы ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ - ПЕРЕДАЧА ВЛАСТИ ПО НАСЛЕДСТВУ; - ВВЕДЕНИЕ ОРЕОЛА СВЯТОСТИ 37
38 Тема 3 Национальные религии Учебные вопросы: 1. Индуизм. 2. Иудаизм. 38
39 ИНДУИЗМ Историческое название индуизма на санскрите - санатана-дхарма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Индуизм - самая большая национальная религия в мире. В мире живут более 800 миллионов сторонников этой религии, что составляет более 15% всего населения земного шара. Индуизм является доминирующей религией в Индии (индуистов более 80% населения) и в Непале (индуистов около 80% населения). Индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины в странах Азии: Бангладеш (15 млн.), Индонезия (4 млн.) Шри- Ланка (2,5 млн.), Пакистан (1,3 млн.), Малайзия (1,1 млн.); в странах Африки: ЮАР (700 тыс.); в странах Америки - США (575 тыс.); в странах Европы: Великобритании (500 тыс.) 39
40 §Кастовый строй (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). §Члены 3 высших каст – «дваждырожденные» (обряд посвящения в касту – «инициация»). §Учение о 4 ашрамах (периодах жизни): брахмачарин (ученик), грихастха (домохозяин), ванапрастха (отшельник), саньяси (странник – в желтом одеянии). §Учение о 4 целях человека – мокша (освобождение), кама (удовольствие), артха (польза), дхарма (долг). §Древние священные тексты – «Веды». Некоторые из них относились к шрути – устно передаваемым. §Более известны более поздние комментарии к «Ведам» – упанишады (от упа-ни-сад – сидеть у ног учителя) – VIII- VII вв. до н.э. классические упанишады. §Политеизм >> генотеизм (Бог, которому поклоняются в данный момент, как бы воплощает в себе всех остальных богов, вбирает в себя их функции, затмевает их). §Идея всеобщего единства, лежащего в основаниях мира – Брахман = Атман. §Иллюзорность множественности – Майя. §Неподлинность обычного мира, уход от него – сон без сновидений (сушупти) и состояние Турии (неизреченное). ИНДИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ 40
41 ВАРНЫ (КАСТЫ) - ЗАМКНУТЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Брахманы (жрецы) - белый - созданы из уст Пуруши Кшатрии (правители, воины) - красный - из рук Пуруши Вайшьи (торговцы, крестьяне, ремесленники) - жёлтый - из бёдер Пуруши Шудры (слуги и рабы) - чёрный - из ступней Пуруши Вне кастового деления находились аскеты-отшельники. Всего каст более Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варны» (санскр. «цвет»): Главные характеристики индийской касты: эндогамия (заключение браков исключительно между членами касты); наследственное членство (сопровождаемое практической невозможностью перейти в другую касту); запрещение разделять трапезу с представителями других каст, а также иметь с ними физический контакт; признание твердо закрепленного места каждой касты в иерархической структуре общества в целом; ограничения на избрание профессии; автономия каст в регулировании внутрикастовых социальных отношений. Пуруша ( «человек, мужчина, дух») - согласно индийской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная. 41
42 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНДУИЗМА Индуизм возник в Индии в период между I и V вв. н.э. Так как индуизм объединяет в себе различные верования и традиции, у него нет единого основателя. В своем историческом развитии основная религия Индии прошла три стадии, каждая из которых имеет свое особое наименование, однако историческая преемственность между этими стадиями, безусловно, прослеживается. 1. Стадия. Верования, принесенные арийскими племенами в середине II тысячелетия до н.э. при их вторжении в Южную Азию. Эти верования называют ведическими, поскольку вероучение ариев было изложено в канонических текстах, именовавшихся Ведами. Ведическая религия носила политеистический характер, важной чертой ее был культ предков. Широко практиковались жертвоприношения богам. 2. Стадия – брахманизм. Результат трансформации в начале I тысячелетия до н.э. ведических верований, адаптированных к новым социальным условиям и вобравших в себя многие элементы прежних, доарийских религиозных представлений. Брахманизм не представлял собой единой религиозной системы. В качестве главного божества выдвинулся Брахма, важную роль играли боги Вишну и Шива. Появились нехарактерные для ведической религии положения о посмертном воздаянии за совершенные в жизни поступки и о перевоплощении душ умерших, а также освящение религиозным ореолом сложившегося в Индии кастового строя. 3. Стадия. Дальнейшая в IV - VI вв. трансформация брахманизма. Сложившийся «реформированный» брахманизм называют индуизмом. Не порвав с кастовой системой, индуизм несколько приблизил культ к народу. В индуистском культе обряды во многих случаях стали совершаться публично. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма 42
