Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемruliene.bsu.ru
1 Девиантное поведение как социально- педагогическая проблема Лекция 5 по курсу «Педагогика (часть 1)
2 Напомните, пожалуйста, тему и основные тезисы предыдущей лекции.
3 К каким последствиям могут привести ошибки родителей в воспитании детей?
4 Das deviante Benehmen als ein sozial-pädagogisches Problem
5 1. Понятие о девиантном поведении. 1. Der Begriff des devianten Benehmens
6 Девиантное поведение - отклоняющееся поведение, система поступков или отдельные поступки, отклоняющиеся от общепринятой нормы. Das deviante Benehmen ist das von der sozialen Norm abweichende Benehmen, ein System der Taten oder einzelne Taten, die von der üblichen Norm abweichen.
7 Такое отклонение может наблюдаться: 1) от норм психического здоровья; 2) от правовых норм; 3) от культурных норм; 4) от норм морали. So kann man abweichen: 1) von den Normen der psychischen Gesundheit; 2) von den Rechtsnormen; 3) von den kulturellen Normen; 4) von den Normen der Moral.
8 Правовые нормы, культурные и нормы морали тесно взаимосвязаны и обычно нарушаются в комплексе. Die Normen des Rechts, der kultur und der Moral sind eng miteinander verbunden und werden in der Regel in einem Komplex verletzt.
9 Поэтому отклонение поведения от этих норм объединяют терминами асоциальное (антисоциальное) поведение и рассматривают как одну большую группу девиантного поведения. Deshalb werden Verhaltensabweichungen von der Norm unter den Termini des asozialen Benehmens vereinigt und als eine große Gruppe des devianten Benehmens betrachtet.
10 Другая большая категория девиантного поведения - это проявления психопатологии Eine andere gro β e Gruppe bilden die Fälle der Psychepathologie
11 Антисоциальное поведение делят на три вида: 1) аморальное (непротивоправное); 2) делинквентное (противоправное) поведение - проступки сравнительно незначительны, их называют уголовно не наказуемыми; 3) криминальное поведение (преступления). Das asoziale Benehmen wird seinerseits in drei Teile gegliedert: 1) das amoralische Benehmen; 2) das widerrechtliche Benehmen; 3) Verbrechen.
12 Выделяют три группы форм девиантного поведения: а) отклонения в поведении корыстной направленности (хищения, кражи, проституция); б) отклонения агрессивной ориентации (хулиганство, побои, убийства, изнасилования) в) отклонения социально- пассивного характера (уклонение от работы, учебы, алкоголизация, табакокурение, суицид). Es werden drei Formen des devianten Benehmens ausgesondert: a) Abweichungen im Benehmen der eigennützigen Ausrichtung; b) Abweichungen der aggressiven Orientierung; c) Abweichungen des sozial-passiven Charakters.
13 Специфика преступлений несовершеннолетних: 1) имущественные преступления причиняют небольшой ущерб; 2) кражи и грабежи не всегда имеют корыстную мотивацию, объясняются озорством, стремлением показать свое превосходство, предприимчивость; 3) кражи объясняются желанием завладеть предметами молодежной моды, быть в группе как все; Die Spezifik der Verbrechen der Minderjährigen: 1) Eigentumsverbrechen richten einen nicht großen Schaden an; 2) Diebstahl und Raub haben nicht immer eigennützige Beweggründe; 3) Der Raub wird durch den Wunsch, die modischen Sachen einzunehemen, in der Gruppe wie alle zu sein, erklärt;
14 4) 3/5 преступлений совершается не предумышленно, а ситуативно, под влиянием внезапно возникшего умысла; 5) растет количество преступлений корыстно- насильственной направленности; 6) имеется доля преступлений, связанных с проявлениями жестокости, садистскими издевательствами; 7) отсутствуют четкие границы психопатологического и антисоциального поведения. 4) Drei Fünftel der Verbrechen werden nicht absichtlich, sondern situationsgemäß unter dem Einfluß der plötzlich entstandenen Absicht begangen; 5) Die Anzahl der Verbrechen der eigennützig gewaltsamen Ausrichtung wächst zu; 6) Es gibt einen Teil der Verbrechen, die mit den Äußerungen der Grausamkeit, der sadistishen Verhöhnungen verbunden sind; 7) Es fehlen deutliche Grenzen des psychopathologischen und des asozialen Benehmens.
