Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschool-05.berdsk-edu.ru
1 Педагогические аспекты ситуации успеха Анализ понятия «». Анализ понятия «педагогическая ситуация». В научной литературе это понятие широко представлено во многих исследованиях (О.С.Богданова, В.И.Загвязинский, В.И.Перова, Е.А.Крюкова, Л.Ф.Спирин, В.В.Сериков и др.) и характеризуется через совокупность условий и обстоятельств, специально создаваемых как учителем, так и естественно возникающих в педагогическом процессе. Педагогическая ситуация должна обеспечивать единство деятельности учителя и учащихся, а также направленность на достижение позитивных изменений в личности ученика В научной литературе это понятие широко представлено во многих исследованиях (О.С.Богданова, В.И.Загвязинский, В.И.Перова, Е.А.Крюкова, Л.Ф.Спирин, В.В.Сериков и др.) и характеризуется через совокупность условий и обстоятельств, специально создаваемых как учителем, так и естественно возникающих в педагогическом процессе. Педагогическая ситуация должна обеспечивать единство деятельности учителя и учащихся, а также направленность на достижение позитивных изменений в личности ученика
2 Ситуация успеха - это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.Ситуация успеха - это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Понятие «ситуация успеха».
3 Условия, при которых она может состояться: Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и значимые для них.Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и значимые для них. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, создает психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете.Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, создает психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете. К. Роджерс К. Роджерс
4 Классические ситуации (А. С. Макаренко) характеризуется тем, что доверие дается авансом личности, еще не окрепшей, но уже готовой оправдать его. Создаются условия для выражения доверия со стороны товарищей или значимого для ребенка взрослого.Ситуация авансирования доверия (А. С. Макаренко) характеризуется тем, что доверие дается авансом личности, еще не окрепшей, но уже готовой оправдать его. Создаются условия для выражения доверия со стороны товарищей или значимого для ребенка взрослого. Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова) – это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого школьника в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова) – это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого школьника в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.
5 (О. С. Богданова, В. А. Караковский). В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходят столкновение и борьба несовместимых интересов и установок (М. М. Ященко, В. М. Басова).Ситуация свободного выбора (О. С. Богданова, В. А. Караковский). В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходят столкновение и борьба несовместимых интересов и установок (М. М. Ященко, В. М. Басова). ( Х. Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становится субъектом ситуации. В педагогической практике ситуация соотнесения часто создается в тех случаях, когда у школьников возникает потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни коллектива. По отношению к личности педагог создает подобную ситуацию, когда необходимо побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).Ситуация соотнесения ( Х. Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становится субъектом ситуации. В педагогической практике ситуация соотнесения часто создается в тех случаях, когда у школьников возникает потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни коллектива. По отношению к личности педагог создает подобную ситуацию, когда необходимо побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).
6 (А. Н. Лутошкин) предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей. Это достижение подтверждается и официальным признанием: призовое место, количество баллов, почетная грамота и т. п.Ситуация соревнования (А. Н. Лутошкин) предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей. Это достижение подтверждается и официальным признанием: призовое место, количество баллов, почетная грамота и т. п. (О. С. Газман, В. А. Караковский, А. С. Белкин) наиболее широко используется в практике воспитания. Создается она в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, помочь преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех в ситуации гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметна для воспитуемых. Должна быть обеспечена объективность успеха, в противном случае это вызовет негативные последствия для отношений. Необходимым условием является желание коллектива или личности достигнуть успеха, приложить усилия.Ситуация успеха (О. С. Газман, В. А. Караковский, А. С. Белкин) наиболее широко используется в практике воспитания. Создается она в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, помочь преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех в ситуации гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметна для воспитуемых. Должна быть обеспечена объективность успеха, в противном случае это вызовет негативные последствия для отношений. Необходимым условием является желание коллектива или личности достигнуть успеха, приложить усилия.
7 а)«Авансирование похвалой», имеющая своей функцией создание у подростков установки на необходимость учения; б) «неожиданная радость», имеющая своей функцией эффективное включение подростков в образовательный процесс; в) «высокий полет», ориентированная на включение учащихся в самостоятельные занятия. Виды ситуаций успеха.
8 Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Понятие «успех».
9 С социально-психологической точки зрения:УСПЕХ - оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно не было, всегда окружен системой, так называемых, экспектаций (ожиданий).С социально-психологической точки зрения: УСПЕХ - оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно не было, всегда окружен системой, так называемых, экспектаций (ожиданий).
10 С педагогической точки зрения ситуация успеха –это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи.В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи.
11 Вывод: Таким образом, организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе и уважение. Только сотрудничество позволит учителю, и ориентироваться на успех ученика, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема школьниками. Таким образом, организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе и уважение. Только сотрудничество позволит учителю, и ориентироваться на успех ученика, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема школьниками.
12 Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается» К. Д. Ушинский «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.