43 ФИЛОСОФИЯ ИНДУИЗМА АСТИКА признающие авторитет Вед и деление общества на касты НАСТИКА не признающие авторитет Вед и деление общества на касты Пурва - Миманса Веданта Ньяя Вайшешика Санкхья Йога Чарвака - локаята Философия индуизма развивалась на индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведического периода. На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведической религии. Основные этапы развития: шраманский период сер. I тыс. до н.э. - эпоха первых кружков и конфронтации первых «диссентеров» и традиционалистов; начальное и параллельное становления в рамках классического буддизма: сер. I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э.; кодификация базовых текстов будущих философских школ брахманизма; ранняя схоластика трех указанных «философских конфессий» - формирование классических систем - даршан в основных нормативных комментариях и трактатах: V-IX вв.; зрелая схоластика, образование новых школ: X-XVI вв. эпигонская схоластика, создание синкретических систем: с XVII в. по н.в. 43
44 МОРАЛЬ ИНДУИЗМА 1. Этика придает большое значение таким добродетелям, как гостеприимство, милосердие, честность, но, безусловно, столь же высоко оценивает набожность и разнообразную религиозную деятельность, которая из этого вытекает: соблюдение правил культа, паломничества, обязательства содержать брахманов и священных коров. 3. Соблюдение табу в общении с неприкасаемыми или в употреблении запрещенных блюд (не только мяса, но и любой пищи, до которой дотрагивались лица низшей касты) стоит в одном ряду с обычными правилами приличия и самоконтроля, тем не менее во все времена наиболее просвещенные учителя признавали, что добрые внутренние намерения более похвальны, чем внешняя практика. 4. Проповедуется жалость, прощение и дружеское участие; но, за исключением раздачи милостыни, активное милосердие проявляется в меньшей степени, чем в других этических системах, хотя в перечне добродетелей зачастую встречается «стремление обеспечить благосостояние всех живых существ». 2. Основана на необходимости деления общества на иерархические группы, отличающиеся друг от друга статусом и функциями. Отношения человека со всеми, кто ниже его социально, естественно, очень отличаются от тех, которые он поддерживает с теми, кто выше его. Нормы поведения зависят от касты, к которой принадлежит верующий. Три цели существования: дхарма («закон»), артха («целесообразность») и кама («удовольствие») - лежат в основе индусских текстов, посвященных этике или морали, так же как признание того факта, что моральные обязанности и правила человека зависят от его возраста и социального положения. 44
45 «СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ» ИНДУИСТОВ По происхождению книги делятся на две группы. Первая называется шрути, («услышанное») – авторы боги; вторая - смрити («запоминаемое») – авторы люди 1. Веды («Знание») - 4 книги- тома-шрути. Основным содержанием являются тексты религиозных песен, заклинаний и описания религиозных обрядов. Создавались в конце II-го - в начале I-го тысячелетия до н.э. 2. Брахманы («отражение воли Брахмы») - несколько десятков книг-томов-шрути. Это комментарии к Ведам, в основном культового характера. Созданы приблизительно в VIII-VI вв. до н.э. 3. Араньяки («Лесные книги») - несколько десятков книг-томов- шрути. Это правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности. Написаны после Вед, но точная хронология не установлена. 4. Упанишады («Тайное учение») – около 200 книг – шрути. Это религиозно- философские комментарии к Ведам. Составлялись в период cVII в. до н.э. до XV в.н.э. 5. Пураны («Древние предания») - несколько десятков книг-смрити. Это рассказы о богах. Письменное оформление началось во II-I вв. до н.э. и закончилось в XI-XII вв.н.э. 6. «Махабхарата» («Великие бхараты») - поэма из около 100 тысяч двустиший. Истоки восходят к началу I тысячелетия до н.э. Сюжет - рассказ о борьбе двух царских династий за владение царством в районе современного города Дели. В основном сложилась между V в. до н.э. и I в. до н.э. Частью поэмы является вставная поэма, «Бхагавадгита» («Песня бога») - шрути, а вся остальная часть Махабхараты - смрити. 7. «Рамаяна» («Сказание о Раме») - поэма из 24-х тысяч двустиший. Сюжет - повествование о том, как воин и царевич Рама боролся за освобождение своей жены Ситы, похищенной у него демоном по имени Равана. Основная часть сложилась в период между III в. до н.э. и. I в. н.э. Рамаяна - это своеобразная «Библия для индусов». 45