15 2. Теории девиантного поведения. 2. Die Theorien des devianten Benehmens
16 Антропологическая теория основывается на положении о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков. Die Anthropologische Theorie gründet sich auf der These von der Existenz eines besonderen Typs des Menschen, der zur Verübung des Verbrechens wegen der bestimmten biologischen Merkmale veranlagt ist.
17 Сторонники теории хромосомных аномалии считают, что у некоторых людей существует лишняя, 47-я хромосома, которая является причиной девиантного поведения. Однако среди преступников, в частности среди убийц, нашлось совсем немного людей с такой патологией. Die Anhänger der Theorie der Chromosomenanomalie meinen, dass bei einigen Leuten das übrige siebenundvierzigste Chromosom existiert, das als Ursache des devianten Benehmens dient.
18 Психоаналитическая теория объясняет формирование патологии характера психическими травмами и переживаниями раннего детства. Die Psychoanalytishe Theorie erklärt die Entwicklung der Pathologie des Charakters durch seelische Erschütterungen und Erlebnisse der frühen Kindheitsperiode.
19 Российская криминологическая теория объясняет преступное поведение отдельного человека сочетанием неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Die Russische kriminologische Theorie erläutert das verbrecherische Benehmen des einzelnen Menschen durch die Vereinigung der inkorrekten Entwicklung der Persönlichkeit und der ungünstigen Situation, in die der Mensch hingeraten ist.
20 3. Факторы развития девиантного поведения. 3. Die Faktoren der Entwicklung des devianten Benehmens.
21 - недостатки воспитания (нравственного, социального, волевого и т.д.); - низкий интеллект; - отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения; - зависимость подростка от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций; - die Mängel der Erziehung; - der niedrige Intellekt; - der negative Einfluss der Familie und der nächsten Umgebung; - die Abhängigkeit des Minderjährigen;
22 - протест против несправедливости взрослых (действительной или кажущейся); - неправильные представления о средствах самоутверждения; - высокая скрытность преступлений несовершеннолетних (для правоохранительных органов); - der Protest gegen die Ungerechtigkeit der Erwachsenen; - inkorrekte Vorstellungen von den Mitteln der Selbstbehauptung; - eine hohe Verschlossenheit der Verbrechen der Minderjährigen;
23 - обширный фон преступности несовершеннолетни х (контингент подростков, склонных к правонарушениям); - равнодушное или неправильное отношение родителей. - ein weiter Hintergrund der Kriminalität der Minderjährigen; - das gleichgültige oder inkorrekte Verhalten der Eltern.
24 4. Профилактика и коррекция девиантного поведения. 4. Vorbeugung und Korrektion des devianten Benehmens.
25 В профилактике и коррекции девиантного поведения используют две группы педагогических приемов: А) созидающие, Б) тормозящие. In der Vorbeugung und Korrektion des devianten Benehmens werden zwei Gruppen der pädagogischen Verfahren verwendet: a) Schöpfugsverfharen, b) Hemmungsverfahren.
26 А) Созидающие приемы: проявление доброты, внимания, заботы, проявление доброты, внимания, заботы, поощрение, просьба, а не приказ, поощрение, просьба, а не приказ, не замечание, а огорчение поступком, не замечание, а огорчение поступком, демонстрация ожидания большего от воспитанника, демонстрация ожидания большего от воспитанника, S chöpfungsverfharen: Äußerung der Güte, der Aufmerksamkeit, der Sorge; Aufmunterung, Bitte; Verdruss wegen des Vergehens; Vorführung der Erwartung von etwas Größerem von der Seite der Zöglinge;
27 временное снижение требований, временное снижение требований, доверие, доверие, вовлечение в положительную среду, вовлечение в положительную среду, укрепление веры в собственные силы, укрепление веры в собственные силы, пробуждение гуманных чувств, пробуждение гуманных чувств, демонстрация понимания интересов и переживаний подростков и т.п. демонстрация понимания интересов и переживаний подростков и т.п. zeitweilige Herabsetzung der Aufforderungen; Vertrauen; Heranziehung in ein positives Milieu; Festigung des Glaubens an einige Kräfte; Aufwachen der humanen Gefühle; Einfühlungsgabe und Verständniss der Interessen der Teenager.
