Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.school422.ru
1 «Урок как форма педагогического сотрудничества» - педсовет – Выступление Архиповой И.А., заместителя директора по УВР: «ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ»
2 Идеи педагогики сотрудничества: Идея опоры. Идея свободного выбора. Идея опережения. Идея крупных блоков. Идея соответствующей формы. Идея самоанализа. Интеллектуальный фон класса. Коллективное творческое воспитание. Основное правило: «Всё творчески – иначе зачем». Творческий производственный труд. Творческое самоуправление. Сотрудничество с родителями. Личностный подход. Сотрудничество учителей. Идея сложных целей.
3 ВВЕДЕНИЕ «Урок как форму организации обучения придумал Я.А. Каменский ещё четыреста лет назад. Так что урок – это архаика, он объективно устарел за это время и исчерпал себя. Словосочетание «современный урок» - это нелепость, нонсенс, оксюморон. Что-то вроде «современной архаики». То есть абсурд». Из выступления иноватора, модернизатора, реформатора. « Колесо ещё древнее. Но попробуйте без него обойтись». Е.Ямбург. Директор ЦО 109.
4 1 требование: Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.
5 2 требование: Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учёте возможностей и особенностей детей и др.
6 3 требование: Точное (в закономерностях, принципах) и одновременно творческое ( то есть прежде всего – личностное) выполнение программно-методических требований к уроку.
7 4 требование: Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.
8 5 требование: Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала. Не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны изучить дети.
9 6 требование Безусловный учёт личностных особенностей, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп, учёт особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся.
10 7 требование Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы ещё и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока.
11 8 требование Специально спланированная (то есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения.
12 9 требование Комплексное планирование задач по трём группам: 1.Педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности, так называемые креативные, оздоровительные цели и др. – это цели развития ребёнка (главные цели). 2.Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные. Исследовательские. 3.Цели самообразования учителя: А) профессионального. Б) личностного.
13 10 требование: Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.
14 11 требование: Продумывание и по возможности формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
15 12 требование: Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.
16 13 требование: Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное (продуманное и обоснованное) осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.
17 14 требование: Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельностному.
18 15 требование: Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), сходной, частично новой (изменённой) и в полностью незнакомой ситуации.
19 16 требование: Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.
20 17 требование: Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова, Фаизова, Ильясова, Кушнира, Эрдниева, Монтессори, Штайнера, Френе и др.) и их только дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.
21 18 требование: Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания форм.
22 19 требование: Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных возможностей с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала).
23 20 требование: Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности.
24 21 требование: Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей (и результатов) школы ХХ1 века.
25 22 требование: Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребёнка в обучении.
26 23 требование: Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.).
27 24 требование: Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам.
28 25 требование: По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.
29 26 требование: Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные результаты.
30 27 требование: Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.
31 28 требование: Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий, переход от обеспечения эстетики не только формы, но и акцентирование внимания на эстетике идеи как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала.
32 29 требование: Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.
33 30 требование: Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся.
34 31 требование: Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми.
35 32 требование: Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства.
36 33 требование: Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.
37 34 требование: Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников.
38 35 требование: Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с её прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребёнка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребёнка результатов.
39 Вл. Корнилов Считали: всё дело в строе, И переменили строй, И стали беднее втрое, И злее само собой. Считали: всё дело в цели И хоть изменили цель, Она, как была доселе, За тридевять земель.
40 Вл. Корнилов Считали: всё дело в средствах, Когда же дошли до средств, Прибавилось повсеместно Мошенничества и зверств Меняли шило на мыло И собственность на права, А необходимо было Себя поменять сперва.
41 Спасибо за внимание! Желаю всем успеха в многотрудной работе по самоизменению!
42 Раздаточный материал: 1. Памятка по самоанализу урока. 2. Дидактические принципы обучения. 3. Этапы урока: А) Образовательные задачи урока. Б) Содержание этапа учебного занятия. В) Показатели выполнения учебных задач. 4. Рекомендованная для самообразования литература. 5. Требования к современному уроку.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.