46 ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ИНДУИЗМА Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир представляет собой не случайное, хаотичное сочетание вещей и явлений, а универсальный космический порядок – Рта Дхарма морально- нравственный долг, этические обязательства Самсара круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов Карма вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями О священных книгах О сверхъестественных существах (Боги, Демоны) О душе О загробной жизни. ВишнуШиваБрахма ЛакшмиПарватиСарасвати БрахманГанешаКама ОСНОВНЫЕ БОГИ 46
47 ОСНОВНЫЕ БОГИ ИНДУИЗМА Вишну ( «Вездесущий») - верховный бог в вишнуизме. Охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами. Помощник людям в решении их жизненных проблем. Шива («Милостивый») - верховный бог в шиваизме. Бог разрушения Вселенной (он разрушает её, когда приходит для этого время, назначенное богами), бог смерти и рождения человека (индуисты говорят: Шива стоит и у гроба, и у колыбели), бог живой природы (он заботится и о растениях, и о животных). Брахма - творец мира, помощник верховного бога Лакшми («Богатство», «Счастье», «Красота») - жена Вишну, богиня богатства, счастья и красоты Парвати («Горная» - жена Шивы, богиня мести и справедливости Сарасвати («Изящная») - жена Брахмы, богиня мудрости и красноречия, покровительн ица всех, кто учится Ганеша («Начальник свиты») - сын Шивы и Парвати, бог удачи и предпринима тельства Кама («Любовь») - сын Вишну и Лакшми, бог любви 47
48 Индуистский храм или мандир - место поклонения для последователей индуизма, обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности В Индии и многих других странах управлением каждого храма занимается совет храма, который заведует всеми финансовыми и управленческими вопросами, а также устройством различных мероприятий и фестивалей. Совет обычно состоит из нескольких членов и возглавляется председателем. Во многих деревнях в Индии существует обычай поручать управление храмом наиболее уважаемой местной семье. ИНДУИСТСКИЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ Индуистский храм, как правило, представляет собой отдельное здание или часть какого-то здания Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти (статуя или изображение определённой формы Бога, девы или святого), которому или которым и посвящён храм Некоторые индуисты выбирают монашеский образ жизни «санньясу» с целью сосредоточится на достижении освобождения или другой формы духовного совершенства. Монахи ведут простой и аскетичный образ жизни, дают обет безбрачия и, прекращая всякую материальную деятельность, полностью сосредотачиваются на духовных практиках, целью которых является осознание Бога. 48
49 ПРАЗДНИКИ ИНДУИЗМА Холи Ежегодный популярный индуистский фестиваль весны. Длится два дня в конце февраля – начале марта. В индусском календаре Холи, как правило, выпадает на полнолуние. Из-за своей красочности также известен как Фестиваль Красок. Кумбхамелла П раздник в честь древних богов и амриты, напитка бессмертия, добытого ими. Сын бога Индры, несший сосуд с амритой Кумбху, несколько раз опускал его на землю, когда, спасаясь от демонов, приземлялся для отдыха. Места приземления сына бога Индры считаются священными. Он проводится раз в четыре года поочерёдно в четырёх городах: Аллахабале, Харилваре, Нашике, Удджайне Ратха-ятра Один из главных праздников в индуизме, связанный с одной из форм Кришны - божеством Джаганнатха. Центральным элементом фестиваля является шествие колесниц с мурти Джаганнатхи, Баладевы и Субхарды. Основной фестиваль проводится ежегодно в июне или июле в городе Пури штата Орисса. Большая часть населения Пури тем или иным образом задействована в поклонении мурти Джаганнатхи в древнем храме, который является одним из самых важных мест паломничества в Индии. Индуистские религиозные практики в основном направлены на осознание Бога, а иногда также и на получение благословений от девов (полубогов) Даты праздников, как правило, определяются индуистским календарём. Праздники обычно проводятся в честь различных аватар Бога и событий, связанных с ними. Многие индуистские фестивали соотносятся со сменой времён года. 49