28 Тормозящие приемы: констатация проступка; констатация проступка; осуждение проступка; осуждение проступка; наложение ограничений; наложение ограничений; Hemmungsverfahren: Feststellung des Vergehens; Tadel des Vergehens; Auferlegung der Beschränkungen;
29 демонстрация возмущения; демонстрация возмущения; мнимое безразличие; ирония, но не унижающая; мнимое безразличие; ирония, но не унижающая; развенчание ложного авторитета; развенчание ложного авторитета; временная моральная изоляция; временная моральная изоляция; намеки и т.п. намеки и т.п. Vorführung des Ärgers; Scheinbare Indifferenz; Entlarvung der falschen Autorität; zeitweilige moralische Isolation; Anspielungen.
30 Интернет-ресурсы по изучению немецкого языка: untry.asp?id= &c=Germany untry.asp?id= &c=Germany
31 - портал изучения немецкого языка: книги и учебные материалы, информация о системе образования в Германии, on-line-тесты, словари и справочники.
32 x.shtmlhttp:// x.shtml - проект, посвященный самостоятельному изучению немецкого языка; содержит большую библиотеку аудиозаписей и текстов на немецком языке; работает немецкоязычный форум, где каждый может оттачивать своё умение писать по-немецки. x.shtml
33 А теперь более подробно рассмотрим вопросы темы
34 Подростковый возраст характеризуется бурными процессами психофизического развития и полового созревания.
35 Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивая себя с окружающими, сверстниками. В это время формируется характер подростков, им нравятся острые ощущения, они любопытны и стремятся к независимости.
36 В подростковый период идет и нравственное развитие личности, формируются убеждения, часто не совпадающие с общественным мнением. Все сказанное выше относится к подростковому возрасту вообще.
37 Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит к их противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними.
38 Контингент таких подростков можно разделить на три группы:
39 психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников, внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны; в школе такие учащиеся поясничают, демонстративно не подчиняются требованиям, прогуливают занятия; психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников, внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны; в школе такие учащиеся поясничают, демонстративно не подчиняются требованиям, прогуливают занятия;
40 подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью; они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя; подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью; они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя;
41 подростки с расторможенностью влечений: им свойственна гиперсексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков и алкоголя; они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны. подростки с расторможенностью влечений: им свойственна гиперсексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков и алкоголя; они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.
42 По данным Центра социологических исследований Минобразования: Российские дети тратят на выпивку, сигареты, наркотики 7 миллиардов рублей, в том числе на наркотики 2,5 млн. долларов; Российские дети тратят на выпивку, сигареты, наркотики 7 миллиардов рублей, в том числе на наркотики 2,5 млн. долларов; 6,5 миллиона россиян хотя бы раз пробовали наркотик, из них 4 миллиона молодежь от 11 до 24 лет; 6,5 миллиона россиян хотя бы раз пробовали наркотик, из них 4 миллиона молодежь от 11 до 24 лет;
43 возраст начинающего наркомана снизился до 11 лет; возраст начинающего наркомана снизился до 11 лет; 60 % молодежи курят «травку», 60 % молодежи курят «травку», 15 % - опий, остальные колются, нюхают, глотают «колеса»; 15 % - опий, остальные колются, нюхают, глотают «колеса»; российские дети выпивают в год 1 миллиард литров спиртного (215 миллиардов рублей). российские дети выпивают в год 1 миллиард литров спиртного (215 миллиардов рублей).
45 Где вы впервые попробовали наркотик? 57% - вне помещений, в кругу сверстников; 57% - вне помещений, в кругу сверстников; 13,9% - по месту учебы; 13,9% - по месту учебы; 12,6% - на дискотеке; 12,6% - на дискотеке; 6,3% - в поездках на отдых, походах; 6,3% - в поездках на отдых, походах; 4% - в парке, на пляже; 4% - в парке, на пляже; 0,7% - в больнице (во время лечения); 0,7% - в больнице (во время лечения); 0,7% - в местах лишения свободы; 0,7% - в местах лишения свободы; 0,7% - на массовых концертах; 0,7% - на массовых концертах; 0,5 % - в других местах. 0,5 % - в других местах.
47 За последние годы употребление наркотиков среди подростков возросло в 6-8 раз. Распространяется «семейная наркомания», когда родители приобщают к наркотикам малолетних детей.
48 Известно, что большая часть современных подростков хотя бы один раз употребили наркотики, стремясь выйти из-под опеки взрослых, демонстрируя свою независимость.
49 Что мы можем предложить в ответ на этот вызов времени?
50 Физическая культура, являясь составной частью общей культуры личности, во многом определяет ее социальный и нравственный статус и может быть решающим фактором предупреждения и преодоления педагогической и социальной запущенности учащихся.