50 ТЕЧЕНИЯ В ИНДУИЗМЕ Общее количество конфессий в индуизме неизвестно. Но основными являются две: вишнуизм (вайшнавизм) и шиваизм. Вероучения основных конфессий индуизма совпадают во всем, кроме ответа на вопрос, кто из богов является главным. Вишнуиты верховным богом считают Вишну, шиваиты - Шиву. ВИШНУИЗМ (ВАЙШНАВИЗМ) О тличительной особенностью является поклонение Вишну и его аватарам, в основном Кришне и Раме, как Верховному Богу. Монотеистическая в своей философии эта традиция также включает в себя элементы, которые могут быть описаны как пантеистические. Верования и практики в основном базируются на пуранических текстах, таких как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Шримад- Бхагаватм» и ведических текстах, таких как канонические Упанишады, входящие в состав Вед. Последователей вишнуизма обычно называют вайшнавы или вишнуиты. Вайшнавы составляют примерно 70% от числа всех последователей индуизма. Подавляющее большинство проживают в Индии. ШИВАИЗМ Система ритуально-мифических воззрений и культов, посвященных Шиве и противопоставляющая себя вишнуизму. Имеет собственные священные тексты. Отличительный внешний признак шиваитов - горизонтальные полосы и трезубец, которые они наносят на лоб и тело. Здесь прочно сохраняются пережитки древнейших культов плодородия; религиозные представления о шакти - творческом начале всего живого в природе. Особенностью пантеона богов является его семейный характер. Жена Шивы Парвати - олицетворение женского творческого начала; сыновья Шивы: Ганеша - покровитель мудрости, податель доброго начала всякого дела, Сканда - бог войны и др. Имеет множество сект (лингаяты, шакта, смарты и др.) и распространён по всей Индии. 50
51 ИУДАИЗМ Иудаизм (др. - греч. «еврейская религия», от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа) - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом. Общая численность иудаистов во всем мире более 14 млн. человек. 51
52 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИУДАИЗМА В религиоведении принято различать в развитии иудаизма три исторических периода 1. Храмовый (сосредоточением всех событий библейского периода иудаизма был Иерусалимский храм, где приносились жертвы богу Яхве, этот период делится на три временных отрезка: первого храма, возведенного царем Соломоном в 1004 г. до н.э. и полностью разрушенного в 588 г. до н.э. вавилонянами, уведшими евреев в плен; второго храма, построенного после возвращения евреев из вавилонского плена в 536 г. до н.э.; третьего храма, реконструируемого царем Иродом второго храма в конце I в. до н.э., и полностью разрушенного при взятии Иерусалима римским императором Титом в 70 г. 2. Талмудческий. Законоучители I-II вв. разработали и канонизировали Устный Закон, завершили Мишну (начало III в.). Это стало поворотным пунктом в развитии еврейской религии, легло в основу еврейского религиозного и гражданского законодательства. Дальнейшие толкования за 200 лет собраны в Гемаре, представляющей собой комментарии к Мишне и составляющей вместе с ней Талмуд. 3. Раввинистический (с VI в. по н.в.). Теория и практика раввинов не опиралась на Храм, жречество и политическую независимость, но поддерживала и развивала общинную жизнь евреев. Римляне, удовлетворенные политической умеренностью, позволили заниматься восстановлением культовых зданий, формировать концепцию молитвы. Еврейство превращается в религиозное сообщество, которое может отправлять культ, находясь в любом месте. Изучение Торы становится высшей религиозной обязанностью еврея, способом приблизиться к Богу и снискать Его благоволение. Особое значение приобретает взгляд на земную жизнь как приготовление к посмертной жизни. 52
53 ФИЛОСОФИЯ ИУДАИЗМА Тема Бога Бог, един (неделим), вечен, бестелесен, самодостаточен; он отличается от любого из своих творений и вообще превосходит сотворенный им мир, который создан Всевышним таким, каким он его задумал. Сущность Бога непознаваема и в человеческих понятиях и категориях не может быть выражена (те же слова в Библии, которые описывают Бога, характеризуют его действия, а не сущность). Понятие сути иудаизма Суть не в претенциозных доктринах и красивых декларациях, а в практическом осуществлении принципов Торы. Концепция иудаизма и его морально-нравственные ценности мало что значат, если их не претворять в жизнь. Суть в том, что только дела - критерий оценки человека, и только они определяют его судьбу в этом мире и мире грядущем. Согласно Торе, удел в будущем мире получат все, кто жил, творя добро, независимо от национальности и вероисповедания, и даже независимо от того, был ли человек атеистом или религиозным фанатиком - только практические дела определяют судьбу каждого человека. Понятие Вселенной Видимый мир материален, но в нем присутствует нематериальное начало (логос). Законы природы (материального мира) сотворены Создателем, который может их изменять (поэтому вероятны явления, называемые людьми чудом, чудесами). 53
54 МОРАЛЬ ИУДАИЗМА Идолопоклонство Единобожие Сотворив человека, Бог предоставил ему свободу воли и выбора, но повелел исполнять мицвот (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение. Первый завет, заключённый Богом с праотцом человечества Ноем, включает в себя Семь заповедей сынов Ноя. Богохульство КровопролитиеКровосмесительные связиВоровство Повеление жить по законам Употребление в пищу мяса, отрезанного от живого животного Принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов Запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно) Соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу) Почитание родителей Запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения 54
55 «СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ» ИУДАИСТОВ Танах (аббревиатура названий трех отделов Священного писания: Тора, Небиим, Кетубим) Тора - пять книг-произведений: Берешит (в переводе – «В начале»); Веэлле Шемот («И вот имена»); Вайикра («И воззвал»); Бемидбар («В пустыне»); Элле-гадебарим («И вот слова»). Тора вошла в Библию в качестве первых ее пяти книг (Пятикнижие Моисеево: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие). Небиим (Пророки) - 21 книга: Иисуса Навина, книгу Судей израилевых, первую и вторую книги Самуила, первую и вторую книги Царей, книги Исаии, Иеремии и Иезекииля и 12 книг, так называемых, малых пророков. Кетубим (Писания) - 13 книг: Псалмы, Притчи Соломоновы, книгу Иова, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Проповедник, Эсфирь (Есфирь), книги Даниила, Эзры (Ездры) и Неемии, первую и вторую книги Хроник. Талмуд - толкование содержащихся в Танахе и, прежде всего, в Торе, религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. Мишна комментарий к Танаху вообще и к Торе в особенности, означает «Повторение» Палестинская Гемара написана в Палестине в III-IV вв. н.э. Гемара комментарий к Мишне, означает «Завершение» Вавилонская Гемара написана в Вавилонском царстве в III-V вв. н.э. 55
56 О священных книгах О сверхъестественных существах (Бог, ангелы, демоны) О Машиахе (Мессии) О пророках О душе О загробной жизни О пищевых запретах О субботе Идея Единого Бога выражена в иудейском символе веры «Шема», которым начинаются богослужения: «Слушай Израиль! Господь наш Бог, Господь один!» Первый завет, заключённый Богом с праотцом человечества Ноем, включает в себя, так называемые, Семь заповедей (мицвот) сынов Ноя. Они устанавливают запреты на идолопоклонство, богохульство, кровопролитие, воровство, кровосмесительные связи, употребление в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеление жить по законам. 56
57 РУКОВОДСТВО ИУДАИЗМОМ Синагога (от греч. «собрание»; ивр. бейт-кнессет - «дом собрания»). После разрушения Иерусалимского храма - основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни. В отличие от православной церкви синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. ВЕРХОВНЫЙ РАВВИНАТ еврейская религиозная институция, облеченная верховным авторитетом в вопросах, касающихся религиозных учреждений, судопроизводства и администрации в рамках какой-либо страны или региона ОБЩИНА религиозное объединение (не менее десяти мужчин) или организованные прихожане какой-либо синагоги, самоуправляемое еврейское население местечка, города и т.д. В Израиле действуют два верховных раввина - ашкеназский и сефардский, оба - государственные должностные лица. В больших городах также два раввина. РАВВИН (от евр. «великий» и отсюда – «учитель») - духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к ним и функции судейские 57