51 Занятия ФК можно рассматривать с трех позиций: как способ организации досуга подростков; как способ организации досуга подростков; как одно из средств оздоровления подрастающего поколения; как одно из средств оздоровления подрастающего поколения; как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния. как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния.
52 Средства ФК и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, формировать здоровый морально- психологический климат в обществе.
53 Всемирно признано, что занятия ФК и спортом являются не только средством поддержания и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и вредных привычек, но и важным фактором предупреждения асоциального поведения молодежи и, в частности, распространения наркомании.
54 Стратегия первичной физкультурно-спортивной профилактической деятельности предусматривает проведение активных профилактических мероприятий.
55 Что для этого необходимо? создание новых привлекательных форм организации физкультурно- спортивной деятельности; создание новых привлекательных форм организации физкультурно- спортивной деятельности; разработка инновационных проектов, методик и программ физкультурно-спортивной деятельности; разработка инновационных проектов, методик и программ физкультурно-спортивной деятельности;
56 осуществление взаимодействия со всеми организациями, занимающимися досуговой деятельностью среди молодежи; осуществление взаимодействия со всеми организациями, занимающимися досуговой деятельностью среди молодежи;
57 подготовка методических материалов по использованию средств физической культуры и спорта в профилактике наркомании; подготовка методических материалов по использованию средств физической культуры и спорта в профилактике наркомании; обобщение передового опыта и изучение эффективности средств физической культуры в профилактической работе; обобщение передового опыта и изучение эффективности средств физической культуры в профилактической работе;
58 подготовка и переподготовка специалистов по проведению профилактической работы; подготовка и переподготовка специалистов по проведению профилактической работы; проведение информационно- просветительской работы; проведение информационно- просветительской работы;
59 разработка технологий использования средств физической культуры и спорта в реабилитации лиц с зависимостью от наркотических веществ. разработка технологий использования средств физической культуры и спорта в реабилитации лиц с зависимостью от наркотических веществ.
60 Формирование новой системы представлений о ценностях физической культуры в современных условиях связано с гуманизацией и демократизацией общества, обращением к человеку как мере всех вещей, к его нравственному самоопределению, индивидуальному действию.
61 Одним из направлений этой работы может быть освоение ценностей физической культуры, в процессе которого происходит активное воздействие не только на физические способности человека, но, прежде всего, на его чувства и сознание, психику интеллект.
62 Это обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений - положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов в сфере физической активности и здоровом стиле жизни.
63 1/PROGECT.HTM 1/PROGECT.HTM методы и приемы коррекционно- воспитательной работы с учащимися; методы и приемы коррекционно- воспитательной работы с учащимися; виды деятельности учителей с учащимися в свободных формах и на различных уроках; виды деятельности учителей с учащимися в свободных формах и на различных уроках; упражнения, игры и занятия. упражнения, игры и занятия.
64 - открытое электронное издательство по социальной работе (СПФ БГУ)
65 - А. Ц. Цыбикова «В помощь воспитателю коррекционной школы», «Система специализированной помощи детям с ограниченными возможностями»
66 - персональный сайт Рулиене (Юмсуновой) Л.Н.
67 ex_structura.html ex_structura.html Институт коррекционной педагогики
68 Советы профессионального логопеда. Программы и ТСО для коррекционной педагогики, новости логопедии и др.
69 На сайте размещена Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста.
70 На сайте собрана различная информация для родителей детей, страдающих аутизмом: тексты законодательных актов; статьи по проблемам аутизма по материалам российской и зарубежной прессы; библиотека аутизма.
71 Сайт посвящен занятиям лечебной верховой ездой и конным спортом с инвалидами; можно найти информацию о программах, методические материалы, а также публикации журнала Русского иппотерапевтического сообщества «Левада».
72 В основе интернет-проекта – база данных образовательных и развивающих учреждений Москвы, работающих в области специальной педагогики и психологии. Специалисты (педагоги, психологи, логопеды и дефектологи) найдут на сайте материалы и статьи.
73 Коррекция (лат. Correctio - исправление) Система специальных и общепедагогических мер, направленных на исправление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
74 Компенсация (лат. Compensatio) Возмещение, уравновешивание) - это процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.
75 Ретация социальная (лат. Rehabilitatio - восстановление) Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, нормальную общественно-полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.
76 Депривация (лат.deprivatio - лишение) Психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
77 Есть ли у вас вопросы? Заполните, пожалуйста, анкету!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.