58 ПРАЗДНИКИ ИУДАИЗМА ШАББАТ (Суббота) День отдыха, наступление которого отмечается зажжением свечей, особым благословением и праздничной трапезой после восхождения первых трёх звёзд каждую пятницу вечером. В Субботу возбраняется всякая работа (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Субботу принято посвящать молитвам и чтению Торы. ШАБУОТ (Пятидесятница) Справляется на 50-й день после второго дня Пасхи. В древности он был связан с земледелием и отражал радости, ликование земледельцев, собиравших плоды своего труда. В диаспоре Шабуот потерял свое назначение праздника урожая, и евреи связали его с Пасхой. Шабуот - праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею через семь дней после исхода. ПЕСАХ (Пасха) Весенний праздник в память Исхода евреев из Египта, начинающийся 15 нисана и длящийся семь дней в Эрец-Исраэль и восемь дней в странах диаспоры. Первый и седьмой дни - праздничные в полном смысле, нерабочие, как суббота; в остальные дни работа разрешается. Еврейские праздники подразделяются на две основные категории: праздники, установленные в Пятикнижии, и праздники, добавленные в позднейшие периоды. Первая группа: Суббота (которая не является праздником в прямом смысле), три паломнических праздника – Песах, Шабуот, Суккот; еврейский Новый год и Судный день, а также дни новолуния. Вторая группа: Пурим, Ханукку, Ава пятнадцатое и др. СУДНЫЙ ДЕНЬ (день искупления) Название главного дня еврейского литургического календаря, дня поста, покаяния и отпущения грехов. 58
59 ТЕЧЕНИЯ ИУДАИЗМА Ортодоксальный стремится сохранить иудейскую религию со всеми ее средневековыми традициями с исторической точки зрения, является продолжателем еврейского религиозного мировоззрения Консервативный предлагает сочетать соблюдение элементов иудаистской традиций с приспособлением к современным условиям Реформистский призывает к замене иврита в молитвенниках на языки, являющиеся родными для верующих, к ликвидации перегородок, отделяющих в синагогах мужчин от женщин, к отказу от жестких правил, касающихся пищи, и к другим новациям (вплоть до посвящения женщин в раввины) Реконструктивистский объявил своей целью возрождение иудаизма в его первоначальном виде и придает большое значение не только религии, но также этике и культуре Хасидизм (религиозно-мистическое учение) согласно учению Бог по своей природе добрый, а не карающий; человек является центром творения; простой еврей любезней Богу, чем тысяча толковников; хасидизм создал новую модель набожного еврея, в которой эмоции и религиозный восторг преобладают над логикой и ритуалами, а религиозная экзальтация над учёностью Караимы верят в единого Бога-творца, обязаны знать иврит, ожидать прихода мессии, признавать божественное предопределения 59
60 ИУДАИЗМ В РОССИИ Иудаизм - одна из традиционных религий России. На территории будущей Российской Федерации иудаизм существовал ещё с Античности - евреи известны в Боспорском Государстве, в составе которого был Таманский полуостров и прилегающие к нему территории. В составе Русского государства известен с Х века: евреи жили в Тьмутаракани и в Крыму. Иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью государств - Хазарский Каганат. Сегодня в России легально существует несколько всероссийских сетей религиозных организаций иудаизма: ФЕОР, КЕРООР. Таким образом, у России 2 Главных Раввина: Берл Лазар (от ФЕОР), Адольф Шаевич от КЕРООР. До 1772 года иудеи в России не составляли и 1/600 части населения страны. В годах к Российской империи была присоединена большая часть Речи Посполитой, в которой евреи составляли львиную долю населения и имели особый юридический статус. В годах Россия занимала первое место в мире по количеству иудеев: почти 50 % иудеев мира проживали именно в России, включая Царство Польское, Великое Княжество Финляндское. При императрице Екатерине II в России возник еврейский вопрос. Ответом на него были: государственный антисемитизм, погромы, черта оседлости и процентные нормы в университеты для иудеев. В России иудаизм образуют несколько этно-религиозных подгрупп евреев: ашкеназские евреи, (более 95 %); горские евреи; грузинские евреи; бухарские евреи; караимы и крымчаки 60
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.